Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Видеомэппинг (видео-мэппинг, проекционный мэппинг, 3D-мэппинг, в России также широко используется название «видеомаппинг») — это искусство создания и наложения трехмерных проекций на физиче-ские объекты — здание, автомобиль, диван, с учетом их геометрии и ме-стоположения в пространстве.
Приставка «3D» в «3D-видеомэппинг» подразумевает, что обыгры-ваются свойства геометрии поверхности, на которую производится ви-деопроекция, а не используемую технологию, уже ставшую привычной в играх, телевизионных программах и фильмах в формате 3D. В этом кон-тексте специальные компьютерные технологии позволяют создавать 3D-модель объекта, на который планируется осуществить проекцию, а затем изменить ее в соответствии со сценарием шоу, что дает оптическую иллю-зию изменения самого объекта.
В последние несколько лет популярность таких проектов, как свето-вые шоу на здании, а также использование 3D видеомэппинга активно рас-тет: масштабные объемные видеопроекции и световые инсталляции очень зрелищны, а современные возможности моушн-графики и трехмерного моделирования позволяют создавать очень реалистичные, фантастические спецэффекты. Именно поэтому видеомэппинг так широко используется для проведения общественных мероприятий, городских праздников, для ре-кламных кампаний и презентаций брэндов.
Многие созданные с использованием проекционного 3D мэппинга работы вышли за рамки привычно описываемого дизайном, проекцион-ный видеомэппинг положил начало новому направлению в аудиовизуаль-ном искусстве.
1. Понятие синтеза искусств
1.1. Понятие видеомэппинга
В современной городской среде искусство давно уже вышло за рамки музеев и художественных галерей. Теперь оно находит все новые пути проникновения в жизнь города и становится неотъемлемой частью визуального окружения. Своим существованием искусство зачастую обя-зано таким нишам городской жизни, как наиболее оживленным обще-ственным местам, пространству рекламы, творческим кластерам и арт-центрам. Городская среда стала более многоликой, сложной по своей структуре и связям. И потому все больше профессионалов в своей работе придерживаются принципа, проектирования от «архитектуры объекта» к «архитектуре среды». То есть время, когда здание создавалось изолиро-ванно от окружения, уходит в прошлое, а на смену приходит синтез раз-личных составляющих этой среды с архитектурой.
Понятие «синтеза искусств» подразумевает органичное соединение разных видов искусства в художественное целое, которое эстетически ор-ганизует материальную и духовную среду существования человека. Един-ство компонентов, общность участия в художественной организации про-странства и времени, согласованность масштабов, пропорций, ритма по-рождают в искусстве качества, способные оказывать на человека много-стороннее эмоциональное воздействие, обращаясь ко всей полноте его чувств. В архитектурно-художественной теории и практике чаще превали-рует понимание «синтеза» как непосредственной композиционной взаимо-связи архитектуры и монументально-декоративного искусства.
Культура городских улиц. Сближение официально признанного ис-кусства и массовой культуры, которое происходило последние несколько десятилетий, можно назвать культурой городских улиц. Она представляет собой взаимонаправленный и взаимосвязанный процесс, в результате ко-торого появилась одна из новых форм внедрения искусства в городскую среду — создание «публичного» искусства.
Термин «паблик-арт» относится к произведениям искусства, кото-рые были созданы специально для расположения и демонстрации в обще-ственном месте, чаще всего под открытым небом. В наше время паблик-арт включает в себя все: от приготовленной художниками еды и организации прогулок в парках до создания стрит-артов. Частично это направление от-ражает перемены в самом искусстве.
Нью-Йорк стал одним из ведущих городов по развитию собствен-ной городской среды, и одной из новых форм свободного самовыражения человека в культурном пространстве города стало граффити
Это было довольно молодое явление, изначально обладающее про-тестной составляющей. Прежде всего, это было донесение идеи художника широкому кругу обычных, неподготовленных зрителей. Холстами для них были стены или вагоны нью-йоркского метро. И именно это позволяло ху-дожникам развивать больше не эстетические качества своего произведения, а его публичность, тиражировать свое творчество с максимальной отдачей и обратной связью от общества. Спустя время это течение трансформиро-валось в то, что сейчас называют «стрит-арт». На сегодняшний день улицы многих городов мира покрыты тысячами пиктограмм, тэгов, всякого рода логотипов, персонажей и образов.
Как отмечают исследователи, «стрит-арт» — это попытка пере-осмыслить здесь и сейчас существующее городское пространство, будь то заборы или трансформаторные будки, стены жилых домов или детских са-дов, наполнить его новой образностью, соответствующей ритмам совре-менной жизни».
Взаимосвязь стрит-арта и туристской привлекательности города. Стрит-арт преобразует городские районы в современные музеи под от-крытым небом и создают для них имидж туристически привлекательных городов. Так, например, Берлинская стена стала важным ядром притяже-ния туристов. Она была площадкой для творчества многочисленных ху-дожников. К 1989 году она превратилась в многокилометровую выставку граффити. После разрушения стены её фрагменты быстро превратились в объекты, хорошо узнаваемые по всему миру.
3D-mapping называют по-разному (видеомэппинг, видеопроекция, проекционный мэппинг, 3D-проекция, проекционное шоу и др.), но все эти термины обозначают особую технологию аудиовизуального искусства с безграничным художественным потенциалом.
Это трехмерная (объемная) видеопроекция на реальный объект (плоский или рельефный) с учетом его форм и положения в пространстве. Художественное обыгрывание превращает его в динамический видео-экран, видоизменяет визуальные характеристики, создает иллюзию по-движности реального объекта, его преображения или трансформации. Объектом может выступать фасад здания, интерьер помещения, автомо-биль или любой другой предмет, даже человек и его части тела. При должном уровне подготовки можно воплотить самые фантастические идеи, создавая виртуальный мир в реальности. Так, непримечательный конфе-ренц-зал может превратиться в тропические джунгли, фасад здания неожиданно «обрушиться» на глазах зрителей, а человеческое лицо стать ожившим мультперсонажем. (Рис 1)
Рисунок 1. Фестиваль "Круг Света", 3Д проекция на Большом теат-ре
В зависимости от того, на какой предмет направляется проекция, различают виды 3D-мэппинга:
архитектурный – на стены или фасады зданий и другие сложные объекты (мост, башня, корабль, самолет и под.);
ландшафтный – на природные объекты (скала, дерево, обрыв), сю-да можно отнести трехмерный мэппинг на водных объектах, активно раз-вивающийся в последнее время;
интерьерный – на стены, пол и потолок внутри помещения;
на малые объекты – свадебное платье, торт, памятник, инсталляция, автомобиль и др.;
интерактивные – новая ниша, в которой главную роль исполняет человек: при помощи разного инструментария зритель напрямую влияет на то, что отображает проекция.
Еще можно в отдельную разновидность вынести видеопроекцию на человеческое лицо, или 3D face mapping. Одной из первых эту технологию использовала Леди Гага в своем выступлении на «Гремми» в 2016 году. В начале номера крупным планом показали лицо артистки, по которому сте-кало расплавленное золото и ползал большой паук.
Особой группой стоят технологии создания голограмм, которые на российском рынке пока малодоступны. Для воссоздания голограммы нуж-на специальная высокотехнологичная аппаратура, которая сводит воедино несколько проекций на сцене для «бесшовной» передачи изображения. Ра-зумеется, появление на мероприятии, например, легендарной личности прошлого, фантастического персонажа или ожившего логотипа, которые двигаются и даже говорят, произведет настоящий фурор среди гостей.
Так случилось, например, в Санкт-Петербурге в 2012 году на вы-ставке Future in Russia, где Виктор Цой «спел» один из своих хитов. А на одном из концертов группировки "Ленинград" появилось сразу несколько Сергеев Шнуровых! Или на сцене церемонии Billboard Music Awards-2014 «выступил»
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Буцык, С. В. 3D-видеомэппинг - направление аудиовизуального ис-кусства или технология аудиовизуального творчества? [Текст] / С. В. Бу-цык, Е. В. Мальцева // Информационные ресурсы России. - М., 2013. - № 2 (132). - С. 33-36.
2. Ефименко, С. М. К вопросу об особенностях применения технологии «видеомэппинг» [Текст] / С. М. Ефименко, В. В. Лешевич // Проблемы ка-чества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. - Пермь, 2017. - Т. 1. - С. 400-406.
3. Загребина, С. А. Видеомаппинг: к особенностям массового зрелища XXI в. [Текст] / С. А. Загребина // Вестник гуманитарного образования. - Киров, 2016. - № 1. - С. 112-115.
4. Задорина, А. П. Мобильные проекции в городских пространствах [Текст] / А. П. Задорина, Д. С. Перевалов // Открытый город: через вовле-ченность - к изменениям. - Екатеринбург, 2017. - С.213-217.
5. Кирпичников, А. П. Видеообработка: мозг, картины и критерии кра-соты. [Текст] / А. П. Кирпичников // DSPA: Вопросы применения цифро-вой обработки сигналов. - М., 2011. - Т.
1. - № 3. - С. 128-131.
6. Назарова, К. А. Влияние аудиовизуальной среды на функциональное состояние современного человека [Текст] / К. А. Назарова, А. В. Уваров // Психология и педагогика: методика и проблемы практического примене-ния. - Новосибирск, 2015. - № 46. - С. 37-41.
7. Оленченко, Н. В. Городская среда как экран для интерактивных мультимедиа проектов [Текст] / Н. В. Оленченко // Стратегические направ-ления развития науки, образования, технологий - Белгород, 2017. - С. 73-83.
8. Филин, В. А. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что - плохо [Текст] / В. А. Филин. - М.: Видеоэкология, 2006. - 512 с.
9. Храпова, В. А. Организация визуальной среды как фактор оптими-зации жизнедеятельности человека и общества в пространстве современно-го города [Текст] / В. А. Храпова, Я. М. Земцова // Социология города. - Волгоград, 2016. - № 4. - С. 55-69.
10. Янушкина, Ю. В. Визуально-кинестетическая экология публичных пространств современного города [Текст] / Ю. В. Янушкина // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Со-циология и социальные технологии. - Волгоград, 2014. - № 3.- С. 71-77.