Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Тема сознания и религии всегда привлекала внимание ученых, поскольку эта тема связана с определением места и роли индивида в мировом пространстве, особенностями его взаимоотношений с окружающей средой. Проблемы сознания связаны с установками любого направления философии.
Каждый вид общественного сознания может существовать в той или иной форме - научной, религиозной, художественной и т.п. Поэтому искусство, например, интерпретируется как форма общественного сознания в целом, независимо от того, какой вид общественного сознания оно оформляет.
Таким образом, из перечня «форм» общественного сознания, предложенного в последней систематической монографии на эту тему1, собственно к формам относятся только искусство, наука, религия и философия, а мораль, политическое сознание и правосознание относятся к видам общественного сознания. Указанное различие между видами и формами общественного сознания эмпирически очевидно и интуитивно ясно. Но основания выделения именно форм общественного сознания фиксируются противоречиво.
Например, B.C. Барулин писал о том, что философия и религия являются мировоззрениями, хотя и различного типа2. В данном случае он ассоциировал эти формы по общему объекту отображения - миру в целом. А науку он специфицировал по способу отражения действительности – теоретико-понятийному3. Но наука также выступает мировоззрением. Да и признак теоретико-понятийного отражения не отличает науку от философии и теологии как теоретического уровня религиозного сознания.
Каждому историческому периоду соответствует свой тип мировоззрения и сознания, со своими ценностями и нормами. К примеру, в первобытном обществе социальными нормами являлись табу. Примитивным обществам присуще «прелогическое» сознание: их логика базируется на вере в мистическую связь субъекта с окружающим миром, на мистической сопричастности (или «партисипации») предметов, а не на формальном взаимодействии субъекта и предиката в суждении, как в аристотелевской логике, которой пользуется современный человек.
Целью данной работы является рассмотрение религии античности.
Задачи:
- описать греческие культы, практику и религиозную философию;
- рассмотреть богов в Древней Греции;
- проанализировать философские течение античности и их влияние на формирование античной религии;
- изучить процесс зарождения христианства, роль античности в становлении христианской религии.
Объект исследования – религия античности. Предмет исследования – особенности становления религии античности.
Глава 1 Зарождение основ религиозного сознания
1.1 Греческие культы, практика и религиозная философия
Формирование религии – это длительный процесс развития верований в пределах первобытной мифологии. Первый способ освоения мира – это мифологическое сознание.
Мифология формируется интеграцией мифов. Последний означает духовное воспроизведение действительности в виде повествования, сообщения, события или персонажи которого являются и признаются существующими объективно.
Мифология формируется стихийно, развитие ее происходит в условиях общинно-родового строя как итог коллективного творчества. Мифология осваивает пространство при помощи воображения и в форме наглядно-чувственных образов4.
Общее в мифологии представлено как индивидуально-типическое. Миф интегрирует интеллектуальное, эмоциональное и волевое отношение к мировому пространству. Миф говорит об осмыслении, вчуствовании, волении. Миф воплощает себя в живописи, пении, танце, ритуале.
В мифологии человек не отличается от внешней природы. Сознание человека рассматривается вместе с коллективным. Нет отличий между образом и предметом, субъективным и объективным. То, что происходит в сознании, есть объективно происходящее в действительности.
Самыми древними социальными нормами являлись табу. Табу представляет собой установление, которое состоит в строгом запрете действий по отношению к конкретным вещам, людям, явлениям. Если рассматривать с точки зрения табу, запретен и опасен неупорядоченный контакт между бытовым и священным. Как пример, это может быть запрет на прикосновение к вождю.
В. Вундт утверждал, что табу является самым древним неписаным моральным кодексом человечества. З. Фрейд говорил о том, что табу является по возрасту древнее богов. Также знаменитый психоаналитик утверждал, что феномены, которые сопровождают табу, очень похожи на симптомы невроза навязчивости. Эти феномены – немотивированность запретов, внутреннее принуждение к тому, чтобы эти запреты исполнялись, элемент переноса на других людей, церемонии ритуалы.
Э. Дюркгейм говорил о различии между мирским и священным – это различие являет собой камень религии, инициирует солидарность в группе.
Если рассматривать конкретные выражения в примитивных культурах, табу здесь тесно пересекается с тотемизмом. Связь табу и тотемизма касается, например, табу инцеста, которое выражается в экзогамии. Также примером может быть табу на убийство тотемного животного.
На сегодняшний день табу рассматривается как универсальный феномен, который присутствует в современном обществе и выполняет идентичные функции.
Слово «табу» происходит от полинезийского слова tábu (с ударением на первом слоге). В Полинезии данный термин характеризует понимание «запретное», и применимо к любым видам запретов. То есть в Полинезии данный термин может быть применим к этикету, приказам вождя и пр.
Предметы в мифологии – это носители определенных качеств. Поэтому персонажи мифов обладают определенными свойствами, но и одни и те же признаки присущи многим персонажам5. Еще нет четко сформированных логических структур обоснования и доказательства. Язык отличается тем, что пока нет имен, которые бы выражали родовые понятия. Но существует большое количество слов, которые выражают определенный предмет и его свойства, стадии развития, разные точки восприятия.
Один и тот же предмет может иметь различные названия. Разные вещи и существа могут быть названы одним именем. Наблюдается частичная или полная идентификация разных предметов и существ. Характерна и метафоричность, символизм персонажей в мифологии.
Акцент в мифологическом сознании делается на бинарных оппозициях:
1) Небо-земля;
2) Свет-тьма;
3) Правое-левое;
4) Мужское-женское;
5) Жизнь-смерть и др.
Структура мифов является многообразной. Мифы формируются вокруг этиологических повествований, которые объясняют создание конкретных явлений. Объяснение – это рассказ о том, когда, как, для чего что-то создавалось и возникло. Принципами заключения являются: все во всем, все есть все и пр. Очень широко распространены мифы о создании мира, о том, как и откуда пришли боги, о происхождении Солнца, Луны, человека, о конце мира и пр.
Как религия, так и магия имеет свою историю, которая преломляется в характере ее носителей и совокупности уникальных черт их культуры, образа жизни, склада мышления. В некоторых «магических традициях» можно проследить сложную внутреннюю структуру, развивающуюся во времени. В Древней Греции магия развилась под воздействием восточных культур, находившихся в контакте с эллинскими народами. Практики чародейства, воспринятые, например, от Египетских носителей, приобретали в Греции собственную культуру. Уже в Микенскую под влиянием Египта, Киклад, Анатолии6 эпоху магия приобретает у греков широкое распространение в контексте верований (не отделяясь от религиозных практик). В классическую эпоху магия уже выходит за границы религии и приобретает запретный характер. В позднеклассическую и эллинистическую эпоху наблюдается расцвет дивинаторной магии и традиции проклятия (это подтверждено многочисленными «табличками с заклятиями», которые находят на территории бывших греческих владений до сих пор).
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Адамчик М.В. Всемирная энциклопедия. Христианство / М.В. Адамчик. - М.: Современный литератор, 2015. - 236 c.
2) Адо П. Марк Аврелий//Адо П. Духовные упражнения и античная философия. - М., СПб. Степной ветер; ИД Коло, 2005. С. 127-196.
3) Барулин B.C. Социальная философия: учебник / Барулин B.C. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2018. - 560 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.logicbooks.info/sites/default/files/barulin._socialnaya_filosofiya.pdf.
4) Браун П. Культ святых. Его становление и роль в латинском христианстве / П. Браун. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2017. - 208 c.
5) Введение в культурологию/Под ред. Е. В. Попова. – М., 2018
6) Владимиров, Александр Апостолы: гностико-эллинские истоки христианства / Александр Владимиров. - М.: Беловодье, 2018. - 582 c.
7) Гусейнов А. А., Античная этика. — Москва : URSS : ЛИБРОКОМ, 2018.
8) Гатиатуллина Э. Р., Эллинистический скептицизм и постмодернистский кризис идентичности // Философия и культура. — 2015. — № 11 (95). — С. 1626-1680
9) Диоген Лаэрций. Об Эпикуре: Соб. соч. М., 1998. X книга
10) Культурология. История мировой культуры /Под ред. А. Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2018
11) Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции: Легенды, мифы. — М.: Эксмо, 2018. — 544 с.
12) Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996
13) Маслов Д.К. Пирроническая диалектическая стратегия // Идеи и идеалы. 2018. № 3. С. 16-20
14) Общественное сознание и его формы / под бщ. ред. В.И. Толстых. - М.: Политиздат, 1986
15) Петров А.В. Феномен теургии. Взаимодействие языческой философии и религиозной практики в элинистическо-римский период. Спб.: РХГИ, 2016
16) Пилат Б.В. Иисус, евреи и раннее христианство / Б.В. Пилат. - Москва: РГГУ, 2019. - 822 c.