Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На настоящий момент государственная власть в Российской Федерации по сей день приоритетной целью ставит перед собой – становление правого государства с гражданским обществом. В этом государстве личность, да и общество в целом, должны уважать права, и вместе с тем находиться в равном отношении к нему. Причём, в данном случае может сохраняться только при усилении законности и правопорядка в государстве. Государственный надзор – это есть особый вид правоохранительной деятельности, осуществляемый специализированным органом исполнительной власти с целью обеспечения правопорядка и соблюдения законности. Кроме того, данный надзор заключается в непрерывном, систематическом наблюдении за деятельностью неподчинённых им органов или лиц, для осуществления основной задачи органов, деятельность которых специализируется в данной сфере, – предупреждение и выявление нарушений законности. Данным органом выступает – Прокуратура Российской Федерации.
Утверждение и реализацию прав и свобод человека можно назвать важнейшей предпосылкой построения правового государства в России, неотъемлемой составляющей которого является укрепление верховенства закона, защита прав и свобод гражданина. Воплощение этих положений в системе местного самоуправления особенно актуально, так как территориальная самоорганизация граждан для решения важнейших задач, сочетающая в себе черты института государственной власти и демократии. Однако если в деятельности органов местного самоуправления нарушается принцип законности, то они не только не выполняют свои функции, но и служат законному порабощению народа. Поэтому особое значение приобретает прокурорский надзор за деятельностью органов местного самоуправления.
Объектом исследования являются общественные отношения, формирующиеся во взаимосвязи прокурорского надзора в системе местного самоуправления.
Предметом работы является прокуратура Российской Федерации, её надзорная деятельность и законодательные акты, регулирующие прокурорскую деятельность в системе местного самоуправления.
Целью курсовой работы является изучение и анализ основ организации и деятельности прокуратуры РФ, как надзорного органа.
Для глубокого и подробного исследования и анализа определили следующие задачи:
1. Определить правовую сущность прокурорского надзора.
2. Дать общую характеристику прокурорскому надзору за деятельностью органов местного самоуправления: контроль законности;
3. Охарактеризовать контроль прокуратуры за соблюдением прав и свобод граждан в деятельности органов местного самоуправления;
4. Проанализировать проблемы прокурорского надзора в сфере местного самоуправления и пути их решения.
Теоретическую основу настоящей курсовой работы составили труды специалистов в области прокурорского надзора, его проблем и специфике, таких как В.Г. Бессарабов, А.А. Боев, М.М. Васягина, А.А. Жидких, А. С. Каинов, О.С. Капинус, Б.В. Андреев, А.Х. Казарина и др.
По структуре работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы. Работа содержит 17 источников, 23 страницы.
1. Правовая сущность прокурорского надзора
Прокурорский надзор – вид государственной деятельности, осуществляемый исключительно органами прокуратуры и выражающийся в проверке соблюдения Конституции РФ и действующих на территории РФ законов присущими прокурорам правовыми средствами надзора. В науке о прокурорской деятельности, вопрос сущности прокурорского надзора – это ключевое понятие и является предметом активного обсуждения [3, с. 183].
Полагаем, что наиболее полно сущность прокурорского надзора раскрывается через следующие понятия:
1) предмет прокурорского надзора;
2) объект прокурорского надзора;
3) цели и задачи прокурорского надзора;
4) основные направления прокурорского надзора.
В теории прокурорского надзора проблема соотношения предмета и объекта прокурорского надзора является достаточно дискуссионной. Так, в специальной литературе, под объектом понимают государственные и негосударственные поднадзорные органы и их должностные лица. В свою очередь, предмет отождествляют с объектом через его действия и решения, правомерность их деятельности и поведение.
Такое понимание позволяет согласиться с бытующей в учебной и научной литературе точкой зрения, согласно которой «общий предмет надзора складывается из трех элементов:
1) соблюдение Конституции РФ и исполнение федерального законодательства;
2) соответствие федеральному законодательству издаваемых поднадзорными органами и должностными лицами правовых актов.
3) соблюдение прав и свобод человека и гражданина» [4, с. 19].
Более конкретно предмет прокурорского надзора урегулирован законодательными нормами. Так, предмет надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу согласно ФЗ «О прокуратуре РФ» складывается из следующих элементов:
1. Законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом. При этом законность нахождения лиц предполагает законность основания помещения лиц в местах содержания задержанных (протокол задержания ст. 92 УПК РФ) [2], предварительного заключения (постановление судьи об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу ст. 108 УПК РФ), исправительных и иных органах и учреждениях (приговор суда УИК РФ) [2].
2. Соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания. Подозреваемый, обвиняемый, подсудимый и осужденный наделяются комплексом прав и обязанностей, закрепленных в УПК РФ, УИК РФ, ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [3], и многочисленных ведомственных нормативных актах. В рамках соблюдения прав указанных лиц проверяются и порядок и условия их содержания как установленные законодательством РФ нормы материально-бытового и медико-санитарного обеспечения лиц, требования о раздельном содержании различных категорий лиц, соблюдение сроков содержания, законность освобождения и т.д.
3. Законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.
4. Кроме этого, представляется, что предмет прокурорского надзора в ст. 32 ФЗ «О прокуратуре РФ» сформулирован не достаточно полно, так как по смыслу ст. 33 того же закона прокуроры проверяют соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации пенитенциарных и других поднадзорных органов и учреждений. В этой связи, выявление соответствия закону правовых актов, издаваемых должностными лицами поднадзорных органов так же можно рассматривать в качестве элемента предмета данной отрасли надзора.
Главными понятиями прокурорского надзора являются его предмет, объекты, субъекты, средства, методика и принципы.
По мнению М.М. Васягина, предмет прокурорского надзора – это сфера общественных отношений, контролируемая прокуратурой – отношения общества и государства. Он четко определен в ст. 21 Закона [7, с.148].
Объекты прокурорского надзора – это министерства, ведомства, учреждения, предприятия, организации, государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, на которые распространяются надзорные полномочия прокурора [7, с.149].
Субъектом прокурорского надзора называется участник прокурорского-надзорных правоотношений. Это физические или юридические лица, проверяемые прокуратурой на соблюдение законов РФ. Однако и сам прокурор, работники прокуратуры также выступают участниками упомянутых правоотношений. Объекты и субъекты не прописаны в Законе, но упоминаются в юридической литературе.
Средства прокурорского надзора – это действия и правовые акты прокурора, которые вытекают из его полномочий и с помощью которых он решает поставленные перед ним задача: обнаруживает, устраняет, предупреждает нарушения законов, привлекает виновные лица к юридической ответственности. Они тоже не перечисляются в Законе, а лишь в специальной литературе.
Методика прокурорского надзора – это научное понятие, которое означает совокупность методов и способов осуществления прокурором своих полномочий и решения задач во время проведения проверок относительно соблюдения и применения законов. Ст. 22-27, 42 Закона и др. определяют
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СЗ РФ. 2020. № 31. Ст. 4398.
2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ: федеральный закон от 18. 12. 2001 № 174-ФЗ (ред. от 24.02.2021) // Собрание законодательства РФ.- 2021. - № 52 (Ч.1) - Ст. 4921.
3. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 30.12.2020) "О прокуратуре Российской Федерации"
4. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2020) // Российская газета. – 2021. – 8 октября. – № 202.
5. Бессарабов, В.Г. Организация и деятельность Российской прокуратуры / В.Г. Бессарабов. – М.: Эль-Фа, 2016. – 368 с.
6. Боев А.А. Особенности прокурорского надзора за законностью деятельности органов местного самоуправления в России // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2019. №2. С. 134–135.
7. Васягина, М.М. Основные направления совершенствования правоохранительной деятельности прокуратуры / М.М. Васягина // Инновационная наука. – 2015. - № 11. – С. 148-149.
8. Жидких А.А. Роль прокуратуры в правовом развитии России // Конституционное и муниципальное право. 2018. №6. С. 64–68.
9. Каинов, А. С. Прокуратура как особый правоохранительный орган / А.С. Каинов // Юридический журнал. – 2016. - № 3. – С. 105.
10. Капинус О.С., Андреев Б.В., Казарина А.Х. К вопросу о методологии и методике оценки эффективности прокурорского надзора // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. – 2019. – № 1
11. Макаренко, М.А. Прокурорский надзор за законностью деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц // Дальневосточный научный центр местного самоуправления. – 2017. – № 11
12. Паламарчук А.В. Задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами местного самоуправления // Законность. 2020. №3 (953). С. 3–8.
13. Прокурорский надзор : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / М. П. Поляков, А. В. Федулов, С. В. Власова, М. В. Лапатников ; под общ. ред. М. П. Полякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 324 с.
14. Прокурорский надзор: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. А. Ф. Смирнова, А. А. Усачева. - М.: Издательство Юрайт, 2016. – 402 с.
15. Прокурорский надзор: учебник / Ю.Е. Винокуров и др.; под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2017. – 490 с
16. Шугрина Е.С. Контроль за органами местного самоуправления и их должностными лицами // Конституционное и муниципальное право. – 2018. – № 6.
17. Яичникова Ю.С. Виды и формы контроля за муниципальной деятельностью // Современное право. 2019. №4. С. 43–45.