Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что характер статуса парламентария является одним из ключевых моментов в теории и практике российского парламентаризма.
В положениях ст. 3 Конституции РФ закреплено, что в качестве носителя суверенитета и единственного источника власти в нашей стране, выступает- ее многонациональный народ, реализующий эту власть, также и через органы государственной власти, один из которых - Федеральное Собрание РФ (ст. 11 Конституции РФ) - представительный и законодательный орган, состоящий из двух палат: Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ (ст. 94, ч. 1 ст. 95 Конституции РФ). Это означает, что в соответствии с принципом народовластия депутаты Государственной Дума РФ связаны волей народа (избирателей) в рамках конституционного правонаделения, как ключевого способа формирования компетенций органов публичной власти, а соответственно, прав и обязанностей депутатов. В данном случае, представляется возможным вести речь о том, что народ делегирует представительным учреждениям, а, соответственно, депутатам, «полномочия на осуществление полномочий», что подразумевает особый характер связи народных представителей и избирателей.
Вопросы статуса депутата Государственной Думы, и сенатора РФ, имеет принципиальное значение, поскольку правильное понимание статуса парламентария позволит более четко определить степень его зависимости от воли избирателей и критерий личной ответственности перед ними за результаты своей работы.
В связи с этим, весьма важным представляется, что происходящие в последнее время изменения, связанные с формированием в России государственной системы с полноценным парламентом, изменили и общий вектор в исследовании природы рассматриваемого статуса. Формирование парламентаризма в России позволяет переосмыслить значение статуса парламентария в России с точки зрения его общетеоретической значимости и процесса совершенствования нормативных актов, регламентирующих вопросы в данной сфере.
Таким образом, актуальность изучения данной проблемы с точки зрения ее научной и практической значимости сомнений не вызывает.
Объектом исследования выступаю общественные отношения, возникающие в процессе реализации полномочий депутата Государственной Думы РФ.
Предметом исследования являются понятие и особенности регламентации деятельности и реализации полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
Целью настоящей работы является исследование конституционно-правового статуса депутата Государственной Думы в Российской Федерации.
Исходя из намеченной цели, в настоящей работе поставлены следующие основные задачи:
рассмотреть понятие и особенности полномочий депутата Государственной Думы;
раскрыть специфику конституционно-правового статуса депутата Государственной Думы ;
исследовать условия и ограничения осуществления депутатом Государственной Думы своих полномочий;
провести анализ форм деятельности депутата Государственной Думы.
Методологическая основа представлена современными методами теории познания, включая: сравнительно-правовой, логико-юридический, системно-структурный, формально-логический и другие.
Нормативную базу исследования составили: Конституция РФ, федеральные законы. В работе также использованы решения Конституционного Суда РФ.
Структура исследования, согласно целям и задачам, включает: введение, основную часть, заключение и библиографический список использованных в работе источников.
1. Понятие и особенности статуса депутата Государственной Думы
1.1 Понятие и особенности полномочий депутата Государственной Думы
В силу того, что Федеральным законом от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ [6] (далее Федеральный закон № 3-ФЗ), основы статуса парламентариев (сенаторов и депутатов) объединены, а также для наиболее ясного понимания тонкостей сути статуса депутата Государственной Думы (далее депутат ГД), данный вопрос представляется уместным рассмотреть в контексте его избирательного сравнения со статусом сенатора РФ.
Сразу необходимо отметить, что понятие «парламентарий» шире понятия «депутат». Содержание конституционно-правового статуса парламентария составляют его права и обязанности, а также, организационные формы деятельности и гарантии.
Парламентарий - главная фигура Федерального Собрания, а его правовой статус определен Конституцией РФ и Федеральным законом № 3-ФЗ.
Понятие «сенатор» терминологически отражает специфику деятельности членов парламента [28, с. 78]. Сенатор РФ - это представитель субъекта РФ в Федеральном Собрании, обладающий полномочиями осуществления законодательной власти от имени соответствующего субъекта РФ.
В свою очередь, конституционный статус депутата ГД обусловлен самой природой парламента. Депутат представляет в Государственной Думе РФ (далее также ГД) избирателей и от имени этих избирателей, реализует свои законодательные полномочия.
Парламентарием может стать гражданин РФ, не имеющий двойного гражданства, вида на жительство в иностранном государстве или иного документа, подтверждающего его право на постоянное проживание на территории иностранного государства, достигший определенного возраста. В соответствии с ч. 1 ст. 97 Конституции РФ депутатом может стать только: а) гражданин РФ; б) достигший возраста 21 года (для сравнения, сенатором можно стать с 30 лет [2, п. ст. 2]); в) обладающий правом участия в выборах; г) постоянно проживающий в России; г) не имеющий гражданства (вида, иного документа на жительство). Обратим внимание, что депутат ГД не вправе открывать счет (вклад) либо хранить деньги в банках другого государства [7]. Лица, не имеющие право быть депутатом ГД РФ, указаны в ст. 4 Закона о гарантиях избирательных прав [5], ст. 4 Закона о выборах депутатов ГД РФ [3] (далее Федеральный закон № 20-ФЗ). К ним относятся, в частности: а) лица, которые по судебному решению признаны недееспособными; б) лица, находящиеся в местах лишения свободы, на основе судебного приговора.
На парламентариев распространяется принцип несовместимости, из которого следует, что он не вправе состоять на госслужбе, вести предпринимательскую деятельность. Депутат ГД не может являться одновременно сенатором, а также, депутатом представительных органов региональной государственной либо муниципальной власти.
Проходящие военную службу, работники прокуратуры, суда, сотрудники полиции, ФСБ, на срок исполнения ими полномочий депутата, свою служебную деятельность не осуществляют. Парламентарии не могут находиться в составе органов управления, наблюдательных, попечительских советов, а также, других органов иностранных некоммерческих, неправительственных организаций, осуществляющих свою работу в границах России, их структурных подразделений, если другое не предусматривает международный договор или действующее отечественное законодательство [26, с. 96].
Положения действующего в рассматриваемой сфере законодательства, допускаю для парламентариев возможность осуществлять руководство общественными объединениями, а также, совмещать научную, преподавательскую и другую творческую деятельность. Вместе с этим, указанная деятельность не может быть профинансирована исключительно из средств других государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан (лиц гражданства не имеющих), в тех случаях, когда иное не предусматривается действующими международными договорами либо действующим российским законодательством.
На основе сути принципа свободного мандата, составляющего фундамент конституционного статуса депутата ГД РФ, он абсолютно свободен в плане осуществления своих полномочий, не находится в зависимости от воли избирателей. И напротив, в случае императивного характера мандата, депутат зависим от наказов избирателей, полученных им в ходе своей избирательной кампании. Таким образом, свободный мандат базируется на презумпции согласованности интересов депутата и воли избирателей, проявленной в ходе выборов.
В свою очередь, сенаторы РФ, напротив, должны выражать интересы представляемого ими субъекта РФ, что подразумевает согласованность позиций по конкретным вопросам палаты, с региональным руководством [16, с. 85].
В соответствии с положениями Конституции РФ, и сенаторы РФ, и депутаты ГД, на срок действия своих полномочий, пользуются парламентским иммунитетом (неприкосновенностью). Указанных лиц нельзя задерживать арестовывать, обыскивать (исключая случи задержания на месте совершения преступления), а также подвергать личному досмотру (кроме ситуаций, предусмотренных федеральным законодательством для соблюдения гарантий безопасности других лиц (ч. 1 ст. 98 Конституции РФ). Вопрос по лишению депутатской неприкосновенности, может быть решен на основе представления Генпрокурора РФ, соответствующей палатой Федерального Собрания РФ (ч. 2 ст. 98 Конституции РФ) [22, с. 37].
Важнейшая правовая гарантия деятельности и один из основных элементов правового статуса парламентария – его неприкосновенность, обладающая публично-правовым характером и служащая общественным интересам, при этом, обеспечивающая повышенный уровень защиты парламентария. Указанная неприкосновенность необходимо ему в силу тех государственных функций, которые реализует в своей деятельности парламентарий, преследуя цель охраны указанного субъекта от необоснованных преследований, что безусловно позитивно влияет на возможность осуществления парламентарием своей деятельности, чем, в свою
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
I. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 22.12.2020 № 439-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 52 (Часть I). – Ст. 8585.
3. Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от 09.03.2021) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 8. – Ст. 740.
4. Федеральный закон от 27.12.2005 № 196-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 1. – Ст. 7.
5. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 12.03.2021) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 24. – Ст. 2253.
6. Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 2. – Ст. 74.
7. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 11. – Ст. 1416.
8. Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 № 33-СФ (ред. от 17.02.2021) «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 7. – Ст. 635.
9. Постановление ГД ФС РФ от 14.01.2011 № 4752-5 ГД (ред. от 21.10.2016) «О внесении изменений в статью 60 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 4. – Ст. 561.
10. Постановление ГД ФС РФ от 14.09.2012 № 768-6 ГД // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 39. – Ст. 5216.
11. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 № 2134-II ГД (ред. от 15.12.2020) «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 7. – Ст. 801.
II. Судебная практика и иные акты судов
12. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.12.2012 № 34-П // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 1. – Ст. 78.
13. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.05.2011 № 9-П // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 22. – Ст. 3239.
14. Постановление Конституционного Суда РФ от 02.04.2002 № 7-П // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 14. – Ст. 1374.
15. Определение Конституционного Суда РФ от 03.04.2007 № 171-О-П // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 21. – Ст. 2561.
III. Учебная и специальная научная литература
16. Гриценко, Е.В. Федерализм и местное самоуправление в свете российской конституционной реформы 2020 года / Е.В. Гриценко // Сравнительное конституционное обозрение. – 2020. – № 4. – С. 80-97.
17. Кальяк, А.М. Условия осуществления деятельности депутатами законодательных (представительных) органов субъектов РФ в правовых позициях Конституционного Суда РФ / А.М. Кальяк // Российский юридический журнал. –2017. – № 2. – С. 39-47.
18. Карасев, А.Т. Депутатский мандат и конституционно-правовой статус депутата: некоторые вопросы содержания и соотношения в свете Постановления Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2012 г. № 34-П / А.Т. Карасев // Российский юридический журнал. – 2017. – № 6. – С. 68-72.
19. Козлова, Е.И. Конституционное право России: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. М.: Юристъ, 2016. – 587 с.
20. Колюшин, Е.И. Выборы и избирательное право в зеркале судебных решений / Е.И. Колюшин. М.: Норма, Инфра-М, 2018. – 384 с.
21. Куликов, А.С. Невыполнение законных требований депутата (на примере законодательства города Москвы) / А.С. Куликов, К.В. Чиркин // Актуальные проблемы российского права. – 2019. – № 10. – С. 20-28.
22. Лукьянова, Е.А. Депутатские риски (некоторые вопросы современной трансформации статуса депутата парламента) / Е.А. Лукьянова // Конституционное и муниципальное право. – 2017. – № 9. – С. 37-46.
23. Российская юридическая энциклопедия / [Абова Т. Е. и др.]; Гл. ред. А. Я. Сухарев. - М. : ИНФРА-М, 2020. – 1110 с.
24. Стремоухов, А.В. Политико-правовой дискурс по проблеме депутатского мандата и его видов / А.В. Стремоухов // Ленинградский юридический журнал. – 2018. – № 1. – С. 206-215.
25. Стремоухов, А.В. Социальные гарантии депутата Государственной Думы (индемнитет) / А.В. Стремоухов, И.Н. Преснов // Социальное и пенсионное право. – 2017. – № 3. – С. 48-55.
26. Уманская, В.П. Государственное управление и государственная служба в современной России: монография / В.П. Уманская, Ю.В. Малеванова. Москва: Норма, 2020. – 176 с.
27. Фадеев, В.И. Депутатский мандат в Российской Федерации: конституционно-правовые основы / В.И. Фадеев, М.В. Варлен. М., 2019. – 447 с.
28. Хабриева Т.Я. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» / Т.Я. Хабриева, А.А. Клишас. Москва: Норма, ИНФРА-М, 2020. – 240 с.