Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Динамика внутреннего развития территорий может иметь как положительный, так и отрицательный тренд. Первый характеризуется размещением в регионе новых отраслей экономики, растущим предложением рабочих мест, привлекательным уровнем жизни и, как следствие, притоком инвестиций, жителей и посетителей. Но переизбыток или несоразмерность этих положительных явлений может привести, с другой стороны, к растущим ценам на недвижимость, перегрузке инфраструктуры, социальному недовольству. Повышение налогов с целью преодолеть недостатки ведет еще к большей потере привлекательности территории. Признаками отрицательного развития выступают кризис или стагнация экономики, рост безработицы и дефицита местных бюджетов, ужесточение кредитной политики банков и т.д.
С внешней стороны на территориальное развитие влияют (как положительно, так и отрицательно) такие силы, как глобальная конкуренция, НТП, региональная политика государства и др.
В результате территории интегрируются в мировую экономику и вынуждены все более конкурировать между собой в борьбе за инвестиции, квалифицированную рабочую силу, удовлетворение растущего уровня потребностей населения в качестве жизни. Из простого места проведения экономических акций они становятся продавцом товаров и услуг, т.е. равноправными участниками рыночных отношений. Территория продается как товар, имеющий свою стоимость и полезность. Следовательно, становится возможным и необходимым маркетинг этого специфического товара, т.е. территориальный маркетинг.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что важнейшим фактором развития маркетинга территорий является правильно структурированная организация управления. На данный момент в Российской Федерации существуют ряд проблем, связанные с организаций и реализацией маркетинга территорий в Российской практике муниципального управления, на которые стоит обратить внимание.
Цель работы, рассмотреть организацию маркетинга в Краснодарском крае
Объектом исследования является город-курорт Сочи.
Предметом исследования являются основные направления маркетинга территории.
Задачи, решаемые в исследовании для достижения цели:
1. Рассмотреть основные понятия, концепции и закономерности управления развития территорий;
2. Изучить процесс реализации маркетинга территорий, обозначить основные направления развития в России;
3. Охарактеризовать и оценить использования маркетинговых инструментов для реализации развития территорий в регионе;
4. Рассмотреть социально-экономическое развитие города;
5. Влияние пандемии на развитие маркетинга территории.
В процессе исследования применялись следующие методы исследования: теоретический анализ литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования, систематизация, обобщение и описание.
Теоретическая база исследования сформировалась в результате изучения и осмысления трудов видных российских ученых. В ходе работы были использованы труды в области маркетинга территорий таких ученых как В.А. Алексунин, И.В. Арженовский, А.Ф. Барышев, Е. Н. Басовская, А.Г. Белоусов, С.Г. Божук, Г.А. Гаврилов, В.В. Герасименко, Л.А. Данченок, Б.М. Жуков, Р.Х. Исмагилов, С.В. Карпова, С. А. Ким, Н.М. Кондратенко, Х.А. Константиниди, Е.С. Куликова, О.А. Лебедева, И.В. Липсиц, С.У. Нуралиев, И.В. Разорвин, И.В. Разорвин, Т.В. Симонян, Л.Ю. Шемятихина, А.Я. Якобсон и др.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. Организация маркетинга территорий
1.1 Основные понятия и закономерности в управлении
развитием территорий
Считается, что управлять ходом развития 85 российских регионов — это особое направление в управленческой деятельности государства. К тому же острота и противоречивость имеющихся территориальных проблем усиливают необходимость государственного регулирования пространственного развития страны. С самого начала перехода к рыночным отношениям в России стало понятно, что успех развития ее регионов может быть гарантирован только при выстраивании эффективной системы управления на всех уровнях государственной власти. Особое место в этой работе предполагалось отвести эффективному управлению региональным развитием со стороны государства, потому что только при ликвидации накопившихся серьезных межрегиональных диспропорций в социально-экономическом развитии регионов может быть обеспечено укрепление единства экономического пространства страны, устойчивость и сбалансированность функционирования субъектов РФ, повышение уровня жизни населения [24].
Однако осуществить намеченные меры помешала пандемия коронавируса. Экономика России в целом, как и экономика отдельных регионов, из-за последствий эпидемии испытывает сильное негaтивное давление. По оценке Счетной палаты РФ, снижение ВВП в 2020 году превысит прогнозное значение и в зависимости от сценария развития ситуации в экономике составит от 4,2% до 4,8%. Правительству РФ потребуется изыскивать источники экономического роста. Ситуация усугубляется еще и тем, что России объявлена «санкционная война», и государству следует понять, что выиграть эту войну и обеспечить экономическую безопасность страны можно лишь путем мобилизации всего имеющегося в стране экономического потенциала и при активном участии в этой работе всех регионов. А это возможно лишь тогда, когда эффективно работает связь регионы — центр, когда на практике усиливается их взаимодействие. Проблема управления экономикой и социальной сферой в условиях пандемии стала сегодня одной из наиболее острых как в научных дискуссиях, так и в российской хозяйственной практике. Отсюда вытекает логичный вывод о том, что наиболее востребованный сейчас шаг для страны — это активизация государственной региональной политики, совершенствование системы управления пространственным развитием России.
В системе регионального управления важное место занимают его цели. Наиболее общими целями в современных условиях являются безопасность, жизнеобеспечение, целостность и упорядоченность экономической и социальной сферы российских регионов. Практическая реализация этих целей предполагает системную, согласованную работу всех уровней власти, бизнеса, профессиональных сообществ по значимым направлениям регионального развития.
В целях обеспечения противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности, предотвращения кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах, а также недопущения снижения качества жизни населения Указом Президента РФ утверждена Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года (далее — «Стратегия…»). В «Стратегии…» к основным вызовам и угрозам экономической безопасности России отнесены (п. 12) недостаточно эффективное государственное управление, а также неравномерность пространственного развития Российской Федерации, усиление дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития. В связи с этим среди основных направлений государственной политики в сфере обеспечения экономической
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алексунин В.А. Маркетинг. Учебник / В.А. Алексунин. – М.: Дашков и К, 2018. – 216 с.
2. Арженовский, И.В. Маркетинг регионов: учебное пособие / И.В. Арженовский. – М.: Юнити-Дана, 2018. - 135 с.
3. Барышев, А.Ф. Маркетинг. Учебник / А.Ф. Барышев. – М.: Академия, 2018. – 224 с.
4. Басовская, Е. Н. Маркетинг. Учебное пособие / Е. Н. Басовская, Л. Е. Басовский. – М.: Инфра-М, 2018. – 421 с.
5. Белоусов, А.Г. Маркетинг. Учебное пособие / А.Г. Белоусов, С.Н. Белоусова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2018. – 398 с.
6. Божук, С.Г. Маркетинг. Учебник / С.Г. Божук. – СПб.: Питер, 2018. – 448 с.
7. Гаврилов, Г.А. Маркетинг городских территорий / Г.А. Гаврилов, И.В. Забодаева // Экономические и социально-гуманитарные исследования. – 2020. - № 2 (6). – С. 90-94.
8. Герасименко, В.В. Маркетинг. Учебник / В.В. Герасименко. – М.: Проспект, 2019. – 512 с.
9. Данченок, Л.А. Маркетинг. Учебник / Л.А. Данченок. – М.: Юрайт, 2020. – 486 с.
10. Жуков, Б.М. Маркетинг: Учебное пособие / Б.М. Жуков, А.А. Романов, В.П. Басенко. – М.: Дашков и К, 2018. - 440 с.
11. Исмагилов, Р.Х. Маркетинг в вопросах и ответах. Учебное пособие / Р.Х. Исмагилов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2020. – 221 с.
12. Карпова, С.В. Маркетинг: теория и практика. Учебное пособие / С.В. Карпова. – М.: Юрайт, 2020. – 408 с.
13. Ким, С. А. Маркетинг. Учебник / С. А. Ким. – М.: Дашков и К, 2019.– 260 с.
14. Кондратенко, Н.М. Маркетинг. Учебник / Н.М. Кондратенко. – М.: Юрайт, 2018. – 542 с.
15. Константиниди, Х.А. Теоретические аспекты применения маркетинга территорий в современных условиях / Х.А. Константиниди, М.А. Воробьева, А.Г. Рубин // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. – 2018. - № 4 (151). – С. 94-99.
16. Куликова, Е.С. Теоретические и исторические элементы маркетинга территории / Е.С. Куликова, О.В. Цицина // Современные проблемы науки и образования. – 2020. - № 1. – С. 1-8.
17. Липсиц, И.В. Маркетинг. Учебник / И.В. Липсиц. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 576 с.
18. Нуралиев, С.У. Маркетинг. Учебник для бакалавров / С.У. Нуралиев, Д.С. Нуралиева. – М.: Дашков и К, 2019. – 362 с.
19. Разорвин, И.В. Особенности маркетинговых технологий территории / И.В. Разорвин, Е.С. Куликова // Аграрный вестник Урала. Экономика. – 2018. - № 3. - С. 81-82.
20. Разорвин, И.В. Субъекты территориального маркетинга, механизмы действия и реализации их экономических интересов / И.В. Разорвин, Е.С. Куликова // Аграрный вестник Урала. Экономика. – 2018. - № 4. - С. 98-100.
21. Симонян, Т.В. Маркетинг для магистров. Учебное пособие / Т.В. Симонян, Б.Ч. Месхи. – Ростов н/Д.: Феникс, 2019. – 317 с.
22. Шемятихина, Л.Ю. Маркетинг для бакалавров менеджмента и экономики. Учебное пособие / Л.Ю. Шемятихина, Е.Е. Лагутина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2020. – 334 с.
23. Якобсон, А.Я. Маркетинг: общий курс. Учебное пособие / А.Я. Якобсон, Н.Я. Калюжнова. – М.: Омега-Л, 2019. – 503 с.
24. https://sochi.ru – Официальный сайт администрации г. Сочи.