Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Конституционные основы статуса и принципы деятельности прокуратуры РФ 5
2. Взаимодействие прокуратуры с Федеральным Собранием, Президентом и Правительством РФ 11
3. Полномочия прокуратуры и судебная власть 18
4. Акты прокурорских органов 21
Заключение 31
Библиографический список 33
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что согласно одной из распространенных в научной среде точек зрения предметом прокурорского надзора в целом является соблюдение Конституции РФ, соблюдение и исполнение законов, соответствие законам правовых актов. Актуальность темы также диктуется необходимостью повышения качества законодательного процесса, на что может повлиять участие в нем прокуратуры.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» задачами (целями) прокуратуры являются: - обеспечение верховенства закона; - обеспечение единства и укрепления законности; - защита (обеспечение защиты) прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с местом Прокуратуры в конституционной системе власти.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие место прокуратуры в системе государственных органов, практика их применения, а так же научная литература по теме работы.
Целью работы является изучение прокуратуры в российской конституционной системе власти.
Задачами работы ставится:
• Рассмотреть конституционные основы статуса и принципы деятельности прокуратуры РФ;
• Проанализировать взаимодействие прокуратуры с Федеральным Собранием, Президентом и Правительством РФ;
• Исследовать полномочия прокуратуры и судебной власти;
• Проанализировать акты прокурорских органов.
Методологической основой исследования стали общенаучный диалектический метод познания, в том числе, системно – структурный, конкретно–социологический, метод сравнительного проведения и другие научные методы. При написании работы также использовались нормативно–правовой, исторический, системно–функциональный, сравнительно–правовой и иные специальные методы научного познания.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Конституционные основы статуса и принципы деятельности прокуратуры РФ
Согласно ст. 129 Конституции РФ организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.
Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1 определяются общие направления деятельности прокуратуры, которые осуществляются в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Содержание деятельности заключается в осуществлении прокурорского надзора, который состоит из двух взаимосвязанных этапов. Первоначально прокурор наблюдает, т.е. осуществляет прокурорский надзор за законностью решений должностных лиц органов власти и управления, хозяйствующих субъектов, объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства. При обнаружении нарушений на втором этапе своей деятельности принимает меры к устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности.
Основной предмет ведения прокуратуры при осуществлении надзора перечислен в абз. 2 и 3 п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре. Прокурорский надзор распространяется на органы государственного управления, а также органы управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций. Это касается исполнения ими законов, соответствия законам издаваемых ими правовых актов, а также соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Первоочередное перечисление в норме органов управления и упоминание руководителей коммерческих и некоммерческих организаций связаны с многочисленностью данных субъектов и их основным предназначением, которое состоит в реальном обеспечении прав и свобод любого человека, находящегося на территории России. Одновременно с этим приоритетным направлением деятельности прокуратуры является защита прав и свобод человека и гражданина, что предопределено положениями ст. 2 Конституции РФ о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В ранее действовавших законах о прокуратуре на первое место ставились охрана и защита интересов государства. В правозащитной деятельности состоит принципиально новое назначение прокуратуры России и других стран ближнего зарубежья.
В качестве самостоятельных направлений российский Закон перечисляет некоторые виды деятельности в сферах правовых отношений. Нарушение законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие, судебными приставами, а также администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, в том числе администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, наиболее существенно затрагивает права и свободы человека и гражданина. Этому участку работы, как правило, уделяется повышенное внимание.
Закон наделяет прокуратуру функцией уголовного преследования в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Глава 3 Уголовно-процессуального кодекса РФ регулирует уголовное преследование, которое «от имени государства по уголовным делам частного и частно-публичного обвинения осуществляет прокурор» (ч. 1 ст. 21 УПК РФ). В полномочия прокурора входит дача согласия дознавателю на возбуждение уголовного дела о любом преступлении, указанном в ч. ч. 2 и 3 ст. 20 УПК по делам частного и частно-публичного обвинения, при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором неизвестны. Прокурор вправе после возбуждения уголовного дела заключить с подозреваемым или обвиняемым досудебное соглашение о сотрудничестве (ч. 4 ст. 20, ч. 5 ст. 21 УПК РФ).
Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями была возложена на надзорные органы Законом о прокуратуре СССР 1979 г. С тех пор координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью выступает в качестве самостоятельного направления деятельности российского ведомства. Для реализации координационной функции прокуроры - руководители прокуратур всех уровней наделены соответствующими организационно-управленческими полномочиями, определяемыми Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. N 567.
К компетенции прокуратуры относится возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
5. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
6. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6249.
7. Федеральный закон от 07.03.2017 N 27-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 13.03.2017, N 11, ст. 1536.
8. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
9. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 140.
10. Закон РФ от 25.10.1991 N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 12.12.1991, N 50, ст. 1740.
11. Указ Президента РФ от 18.04.1996 N 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» Собрание законодательства РФ», 22.04.1996, N 17, ст. 1958.
12. Приказ Генпрокуратуры России от 02.10.2007 N 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» // СПС «КонсультантПлюс».
13. Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // Законность, N 3, 2008.
14. Приказ Генпрокуратуры России от 05.09.2011 N 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» // Законность, N 12, 2011.
15. Приказ Генпрокуратуры России N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений» // Российская газета, N 13, 25.01.2006.
16. О прогнозировании и планировании социально-экономического развития Чеченской Республики: Закон Чеченской Республики от 26.07.2011 N 26-РЗ // Доступ из СПС «КонсультантРегион».
17. Закон СССР от 30.11.1979 N 1162-Х «О прокуратуре СССР» // Свод законов СССР, т. 10, с. 41, 1990 г. Утратил силу.
18. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 N 2-П // Собрание законодательства РФ, 02.03.2015, N 9, ст. 1389.
19. Азаров В.А., Константинов В.В. Понятие укрытия сотрудниками органов внутренних дел преступлений от учета // Научный вестник Омской Академии МВД России. 2013. N 4 (51). С. 20.
20. Амирбеков К.И. Невозможность подтверждения или опровержения информации о фактах нарушения законов как основание проведения прокурорской проверки исполнения законов // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2018. N 2. С. 63.
21. Головащук Е.М. Процессуальное противодействие укрытию преступлений органами внутренних дел: Дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2003. С. 48.
22. Зюбанов Ю.А. Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный). М.: Проспект, 2018. С. 16.
23. Карпышева Ю.О. Отграничение проверки от иных надзорных мероприятий прокурора // Законность. 2019. N 2. С. 20.
24. Петрова Л.И., Манакова С.Г. Право законодательной инициативы прокурора // Законность. 2009. N 12. С. 3 - 8.
25. Правоохранительные и судебные органы России: учебник / В.С. Авдонкин, В.А. Бобренев, О.Н. Диордиева и др.; под ред. Н.А. Петухова, А.С. Мамыкина. М.: Российский государственный университет правосудия, 2015. 434 с.
26. Прушинский Д.И., Тугутов Б.А. Роль прокуратуры в борьбе с укрытием преступлений // Законность. 2019. N 5. С. 17.
27. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: учебник для вузов. 4-е изд. // СПС КонсультантПлюс. 2015.