Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Термин "журналистика" происходит от французского слова "journal", что означает"дневник". Этот термин имеет ряд более узких синонимов. Мы говорим "средства массовой информации", когда имеем в виду совокупность печатных изданий, телеканалов и радиостанций. "Средства массовой информации и пропаганда" - устаревшая версия советской действительности. Понятие "средства массовой коммуникации" часто встречается в исследованиях социологов и психологов. В качестве основного термина слово журналистика используется не только как наиболее емкое, но и без неоднозначных толкований. Термины "информация", "пропаганда" и "коммуникация" могут иметь разные значения.
Журналистика - это общественная деятельность, которая собирает, обрабатывает, интерпретирует и распространяет массовую информацию. Журналистика - явление однозначное, но многомерное. Под журналистикой мы понимаем систему средств массовой информации, социальный институт, систему видов деятельности, набор профессий, систему рабочих мест.
Журналистика как система средств массовой информации представляет собой чрезвычайно разветвленную структуру. Каждый из медиаканалов - печатный, радио и телевизионный включает в себя большое количество различных типов изданий, радиостанций, телекомпаний. Их классификация основана на таких признаках, как территориальная принадлежность, форма собственности, предметно-тематическая и классовая направленность.
ГЛАВА 1. Понятие информации и информационного общества
1.1 Понятие информации и ее свойства
Вся наша жизнь связана с информацией. Мы получаем информацию, когда общаемся с другими людьми, слушаем радио, смотрим телевизор, читаем книгу, газету или журнал. Мы передаем информацию, когда пишем письмо, звоним или рассказываем друг другу о тех или иных событиях. Мы используем эту информацию, когда идем в школу, планируем поездку на каникулы или решаем проблему.
И все же, если попытаться объяснить, что такое информация, можно сказать следующее:
1) Информация - это новости, факты, знания, полученные в результате поиска, изучения, общения и тому подобное;
2) Информация - это информация об объектах и явлениях окружающего мира, их свойствах, повышающих уровень осознания человеком;
3) Информация - это общенаучное понятие, включающее обмен информацией между людьми, между человеком и автоматическим устройством, между автоматическими устройствами, а также обмен сигналами в животном и растительном мире.
Информация может быть представлена только в виде сообщений.
Сообщение - это определенный «кусок» информации, который можно отделить от остальных.
Например, каждая фраза, которую мы слышим от друга во время разговора, - это сообщение. Однако все, что было сказано в ходе беседы, также можно рассматривать как отдельное информационное сообщение.
1.2 Основные признаки информационного общества
С выходом книги Д. Белла «Наступление постиндустриального общества. Опыт социального прогноза» наступает новый этап в развитии концепции постиндустриализма.
В этой работе Д. Белл делит историю человечества на три стадии – аграрную, индустриальную и постиндустриальную. Характеризуя постиндустриальное общество, Д. Белл руководствовался характеристиками индустриального общества, основу которого составляют производство вещей и машин, производящих вещь. Поэтому были определены следующие признаки постиндустриального общества:
- производство услуг начинает возобладать над производством вещей; услуги касаются больше медицины, образования, исследований и управления. Это приводит к увеличению профессионалов и интеграции их в общество;
- в отличие от индустриального общества, которое было направлено на производство машин и организацию людей для их производства, в постиндустриальном обществе предпочтение отдается знаниям. Несмотря на то, что знания необходимы для существования любого общества, постиндустриальное общество уделяет больше внимания теоретическим знаниям. Специфика теоретических знаний заключается в том, что они могут использоваться для передачи опыта и интеграции разных сфер жизни общества. Уделяя внимание инновациям, современное общество пытается спрогнозировать будущее и осуществить соответствующее планирование. Через это теоретическое знание становится решающим, поскольку оно позволяет понять изменения в сущности инноваций;
- ориентированность на будущее означает, что в постиндустриальном обществе будет уделяться значительное внимание контролю за технологиями, их оценкам и технологическому прогрессу.
По мнению Д. Белла, постиндустриальное общество будет характеризоваться новой интеллектуальной технологией, которая будет использоваться для принятия управленческих решений. Эта новая интеллектуальная технология в ХХІ в. в постиндустриальном обществе заменит машинные технологии, которые преобладали в индустриальном обществе. Компьютер превратится в главный инструмент, который будет использовать эту интеллектуальную технологию.
Признаки нового общества Д. Белл определил за точность изменений, которые существуют в современном обществе. Итак, он выделил признаки, которые стали присущи новому обществу.
Характеризуя концепцию нового уклада, Д. Белл определил, что в ХХІ в. основное место в экономике и социальной жизни для производства знаний и для деятельности человека будут занимать телекоммуникационные технологии.
Для понимания телекоммуникационной революции Д. Белл определяет такие характерные аспекты:
- переход от индустриального к сервисному обществу;
- для осуществления технологических инноваций решающее значение имеет кодифицированное теоретическое знание;
- новая интеллектуальная технология превращается в основной инструмент системного анализа и теории принятия решений.
А.М. Новицкий определяет информационное общество как «новую историческую фазу развития цивилизации, жизнь и деятельность которой, прежде всего, связаны с созданием, переработкой и использованием информации», а Е.В. Пархоменко рассматривает общество как «качественно новый этап социо-технологической эволюции общества, которая формируется в результате долгосрочного социально-экономического развития, которая предусматривает увеличение роли информации и знаний, а также формирование и потребление информационных ресурсов во всех сферах жизнедеятельности общества посредством развития информационно-коммуникационных технологий, что существуют в глобальных масштабах» .
1.3 Этапы массово-информационного процесса
Схематично массово-информационный процесс можно изобразить следующим образом:
Ж → Т (И) → А
Где журналистика (Ж) несет определенную информацию (И), заключенную в разнообразных текстах (Т) для аудитории (А). В идеале информация, полученная аудиторией, «работает», становится источником новой информации, которая возвращается журналистам через «обратную связь». На самом деле не вся информация, передаваемая журналистом, принимается, и, более того, по замыслу журналиста, усваивается. В целом эффективность взаимодействия текста с аудиторией складывается из двух составляющих.
1. От информационной насыщенности текста, т. е. наличия в нем большого количества потенциальной информации.
2. От высокой информативности текста, то есть максимальной реализации его потенциала при столкновении с аудиторией, что означает его высокую реальную эффективность.
Поэтому журналисты должны стремиться к высокой информационной насыщенности каждого текста. Для этого существуют определенные правила, которые необходимо применять на практике. Эти правила сформулированы в соответствии с тремя этапами массового информационного процесса:
- фиксация реальности и ее первичное представление;
- создание журналистского текста
- овладение текстом аудиторией.
В соответствии с этими тремя этапами" текстовая деятельность " журналиста описывается с трех сторон: семантической, синтаксической и прагматической.
Семантика текста - это характер его связи с действительностью (что и как отображается).
Синтаксис текста - это характеристика его внутренней структуры (как организован текст).
Прагматика текста - это характеристика его взаимоотношений с аудиторией (как он осваивается).
Журналист должен уделять равное внимание всем трем сторонам текста: точно отражать действительность, четко представлять композицию текста, стараться сделать текст ценным для аудитории. При соблюдении этих требований реализуется такая важная задача массового информационного процесса, как информирование аудитории.
Осознанность - это такое состояние сознания аудитории, при котором каждый из ее субъектов обладает необходимой и достаточной информацией, чтобы правильно ориентироваться в реальности.
ГЛАВА 2. Журналистика и средства массовой информации
Журналистика - одно из важнейших социальных явлений современной жизни, вид массовой информационной деятельности, обеспечивающий непрерывное взаимодействие между индивидом, группой людей и обществом в целом, а также между различными социальными сферами и даже между поколениями. Процесс журналистской деятельности заключается в сборе, обработке, хранении и периодическом распространении актуальной общественно значимой информации.
Синонимами слова "журналистика "являются словосочетания" средства массовой коммуникации "(СМК) и" средства массовой информации " (СМИ).
Журналистика - чрезвычайно важный элемент демократической системы, потому что она помогает человеку правильно, эффективно и последовательно понимать и решать важные жизненные вопросы. Журналистика - это больше, чем профессия. Журналистика - это не просто репортаж: иди, смотри и рассказывай, что происходит. Журналистика - это своего рода стиль жизни. Журналист должен преподнести материал так, чтобы помочь человеку развиваться, побудить его задуматься о себе и обо всем, что происходит вокруг. Быть журналистом - это очень ответственное дело, которое требует определенного образа жизни и определенного образа мышления, а также жертв ради общества. Когда журналист достойно выполняет свою задачу, у людей появляется возможность развиваться и принимать решения ответственно и правильно.
Слушатели, читатели и зрители также должны осознавать свою ответственность за восприятие. Все, что прочитали, услышали или увидели, должны оценивать, насколько правдиво средство массовой информации выполняет свою задачу.
Профессия журналиста довольно-таки привлекательно выглядит на первый взгляд. У подавляющего большинства людей деятельность в этой сфере ассоциируется с развлечениями, славой и легким трудом. Но неточное представление об образе этой профессии создает побочные эффекты восприятия журналистики.
В современных условиях развития общества в целом и социальных коммуникаций в частности значительного значение приобретают вопросы морали, в частности в профессиональной сфере. Учитывая засилье современных технических и технологических средств представлением искаженной информации, возрастает роль нравственного стержня работника масс-медиа.
Действительно, работа журналиста - это акт опосредованного общения с читателями, радиослушателями, телезрителями. Это коммуникативный акт (от латинского communicatio – делающий общим, соединяющий, сообщающийся).
Журналистская информация имеет свои особенности .
Во-первых, обычно это новости. Поиск нового во всех сферах общественной жизни – в политике, экономике, науке, культуре, спорте - главное для журналиста. Однако журналистика не ограничивается социальными темами, хотя и отдает им предпочтение. Малоизученные природные явления, открытия на земле, в небесах, в мировом океане и космосе, в макрокосме и микрокосме, в поведении людей и животных - безграничный духовный и материальный мир, который нас окружает, каждый час преподносит массу сюрпризов, которые журналисты должны фиксировать и сообщать о них своей аудитории.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существование человечества, становление и развитие общества и государства связаны и обусловлены информацией. Несмотря на важность информации для всего общества, на данный момент нет единого определения этого термина.
Изначально понятие информации подразумевало определенный элемент повседневного языка общения между людьми.
Информация - это результат интеллектуальной работы. Информация - это технические, коммерческие и научные знания. Информация - это информация об окружающем мире и происходящих в нем процессах, воспринимаемая человеком или специальным устройством. Информация - это информация, содержащаяся в конкретном высказывании и являющаяся объектом передачи, обработки, хранения и воспроизведения.