Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Социальное обеспечение - историческая категория, обусловленная общественной необходимостью. В его нынешнем виде оно возникло относительно недавно - во второй половине XIX века. Но и в более ранние времена можно найти примеры заботы о людях старшего возраста. Это происходило либо в рамках традиционных семейных или племенных отношений, либо в качестве благотворительности. Причем забота эта распространялась не только на категории людей с ограниченной способностью содержать самих себя.
Одним из самых важных видов социального обеспечения граждан Российской Федерации является пенсионное обеспечение, устанавливаемое законами и гарантируемое ст. 39 Конституции Российской Федерации.
Выслуга лет – стаж работы в определённых областях, дающий право на получение отдельного вида пенсий. Получать такую пенсию, согласно нашему законодательству, имеют право:
- военнослужащие, кроме тех, кто проходит срочную службу в рядах российской армии;
- космонавты;
- федеральные служащие госструктуры;
- лётчики и испытатели.
Назначение данной пенсии регулируется Федеральным законом от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»2.
В системе пенсионного обеспечения по выслуге лет имеется немало проблемных, дискуссионных, недостаточно урегулированных в правовом отношении вопросов.
Стаж играет самую важную роль при выходе на пенсию, так как именно он может повлиять на ее размер и также на то, когда именно человек может достичь права выхода в отставку. Стаж подразделяется на два вида и может быть общим и специальным. Но для большинства организаций, в том числе и государственных, он исчисляется немного по-другому.
Под общим стажем подразумевается полный период времени, в течение которого человек выполнял трудовую деятельность. И не играет роли в каком именно месте он трудился и в какой сфере он находился.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе исчисления стажа государственной службы.
Предмет исследования - нормы права, регламентирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе установления, пенсионного обеспечения государственных служащих..
Цель настоящей работы – проанализировать исчисления стажа государственной службы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- определение пенсионного обеспечения за выслугу лет государственных гражданских служащих;
анализ законодательной базы в области пенсионного обеспечения за выслугу лет военнослужащим;
- анализ особенностей исчисления сажа государственной (муниципальной) службы при назначении пенсий государственным и муниципальным служащим;
- определения особенности исчисления выслуги лет для назначения пенсии иным категориям.
Методологической основой работы являются общенаучные и частно-научные способы познания: диалектический, исторический, системный, формально-логический, анализ и синтез, статистический, сравнительно- правовой, моделирование.
Глава 1. Особенности пенсионного обеспечения за выслугу лет
1.1 Пенсионного обеспечения за выслугу лет государственных гражданских служащих
На сегодняшний день пенсионное обеспечение является одним из наиболее развивающихся институтов в праве социального обеспечения. Ради целей, которые содержит Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы РФ, для достижения необходимого уровня пенсионного обеспечения, а также сбалансированности и длительной финансовой устойчивости законодателем принимаются различные меры. В частности, вводятся новые механизмы расчета страховых пенсий, проводится реформа системы досрочного пенсионирования путем внедрения специальной оценки условий труда1.
Принцип профессионализма и компетентности, согласно ст. 4 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, предполагает под собой определенные требования к лицам, поступающим на данный вид службы, повышенную ответственность за выполняемые ими действия и принимаемые решения.
В соответствии с нормами названного закона государственная гражданская служба - профессиональная деятельность граждан РФ, осуществляемая на конкретных должностях и связанная с обеспечением исполнения имеющихся полномочий федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ.
Эта деятельность осуществляется непосредственно в интересах государства и его населения, вследствие чего служащий подчиняет себя общественным интересам. Указанные лица осуществляют реализацию государственных полномочий, и их деятельность тесно связана с соблюдением различных запретов и ограничений в период службы.
Кроме того, они несут повышенную ответственность в случаях совершения проступков на службе, поэтому нуждаются в дополнительной социальной защите. Гарантии для данной категории лиц представлены в области рабочего времени, времени отдыха, а также оплаты труда, охраны труда, обязательного социального страхования и носят общий характер. Однако пенсионное обеспечение обладает некоторыми особенностями.
На современном этапе развития пенсионной системы РФ законодательство устанавливает определенные правовые механизмы его реализации. Идея единства системы государственной службы, сформированная благодаря реформе государственной службы, может послужить основанием для формирования единых, общих для всей государственной службы принципов пенсионного обеспечения государственных служащих.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ, основанием возникновения права на получение пенсии за выслугу лет является наличие стажа гражданской службы продолжительностью не менее 15 лет. Замещение должности федеральной государственной гражданской службы должно быть не менее 12 полных месяцев. Учитывается также основание, по которому произошло увольнение.
Пенсия за выслугу лет устанавливается в дополнение к страховой пенсии по старости и подлежит выплате одновременно с ней. Порядок пенсионного обеспечения за выслугу лет для федеральных государственных гражданских служащих закреплен в Федеральном законе от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ. Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих субъектов РФ регулируется законодательством субъектов РФ.
Таким образом, имеется два уровня правового регулирования, что неизбежно приводит к различиям, порой существенным, в пенсионном обеспечении различных категорий государственных гражданских служащих. Повышение пенсионного возраста, которое дает право государственным гражданским служащим всех уровней власти на страховую пенсию по старости, началось еще в 2017 г. Переход к новому пенсионному возрасту происходит постепенно2.
Таким образом, мужчины госслужащие будут выходить на пенсию в 65 лет к 2028 г., женщины госслужащие начиная с 2034 г. будут выходить на пенсию в 63 года. При этом обязательно наличие 10 лет страхового стажа, который ежегодно увеличивается на один год, то есть в 2020 г. составляет 11 лет, в 2021 г. составит 12 лет и так далее до 15 лет.
Законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ определены условия, в соответствии с которыми государственным служащим субъектов РФ предоставляется право на пенсию за счет средств бюджета субъекта РФ. В РФ государственные гражданские служащие находятся в некотором двойственном положении. С одной стороны, они являются застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, которое в будущем дает им право на страховую пенсию.
С другой стороны, государственная служба понимается законодателем в программных документах, в законодательстве как некий особый вид деятельности, предполагающий предоставление компенсации социального риска утраты трудоспособности, связанной именно с этой деятельностью. Вопросы пенсионного обеспечения государственных служащих тесно связаны с вопросами финансирования пенсий.
На наш взгляд, возникает необходимость осуществления таких выплат для граждан, проходивших государственную гражданскую службу, в том числе и для их семей, за счет средств как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов РФ. Кроме того, пенсионное обеспечение за выслугу лет государственных гражданских служащих нуждается в дальнейшем
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Нормативно – правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 01.07.2020 №1-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.07.2020, N 31, ст. 4412
2. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «О статусе военнослужащих» // Собр. законодательства РФ. № 22. 1998. Ст. 2331.
3. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. От 02.12.2020) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
4. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2020) «О системе государственной службы Российской Федерации»
5. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 02.07.2020) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
6. Указ Президента РФ от 20.09.2010 № 1141 (ред. от 31.12.2019) «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих» // [Текст электронный] - СПС «КонсультантПлюс», режим доступа http://www.co№sulta№t.ru.
7. Указ Президента РФ от 19.11.2007 № 1532 (ред. от 31.12.2019) «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации» // [Текст электронный] - СПС «КонсультантПлюс», режим доступа http://www.co№sulta№t.ru.
8. Постановление Правительства РФ от 15.09.2003 № 570 (ред. от 25.03.2013) «О порядке включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации» // [Текст электронный] - СПС «КонсультантПлюс», режим доступа http://www.co№sulta№t.ru.
Учебная и научная литература
9. Акатнова М. И., Коломоец Е. Е., Морозов П. Е. Актуальные вопросы правового регулирования труда и социального обеспечения государственных служащих. Научно-практическое пособие. — М: Проспект. 2018. - 416 с.
10. Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. — М: Проспект, 2020. - 184 с.
11. Григорьев И. В., Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения. Учебник и практикум для вузов. — М: Юрайт, 2019. - 428 с.
12. Дивеева Н. И., Доброхотова Е. Н., Захаров А. А. Право социального обеспечения. Учебник и практикум. — М: Юрайт, 2018. - 384 с.
13. Захарова Н. А., Горшков А. В. Право социального обеспечения. Учебное пособие. — М: Омега-Л, 2020. - 170 с.
14. Комкова Г. Н., Торосян Р. А., Сычев В. Б. Право социального обеспечения. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата. — М: Юрайт, 2019. - 188 с.
15. Косаренко Н.Н. Право социального обеспечения. Учебник. — М: КноРус, 2019. - 240 с.