Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Решение проблемы развития логической культуры у школьников в настоящее время является острой необходимостью, которая не решается в одно мгновение, только в результате комплекса «воспитание образование» её возможно решить. [5]
Новые ориентиры образования, развитие личности обучающегося, а процессе получения образования требует от преподавателя переосмысления и разработки учебно-воспитательного плана по предмету, где центром становится ученик с его потенциальными возможностями.
Преподаватель обязан добиться того, чтобы мыслительная деятельность учеников была точной, последовательной и доказательной, чтобы они умели проверять фактические наблюдения и, основываясь на теоретических знаниях, могли их объяснять, устанавливать причинно-следственную связь между фактами и явлениями.
Чтобы поднять уровень логической культуры обучающихся, в некоторых учебных заведениях было введено преподавание логики. Но в большинстве случаев познавательные возможности школьников остаются практически на одинаковом уровне, т.к. условия, в которых формируется логическая культура обучающихся, характеризуются информационной перезагруженностью содержания образования.
Изучение научной литературы в области психологии, педагогики, методики преподавания биологии и современное состояние проблемы показывает, что вопрос развития логической культуры в методическом обосновании недостаточно проработано.
Психологические основы, сущность, факторы и способы развития логической культуры исследованы в работах П.П. Блонского, Д.Н. Богоявленского, А.В. Брушлинского, Л.И. Божович, Л.М. Веккера, Л.С. Выготского, К.Ф. Лебединской, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна и других.
Педагогические аспекты развития логической культуры в учебном процессе школьников нашли отражение в трудах Ю.К. Бабанского, И.А. Барташниковой, В.П. Беспалько, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Е.Н. Кабановой-Меллер, В.Ф. Паламарчук и многих других.
Для развития логического мышления средствами математики необходимо знание определенных понятий и законов логики, т.е. логическая грамотность.
Цель исследования – изучить особенности развития логической культуры на уроках математики.
Объект исследования – развитие логической культуры школьников.
Предмет исследования – развитие логической культуры школьников 7 класса.
Цель, объект, предмет исследования обусловили задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы исследования;
2. Теоретически обоснование возможности развития логической культуры в процессе обучения математики;
3. Провести опытно-экспериментальную работа по развитию логической культуры школьников.
Для решения поставленных задач использовались взаимодополняющие методы исследования: методы теоретического исследования (теоретический анализ психолого-педагогических исследований), диагностический метод (тестирование), констатирующий эксперимент.
База исследования: в констатирующем эксперименте приняли участие ученики 7 класса средней общеобразовательной школы.
Глава 1. Теоретическое обоснование формирования логической культуры учащихся в процессе обучения математике в школе
1.1. Теоретические и практические предпосылки формирования логического культуры у школьников
Проанализировав проблему формирования и развития логической культуры учеников к педагогической психологии, дидактике школы, можно выделить четыре основных этапа: Первый этап (1930-1960 гг.) – в исследованиях И. Мерзона, А.И. Стражева, И. Хмелева, С.Г. Шаповаленко впервые встречаются предпосылки логико-дидактического подхода. Авторы разработок считают, что именно логика является необходимым инструментом научно-профессиональной практики.
В систематическом, описательном и информационно-рецептивном обучении основной целью является развитие логического мышления. На гуманитарных факультетах в соответствии с Постановлением 1946 г. был введен такой предмет как «Логика». Опыт преподавания логики как отдельной дисциплины указывает на то, что её изучение в отдельности от приложения знаний оказывает малый эффект в аспектах развития логического мышления. [3]
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Адольф, В.А. История математики в задачах: учебное пособие [Текст] / В.А. Адольф; Краснояр. гос. пед. ун-т, Красноярск, 2011. - 170 с.
2. Асмус, В.Ф. Учение логики о доказательстве и опровержении [Текст] / В.Ф. Асмус. - М.: Госполитиздат, 1954. - 88 с.
3. Башмаков, М.И. Математика: учебное пособие для 10-11 классов гуманитарного профиля [Текст] / М.И. Башмаков. - М.: Просвещение, 2014.-330 с.
4. Безумова, О.Л. Построение логической составляющей пропедевтического курса геометрии [Текст]: автореф. ... дисс. канд. пед наук. - СПб., 2014. -18 с.
5. Болгарский Б. В. Очерки по истории математики. – Минск:. 2019.
6. Виленкин, Н.Я. Элементы математической логики [Текст] / Н.Я. Виленкин, И.Л. Никольская // Факультативный курс по математике: учебное пособие для 7-9 классов средней школы. - М.: Просвещение, 2011. - С. 172-205.
7. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Наука, 1985.-315 с.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский // Педагогическая психология; под ред. В.В. Давыдова. - М., 2011. - 480 с.
9. Вышенский, В.А. О месте теории множеств и математической логики в преподавании математики в средней школе [Текст] / В.А. Вышенский, Л.А. Калужник // Математика в школе. - 1970. - № 1. - С. 32-36.
10. Гальперин, П.Я. Введение в психологию [Текст] / П.Я. Гальперин. - М., 1975.-190 с.
11. Горина, О.П. Какие задания можно назвать проблемными при обучении математике? [Текст] / О.П. Горина // Начальная школа. - 2012. - № 5. - С. 109-111.
12. Горский, Д.П. Краткий словарь по логике [Текст] / Д.П. Горский и др. - М., 2011.-С. 48.
13. Горский, Д.П. Логика: учебное пособие для педагогических институтов [Текст] / Д.П. Горский. - М.:Учпедгиз, 1963.
14. Давыдов, В.В Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического исследования [Текст] / В.В.Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
15. Долматова Л.Н. Формирование общеучебных умений у младших школьников в процессе изучения темы «Числовые выражения». – Ульяновск, УИПКПРО, 2010. – 12с.
16. Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой. М., Просвещение, 2017.
17. Лоповок Л.М.Математика на досуге. М., Просвещение,2018г
18. Математика. 7-9-й класс. Подготовка к ГИА-2020: учебно-методическое пособие/ Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова.
19. Математика. 9-й класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-9. Алгебра, геометрия, теория вероятностей и статистика: учебно-методическое пособие/ Под ред. Ф.Ф. Лысенко.
20. Математика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий, 9 класс. Авт. Л. Д. Лаппо, М. А. Попов, изд. «Экзамен», г. Москва, 2019
21. Математика. Тематические тренировочные задания, 9 класс. Рабочая тетрадь. Авт. С. С. Минаева, Л. О. Рослова, изд. «Экзамен», г. Москва, 2020
22. Математика. Типовые тестовые задания, 9 класс, авт. И. В. Ященко, С. А. Шестаков, А. С. Трепалин, А. В. Семёнов, П. И. Захаров, изд. «Экзамен», г. Москва, 2019-2020
23. Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры. М, Просвещение,2018г
24. Серия «Качество обучения», повторение и контроль знаний по математике на уроках и внеклассных мероприятиях; 7- 9 классы, изд. «Глобус»;
25. Танеев, Х.Ж Теоретические основы развивающего обучения математике [Текст] / Х.Ж. Танеев. - Екатеринбург, 2017. - 160 с.
26. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы. М. Фийрис - пресс, 2019.