Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что реализация конституционного установления о суверенитете народа в Российской Федерации необходимо связана с эффективным функционированием институтов непосредственной и представительной демократии.
Роль депутатов Государственной Думы РФ в политической жизни общества значительна. Они являются представителями народа, выражающими мнение определенного большинства.
Под конституционно-правовым статусом депутатов Госдумы РФ понимается их положение, которое определяется совокупностью правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с политико-правовой природой статуса депутата, полномочиями депутатов, гарантиями их деятельности.
Депутаты Государственной Думы РФ имеют особый конституционно-правовой статус, который предусматривает широкий круг прав, свобод, полномочий наряду с минимальной юридической ответственностью за свои действия. Правовое положение депутата является многогранным и сложным конституционно-правовым институтом, то есть предметно-системной совокупностью конституционноправовых норм, которые регулируют общественные отношения в сфере осуществления депутатами своих полномочий, при этом, депутат выступает участником отношений, различных как по характеру, так и по субъектам. Данными субъектами могут быть избиратели, политические партии, законодательные (представительные) органы власти, общественные объединения, иные государственные и муниципальные органы.
Глава 1. Организация деятельности Государственной Думы
1.1 Структура Государственной Думы
Во главе Государственной Думы стоит Председатель Государственной Думы. Выборы Председателя Государственной Думы осуществляются из числа депутатов Государственной Думы путем тайного голосования. Для того, чтобы Председатель Государственной Думы был избран, необходимо, чтобы за его кандидатуру было отдано свыше половины голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Помимо Председателя, Государственной Думой избирается первый заместитель и заместители Председателя Государственной Думы. Они избираются в порядке, прописанном в Регламенте Государственной Думы .
В рамках Регламента Государственной Думы устанавливается запрет на принадлежность Председателя, первого заместителя и заместителей Председателя к одной фракции, депутатской группе.
Председатель Государственной Думы и Председатель Совета Федерация обладают схожими полномочиями. С полномочиями Председателя Государственной Думы можно ознакомиться в ст. 11 Регламента Государственной Думы.
Совет Государственной Думы является коллегиальным, постоянно действующим органом палаты, цель создания которого предварительно подготовить и рассмотреть организационные вопросы деятельности палаты.
Совет Государственной Думы состоит из Председателя Государственной Думы, руководителей депутатских объединений, которые имеют право решающего голоса. У Заместителей Председателя Государственной Думы и председателей комитетов Государственной Думы есть право совещательного голоса, они также принимают участие в деятельности Совета Государственной Думы. Совет Государственной Думы обладает следующим полномочиями: формирует проект примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию; формирует проект календаря рассмотрения Государственной Думой вопросов на очередной месяц; формирует проект работы Государственной Думы на очередное заседание.
Многие полномочия заключаются в том, чтобы технически обеспечить законотворческую деятельность.
Государственная Дума предусматривает создание депутатских объединений: депутатских групп и фракций.
Депутатская фракция является депутатским объединением, в основе формирования которого лежит избирательное объединение, прошедшее в Государственную Думу по федеральному избирательному округу, а также в него входят депутаты Государственной Думы, которые были избраны по одномандатным избирательным округам. В обязательном порядке депутатские фракции должны быть зарегистрированы.
Депутаты, оставшиеся вне фракций, имеют право на образование депутатских групп. Зарегистрированы должны быть депутатские группы, чья численность не менее 35 депутатов Государственной Думы.
У депутатских групп и фракций равные права. Депутату Государственной Думы разрешено быть членом лишь одного депутатского объединения.
Комитеты и комиссии. Государственная Дума имеет основные структурные подразделения, представленные комитетами. Комитеты Государственной Думы осуществляют следующую функцию: предварительно рассматривают законопроекты и подготавливают их к рассмотрению Государственной Думой; подготавливают заключения по законопроектам и проектам постановлений, которые поступили в Государственную Думу; на основании решений палаты занимаются подготовкой запросов в Конституционный Суд Российской Федерации, организацией проводимых Государственной Думой парламентских слушаний, решением вопросов организации своей деятельности.
1.2 Правовые акты Государственной Думы
Государственная Дума вправе принимать нормативно-правовые акты, что предусмотрено в Конституции РФ. Статья 125 Конституции РФ в одном ряду рассматривает нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства. Таким образом, согласно Конституции у палат есть право на принятие нормативных актов.
В соответствии с частью 4 ст. 101 Конституции РФ, каждая из палат отвечает за принятие своего регламента и решение вопросов внутреннего распорядка своей деятельности. В ходе анализа данной конституционной нормы Е.И. Козлова формулирует следующие обоснованные выводы: 1) принятие регламента палатой – это обязательное условие для того, чтобы она осуществляла свои полномочия; 2) единый регламент Федерального Собрания не принимается; 3) регламент является внутренним актом палаты, который имеет специфическую сферу регулирования отношений внутри палаты, а также процедурных и организационных отношений. Согласно Конституции регламент – это не такая правовая категория, как «предметы ведения» палаты, которые сформулированы в ст. 102 и 103 Конституции. Хоть регламенты палат – это их внутренние акты, они являются, в первую очередь, нормативно-правовыми актами и частью правовой системы РФ.
Регламент включает в себя процедурные правила определенного вида деятельности, в которых регламентируется, как должно проводиться собрание, заседание, сессия. Каждая палата отдельно отвечает за принятие регламента в двухпалатном парламенте, что обеспечивает ее самостоятельное функционирование. Регламент является средством самоорганизации палаты, его нормы носят обязательный характер как для палаты, ее органов и членов, а также всех других государственных органов, которые являются участниками парламентских выборов, так как основы этих процедур и наиболее принципиальные их положения закреплены в Конституции РФ.
Регламент законодательного (представительного) органа государственной власти (его палат) включает в себя правила, согласно которым данный орган должен осуществлять свои полномочия. Конституция или конституционный акт регламентируют компетенцию законодательного (представительного) органа государственной власти, круг субъектов, которые участвуют в его деятельности. В регламенте лишь прописано, как такой порядок деятельности парламента должен быть раскрыт, детализирован и установлен .
В регламентных нормах закреплены различные установления, являющиеся регулятором деятельности палаты парламента в разных областях. Необходимо сказать о том, что по мнению многих государствоведов регламенты являются самостоятельными источниками конституционного права. В регламентных нормах Государственной Думой устанавливаются условия деятельности и порядок, в соответствии с которыми она взаимодействует с остальными органами; определяется, какие действия должны совершать другие органы, чтобы Государственная Дума могла осуществлять свои функции согласно конституционным нормам и принципам.
Глава 2. Особенности правового статуса депутата Государственной Думы
2.1. Правовые аспекты статуса депутата Государственной Думы
Достаточно высокий статус парламентариев и имеющиеся у парламента «сдержки и противовесы» по отношению к Президенту РФ, исполнительной и судебной властям позволяют обеспечивать стабильное функционирование демократических институтов власти в Российской Федерации».
«Депутаты Госдумы — это представители, избранные гражданами страны, которые осуществляют законодательную власть в Федеральном Собрании от имени всего российского народа».
Конституционно — правовой статус депутата определяется Конституцией и федеральными законами. Правовой статус депутата Государственной Думы РФ состоит из конституционных норм, которые закрепляют его положение в государственных органах власти. Конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы РФ включает в себя: правовые нормы, устанавливающие правовые основы деятельности депутата, его полномочия, гарантии при осуществлении им депутатской деятельности; правовые нормы, регулирующие порядок избрания и прекращения полномочий депутата Госдумы РФ.
Парламентаризм является относительно молодым институтом в российской конституционно-политической практике, и поэтому он вызывает к себе пристальный интерес. Получая свои полномочия от народа на основе всеобщих, равных и прямых выборов, парламентарий осуществляет законодательные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и федеральными законами.
В правовом государстве статус парламентариев определяется конституцией и принимаемыми на ее основе законами. Конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы Российской Федерации закреплен в главе 5 «Федеральное собрание» Конституции РФ 1993 г., в ФЗ от 08.05.1994 № 3-ФЗ (ред. от 16.12.19) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в ФЗ от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от 29.05.19) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» и в иных нормативно-правовых актах РФ. В 97 статье Конституции РФ устанавливаются требования к лицам, которые могут быть избраны депутатами Госдумы: «Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах».
Депутаты ГД РФ, соответственно со своим статусом, осуществляют в парламенте законодательные и другие полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и федеральными законами. «Действующая Конституция закрепляет принцип взаимоотношений депутата Госдумы с его избирателями по принципу «свободного мандата». Это означает, что юридически депутат не связан поручениями избирателей, а действует в парламенте, сообразуясь со своими представлениями о должном и собственной совестью. На этом основании избиратели не могут отозвать депутата, который не оправдал их доверия».
В качестве основных документов, подтверждающих личность и полномочия депутата Государственной Думы, является удостоверение и нагрудный знак, которыми они пользуются в течение всего срока полномочий. В Государственной Думе парламентарии работают на профессиональной постоянной основе, то есть на протяжении всего созыва депутаты собираются и принимают решения по вопросам соответственно своей компетенции.
Депутаты голосуют лично. С октября 2016 г. депутатам Думы запрещено голосовать по доверенности не только на пленарных заседаниях, но и в комитетах и комиссиях. Статья 97 Конституции РФ устанавливает общие требования к лицам, избираемыми депутатами Госдумы. Они не могут быть депутатами любого другого представительного органа, в том числе и Совета Федерации или находиться на государственной службе. Депутаты не должны заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой. Депутат ГД РФ не может состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации .
C 2011 года депутаты Госдумы подают декларации о своих доходах, полученных за предшествующий год, в которых указываются сведения и об имущественном положении членов семьи, включая несовершеннолетних детей. «В 2013 г. введен запрет депутатам Госдумы владеть зарубежными активами — банковскими счетами, ценными бумагами, облигациями. Кандидаты в депутаты и в члены верхней палаты должны решить вопрос о своих активах зарубежных государств еще до официальной регистрации их на эти выборные должности.
Цель этого нововведения — добиваться чтобы парламентарии всегда отстаивали национальные интересы Российской Федерации, а не иностранных государств и зарубежных корпораций». Парламентарии обязаны соблюдать этические нормы. Регламентами палат Федерального Собрания РФ устанавливается ответственность за нарушение депутатом этических норм.
Основными формами деятельности депутата являются: — участие в заседаниях Госдумы, совместных заседаниях палат Федерального собрания РФ;
— участие в выполнении поручения Госдумы и его органов;
— участие в работе комитетов палаты, согласительных, специальных комиссий и парламентских комиссиях, создаваемых Госдумой;
— участие в парламентских слушаниях;
— внесение законопроектов в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, парламентских и депутатских запросов;
— обращаться с вопросами к членам Правительства РФ на заседаниях палат и к должностным лицам с требованиями принятия мер немедленного пресечения выявившихся нарушений прав граждан;
— работа в думских парламентских фракциях; с избирателями в округах. Народный избранник поддерживает связь со своими избирателями: рассматривает обращения избирателей; ведет личный прием граждан в общественных приемных один раз в два месяца; по своей инициативе проводит встречи с избирателями, на которых информирует избирателей о своей деятельности и о работе парламента.
2.2. Неприкосновенность депутата Государственной думы
Неприкосновенность может рассматриваться применительно к различным объектам, например, неприкосновенность представителя власти, органов государства, личности и др.
В любом случае неприкосновенность представляет собой гарантию, обеспечивающую защиту от посягательств. Неприкосновенность – это установленный законодательством РФ запрет совершать определенные действия в отношении объекта помимо его воли. Исключения из этого закрепляются законом или решением уполномоченного органа.
В российском конституционном праве неприкосновенность связана с основными компонентами государства. Данная категория может выступать как право субъекта или как право-привилегия, т.н. иммунитет. Неприкосновенность выступает правом тогда, когда она распространяется на все население государства, в то время как правомпривелегией – в отношении отдельных групп населения (дипломатов, депутатов и др.).
В отношении власти неприкосновенность является гарантией деятельности официальных представителей государства и народа. Она проявляется в запрете ареста должностных лиц, привлечения к их уголовной ответственности, наиболее строгим мерам административной ответственности без согласия государственных органов, уполномоченных на это.
Вопросы, связанные с неприкосновенностью депутатов Государственной Думы Российской Федерации, в последнее время вызывают наибольшие споры. Ст. ст. 19 и 20 Федерального закона от 8 мая 1994 № 3 «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» содержат положение, согласно которому следователь или орган дознания, ведущий дело в отношении депутата, теряет как минимум несколько дней при производстве расследования, в течение которых законодательно установлен запрет на досмотр депутата и его обыск.
Стоит отметить, что обыск является неотложным следственным действием, которое проводится внезапно. В связи с этим испрашивание согласия на его проведение практически исключает возможность собрать доказательства по делу. Следовательно, целесообразным является ограничение неприкосновенности, то есть разрешение производства некоторых следственных действий без какого-либо согласия.
В настоящее время уголовное преследование и лишение депутата свободы происходят с разрешения Государственной Думы РФ. Неприкосновенность депутата защищает не личные интересы депутата, а имеет целью соблюдать интересы парламента. В России институт неприкосновенности депутатов Госдумы РФ законодательно был закреплен 20 февраля 1906 г. в ст. ст. 15 и 16 Учреждения Государственной Думы, согласно которым члены Государственной Думы подвергались лишению или ограничению свободы лишь по распоряжению суда .
В России данная гарантия являлась важным условием, поскольку административный арест применялся вплоть до свержения монархии в 1917 г. Также представляется необходимым отмена положения, согласно которому палата депутатов обладает правом разрешить или отказать в направлении дела в отношении депутата в суд, поскольку при этом возможны необъективные решения. Палата, не допуская передачу дела в суд, принимает на себя его функцию, оценивая фактические обстоятельства. Иными словами, Госдума РФ присвоила себе прерогативу суда определять виновность или невиновность. При принятии решения палаты об отказе в направлении дела в суд, дело прекращается, в то время как депутат объявляется палатой невиновным.
2.3. Основания досрочного прекращения полномочий члена парламента Российской Федерации
Полномочия депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации начинаются с момента его избрания. Сроком окончания полномочий согласно ч. 4 ст. 99 Конституции Российской Федерации считается начало работы депутатов нового созыва Государственной Думы.
Кроме того, окончанием срока полномочий может являться досрочное прекращение полномочий депутата. Основания досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы изложены в ст. Федерального закона от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Основанием досрочного прекращения полномочий может быть избрание депутата Государственной Думы депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Это правило можно объяснить тем, что лица, являющиеся депутатами двух представительных органов, не смогут одновременно эффективно осуществлять свои депутатские полномочия.
Основанием досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы является также несовместимость с занятием государственной должности Российской Федерации, а также государственной должности субъекта Российской Федерации, поступление на государственную или муниципальную службу (п. «б» ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 3-ФЗ).
Упомянутый выше запрет вытекает из принципа разделения властей и имеет целью обеспечить независимость депутатов. Кроме того, это правило обусловлено необходимостью наиболее эффективной деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации, а также создания реальной возможности для активного выполнения депутатами своих функций.
Положения пункта «б» и «в» части 1 статьи 4 Федерального закона № 3-ФЗ приняты в развитие ст. 97 (ч. 2 и 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы, а депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного само- управления, депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе. Так, п. «в» ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 3-ФЗ содержит положение о том, что поступление депутата Государственной Думы на государственную или муниципальную службу, вхождение их в состав органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, осуществление ими предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности является основанием досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы .
Федеральный закон № 3- ФЗ допускает возможность совмещения полномочий депутата Государственной Думы с преподавательской, научной и иной творческой деятельностью. Это исходит из принципа профессионального, на постоянной основе, исполнения своих полномочий депутатами Государственной Думы. Важно, что при этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором или законодательством Российской Федерации (п. «в» ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 3-ФЗ).
Парламентарий, пожелавший реализовать конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию посредством занятия государственной должности, добровольно принимает условия, ограничения и преимущества, с которыми связан приобретаемый им публично-правовой статус должностного лица, и выполняет соответствующие требования согласно установленной законом процедуре.
Необходимость создания условий для независимости, объективности деятельности депутата Государственной Думы, эффективного осуществления их полномочий определило внесение дополнения в Федеральный закон № 3-ФЗ в виде п. «в. 1» Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к лицам, замещающим государственные или муниципальные должности, а также должности государственной или муниципальной службы».
В соответствии с названным дополнением вхождение депутата Государственной Думы в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений является основанием для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы, если иное не предусмотрено международным договором или законодательством Российской Федерации.
Заключение
Благодаря наличию в законодательстве Российской Федерации разнообразных форм осуществления народом своего суверенитета, сложившейся практике их применения, а также сформировавшемуся отношению граждан Российской Федерации к имеющимся механизмам осуществления народовластия, их непосредственному участию в управлении делами государства.
Наряду с институтами референдума и свободных выборов на современном этапе развития отечественной государственности центральное место в системе народовластия в Российской Федерации отводится институту народного представительства. Как известно, в России успешно реализована бикамеральная модель организации парламента, который состоит из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Представляется, именно Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации является центральным элементом системы органов народного представительства в России, от качества работы которого зависит не только авторитет института народного представительства, но и уровень благосостояния миллионов граждан России.