Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие российского экономического потенциала, вхождение во Всемирную торговую организацию, а также уникальное геополитическое и географическое положение России – это фундаментальные факторы, обуславливающие необходимость экономического развития взаимоотношений России и Ирана, как на государственном, так, и на региональном уровнях .
Одной из стратегических целей этих факторов является обеспечение эффективного функционирования внешнеторговых связей между двумя странами.
В данной работе проведен краткий анализ внешнеторговых связей Астраханской области.
Проведенный анализ текущего состояния экономических и логистических процессов между Астраханской областью РФ и субъектами других государств говорит о перспективности дальнейшего развития в разных промышленных отраслях [2].
Анализ перевозок грузов и пассажиров между странами говорит о растущей потребности в данном виде деятельности [4].
Для того, чтобы обеспечить необходимые темпы дальнейшего развития экономического взаимодействия промышленных субъектов Астраханской области с иностранными партнерами, очень важно иметь соответствующий уровень знаний специфических особенностей проведения технологических операций в данных условиях работы.
Без должного исследования вопроса, связанного с транспортно-логистической деятельностью российских и иностранных компаний, эффективная реализация крупных экономических проектов в данной сфере будет весьма затруднительна.
Проведенные за последние несколько лет научно-технические конференции, а также результаты изучения ряда литературных источников, указывают на ограниченность исследований в области транспортно-логистического взаимодействия предприятий .
С учетом современных реалий степень проработанности данной тематики явно недостаточна для претворения в жизнь серьезных экономических проектов.
В этой связи актуальность выбранной темы не вызывает сомнений.
Цель данной работы заключается в разработке технологического процесса перевозки рулонов стали на маршруте Астрахань (РФ)-Энзели (Иран) водным транспортом.
Предметом исследования данной работы являются существующие методики организации транспортно-технологического процесса перевозок грузов водным транспортом.
Объект исследования данной ВКР представляет собой особенности перевозок грузов водным транспортом в заданных условиях работы.
В процессе достижения поставленной цели нами были последовательно решены следующие задачи:
- выполняется анализ внешней торговли Астраханской области;
- исследуется характеристика выбранного груза.
- изучается характеристика торговых партнеров и пунктов обработки судна;
- рассматривается характеристика судна.
- производится расчет экономики рейса и выводы.
При проведении исследования в данной работе были использованы следующие методы:
- анализ литературы;
- анализ источников глобальной сети Интернет;
- теоретический анализ и синтез;
- статистический метод.
1. Анализ внешней торговли Астраханской области
По данным Южного таможенного управления ФТС России внешнеторговый оборот Астраханской области в 2020 году составил 993,2 млн долл. США, что на 55,7 % больше, чем в 2019 году (638,4 млн долл. США).
По итогам 2020 года сформировалось положительное сальдо торгового баланса в сумме 322,6 млн долл. США (в 2019 году – положительное сальдо в размере 374,6 млн долл. США).
Основные торговые партнеры Астраханской области (в порядке убывания стоимости): Иран – 32,4 % (в 2019 г. – 50,0 %), Туркменистан – 20,3% (в 2019 г. – 1,1 %), Индия – 17,6% (в 2019 – 0,06%), Китай – 9,2 % (в 2019 г. – 14,3%), Азербайджан – 1,8 % (в 2019 г. – 2,6 %), Малайзия – 1,8 % (в 2019 г. – 0,02%), Сербия – 1,4 % (в 2019 г. – 0,07 %), Казахстан – 1,3 % (в 2019 г. – 3,3%) .
Экспорт
В 2020 году экспорт Астраханской области составил 657,9 млн долл. США, что больше объемов 2019 года на 29,8 % (507,3 млн долл. США). Стоимостные объемы экспорта в страны дальнего зарубежья оцениваются в 616,6 млн долл. США, в страны СНГ – 41,3 млн долл. США.
Экспортные операции астраханские участники ВЭД осуществляли с 29 странами (в 2019 году – 30).
Поставки продукции осуществлялись по 44 товарным группам (в 2019 году – 59).
Крупнейшими торговыми партнерами в экспорте Астраханской области по итогам 2020 года являются (по убыванию стоимости): Иран (40,6 %), Индия (26,5 %), Китай (12,2 %), Алжир (5 %).
Товарная структура экспорта в основном представлена (в порядке убывания стоимости): изделия спецмашиностроения - 65,1 %, злаками – 21,7 %, древесиной и целлюлозно-бумажными изделиями – 7,6%, масличными семенами и плодами - 2,7 %.
Импорт
В 2020 году импорт Астраханской области оценивается в 335,3 млн долл. США, что на 154,2 % больше объемов 2019 года (131,9 млн долл. США). Это обусловлено разовой поставкой из Туркменистана в Астраханскую область плавучей буровой установки «Меркурий» стоимостью 195,2 млн долл. США. Без учета этой поставки импорт составил 140,1 млн. долл. США и увеличился на 6,2%.
Стоимостные объемы импорта из стран дальнего зарубежья оцениваются в 114,2 млн долл. США (АППГ- 115,3 млн долл. США), из стран СНГ – 221,1 млн долл. США (АППГ - 16,5 млн долл. США).
Крупнейшими торговыми партнерами в импорте Астраханской области по итогам 2020 года являются (по убыванию стоимости): Туркменистан (59,4 %), Иран (16,3 %), Нидерланды (5,8 %), Китай (3,4 %).
Товарная структура импорта Астраханской области в основном представлена (по убыванию стоимостных объемов): судами, лодками и плавучими конструкциями – 82,1%, съедобными фруктами и орехами (финики, изюм) – 3,9 %, изделиями из черных металлов (трубы бесшовные буровые, металлоконструкции, изделия литые из черных металлов) – 3,9%, оборудованием и механическими устройствами – 3,6 %.
Полученные результаты сводим в таблицы 1 и 2.
Таблица 1 – Статистические данные экспорта Астраханской области за 1 квартал 2020 года и 1 квартал 2019 года
Страна Наименование группы грузов Масса, тонн
2020 2019
Иран Группа 1А Спецмашиностроение 450тыс. т 420 тыс.т
Группа 1Б Злаки 220 тыс.т 210 тыс.т
Группа 1В Древесина 160 тыс.т 148 тыс.т
Индия Группа 2А Машиностроение 317 тыс.т 298 тыс.т
Группа 2Б Масляничные культуры 263 тыс.т 248 тыс.т
Группа 2В Древесина 163 тыс.т 151 тыс.т
Китай Группа 3А Машиностроение 148 тыс.т 134 тыс.т
Группа 3Б Древесина 132 тыс.т 117 тыс.т
Группа 3В Масляничные культуры 110 тыс. т 98 тыс.т
С учетом таблицы 1 можно сделать вывод о том, что наиболее экспортным грузом является продукция мшиностроения.
Таблица 2 – Статистические данные импорта Астраханской области за 1 квартал 2020 года и 1 квартал 2019 года
Страна Наименование группы грузов Масса, тонн
2020 2019
Туркменистан Группа 1А Фрукты, орехи 125 тыс.т 118 тыс.т
Группа 1Б Крупы 113 тыс.т 105 тыс.т
Группа 1В Механические устройства 95 тыс.т 84 тыс.т
Иран Группа 2А Фрукты 105 тыс.т 96 тыс.т
Группа 2Б Трубы 98 тыс. т. 89 тыс.т
Группа 2В механические устройства 74 тыс.т 60 тыс.т
Нидерланды Группа 3А Плавучие конструкции 75 тыс.т 61 тыс.т
Группа 3Б Оборудование 55 тыс.т 48 тыс.т
Группа 3В Трубы 34 тыс.т 27тыс.т
По данным табл. 2 наиболее перспективные грузы – это фрукты и плавучие конструкции.
2. Характеристика выбранного груза
2.1. Характеристика груза – сталь в рулонах
Сталь в рулонах – довольно распространенный вид генерального груза и перевозится на речных судах, судах смешанного река-море плавания и на морских судах различных типов и размеров, от небольших судов прибрежного плавания (костеров), до крупнотоннажных океанских балкеров .
Сталь в рулонах перевозится между многими морскими портами, расположенными на разных континентах, кроме того, ее перевозят из портов, расположенных на реках, например, в России, из порта Череповец на Волго-Балтийском канале, в Германии – из порта Дуйсбург на реке Рейн, в Румынии – из порта Галац на реке Дунай.
2.2. Основные транспортные характеристики и способы перевозки, укладки и хранения груза
В зависимости от сорта и назначения стали, рулоны имеют различные размеры и вес, а также упаковку. Автомобильная сталь и готовая сталь для бытовой техники может иметь стальную упаковку и специальные накладки, предохраняющие края рулонов от повреждений. От раскручивания, сталь в рулоне крепится при помощи стальных лент.
В большинстве портов рулона грузят на судно в горизонтальном положении, однако в отдельных портах может применяться способ погрузки, при котором рулоны укладывают на торцы.
Так как рулоны стали, уложенные горизонтально, легко подвержены качению, то на судне их размещают полными рядами от борта до борта, укладывая один или два рулона в «замок», что придает ряду устойчивость при бортовой качке.
Перед укладкой рулонов, на палубу трюма укладывают доски, толщиной от 20 мм до 50 мм. Доски служат для снижения трения между рулонами и палубой, также они служат для более равномерного распределения нагрузки на палубу трюма. Кроме того, в случае попадания незначительного количества воды в трюм, она не будет касаться рулонов, особенно опасна для рулонов морская вода. В некоторых случаях вместо досок могут применять листы фанеры.
В большинстве случаев, доски также ставят между крайними рулонами и бортом судна, что также снижает трение, способствует более равномерному распределению нагрузки на борта и набор под ними и уменьшает вероятность контакта рулонов с влажными бортами.
Как правило, укладку рулонов начинают от бортов к ДП (диаметральная плоскость) трюма. Уложив первый рулон стали вплотную к борту подкладывают под него два клина и только после этого отсоединяют грузозахватное приспособление. Второй рулон укладывают вплотную к первому и подкладывают клинья. Следующие рулоны укладывают также вплотную и подкладывают клинья.
Если рулоны имеют разный вес, то не следует укладывать тяжелые рулоны на более легкие, особенно в «замок», чтобы не деформировать