Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время человек окружен огромным количеством информации, которую невозможно обработать и использовать для развития без помощи новых информационных технологий. Информатизация затрагивает все сферы жизни человека, в том числе и образование.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что развитие и внедрение во многие сферы жизни людей информационно – коммуникационных технологий, а также переход к информационному обществу, предъявляет новые требования и к системе образования, поскольку именно с него начинается формирование всех основных предпосылок создания и развития информационного общества. Мало того, образование должно идти во главе этого процесса, а значит, его информатизация должна опережать информатизацию других сфер жизни общества.
В ситуации стремительного нарастания объема информационных потоков и появления все новых и новых информационных технологий возрастает необходимость формирования у школьников способности адаптироваться к этим процессам, и особую значимость в этом отношении приобретает развитие информационно-коммуникативной компетентности.
В этой связи использование в образовательном процессе информационных и коммуникационных технологий насущно необходимо как для удовлетворения растущих образовательных потребностей современного общества, так и для его устойчивого социально- экономического развития. Можно сказать, что в наши дни впервые в истории человечества научное знание и информация становятся не просто средствами совершенствования современного общества, но и основными продуктами его деятельности. Мало того, знания выступают в качестве основных ресурсов и продукции информационного общества, от которых непосредственно зависит его дальнейшее благополучие и социальное развитие, одним из важнейших условий которого является использование ИКТ в образовательном процессе.
Повсеместное использование современных ИКТ в повседневной жизни, в большинстве сфер деятельности людей, в обучении, диктует необходимость формирования информационно-коммуникативной компетентности, являющейся одним из важнейших условий успешного обучения и дальнейшего развития учащихся.
Таким образом, сегодня в педагогической теории и практике имеет место противоречие между потребностью в целенаправленном формировании информационно-коммуникативной компетентности учащихся и отсутствием методического обоснования путей и способов ее эффективного формирования, особенно когда речь идет о школьном курсе математики. Указанное противоречие и определяет актуальность темы данного исследования.
Объект исследования: уроки математики в начальной школе.
Предмет исследования: использование информационно – коммуникативных технологий на уроках математики в начальной школе.
Цель исследования: изучение возможностей информационно – коммуникативных технологий на уроках математики в начальной школе как средства повышения качества образования.
Задачи исследования:
1) определить требования современных ФГОС в отношении информационно-коммуникационных технологий;
2) рассмотреть понятие, основные особенности, структуру, функции и подходы к формированию информационно-коммуникативной компетентности у школьников;
3) дать характеристику информационно-коммуникационным технологиям как средству формирования информационно-коммуникативной компетентности обучающихся на уроках математики;
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА I. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.1. Информационно-коммуникационные технологии в федеральных государственных образовательных стандартах
Современный этап общественного развития характеризуется существенным влиянием на него компьютерных технологий, проникающих практически во все сферы деятельности людей и обеспечивающих распространение информационных потоков в социуме, образуя глобальное информационное пространство. Довольно важной частью этого процесса является информатизация образования. Тем более, что в настоящее время происходит становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство.
Данный процесс сопровождается значительными изменениями как в области дидактики, так и содержания образования, которые связаны с внесением различных корректив в содержание технологий обучения, с целью сделать их адекватными современным техническим возможностям [3, с. 1516].
Этот процесс нашел свое отражение в ныне действующих федеральных государственных образовательных стандартах. Так, во ФГОС основного общего образования [7] в качестве одного из основных метапредметных результатов освоения основной образовательной программы указано формирование и развитие компетентности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий.
Кроме того, в требованиях к структуре основной образовательной программы основного общего образования говорится, что содержательный раздел программы должен включать образовательные программы, которые ориентированы на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов, включая и программу развития универсальных учебных действий, предполагающую формирование компетенций учащихся в сфере использования информационно-коммуникационных технологий.
Отмечается также, что программа должна обеспечивать формирование и развитие компетенции учащихся в сфере использования информационно- коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение ИКТ, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств ИКТ и сети Интернет.
Во ФГОС ООО также указывается, что информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно- образовательной средой, которая включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: коммуникационные каналы, компьютеры и иное ИКТ-оборудование, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде. При этом эффективное использование информационно- образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательной организации в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ [7].
Что касается Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) [6], то он содержит в отношении ИКТ требования, во многом аналогичные требованиям ФГОС НОО, при этом предполагается, что многие знания, умения и навыки учащихся по использованию ИКТ уже сформированы.
Здесь следует обратить особое внимание на требование ориентироваться при использовании ИКТ на развитие универсальных учебных действий, являющихся, по утверждению Р.П. Мильруда, познавательными стратегиями, необходимыми для поиска, получения и фиксирования, осмысления и понимания, запоминания и хранения, трансформации и применения, создания и распространения знаний [5].
Поскольку УУД универсальны, то уровень учебной компетенции школьников, достигаемый с их помощью, является первым шагом к формированию умения учиться всю жизнь. Какие бы знания школьники ни стремились освоить, им необходимо уметь осуществлять поиск и обнаружение требуемой информации, а также её фиксацию в той или иной форме для её последующего использования. Полученные данные необходимо осмыслить и понять, то есть соотнести с ранее усвоенной информацией и встроить новые сведения в имеющуюся систему знаний. Содержание обучения важно запомнить в разной форме и уметь хранить не только в памяти, но и на бумаге или в электронном виде, а также в виде умений и навыков. Для того, чтобы применить усвоенную информацию, ее необходимо трансформировать. Наконец, учащимся современной школы важно не только усваивать готовые знания, но и создавать свой, доступный возрасту, интеллектуальный продукт, уметь сделать его достоянием других как самостоятельно, так и с помощью учителя.
И.Г. Захаровой сформулированы основные педагогические цели использования ИКТ в образовании:
Развитие личности учащихся, подготовка их к самостоятельной продуктивной деятельной в условиях информационного общества, которая
1) включает кроме передачи собственно информации и знаний, заложенных в ней:
2) развитие алгоритмического, конструктивного мышления благодаря специфике общения с компьютером;
3) развитие креативного мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
4) формирование коммуникативных способностей в процессе выполнения совместных проектов;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баракатова, Д.А. Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка Д.А. Баракатова Проблемы педагогики. - 2018. - №2 (34). - С. 27 - 29.
2. Башмаков, М.И. Понятие информационной среды процесса обучения / М.И. Башмаков, С.И. Поздняков, Н.А. Резник Школьные технологии. - 2000.- №2. - С. 153 - 182.
3. Белова, Е.В. Коммуникационные технологии в образовательном процессе информационного общества Е.В. Белова Информационно- коммуникационные технологии в образовании и науке. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2013. - С. 1516 - 1519.
4. Бикетова, Я.О. Информационно-коммуникативная компетентность: социологический анализ и эмпирическое измерение Я.О. Бикетова Вестник экономики, права и социологии. – 2015. - №2. – С. 180 – 184
5. Брежнев, В.В. Содержание и структура информационной компетентности старшеклассника / В.В. Брежнев Ученые записки. Научный журнал Курского государственного университета. - 2010. - №5. - С. 19 - 24.
6. Герасимова, Д.В. Роль информационных технологий в образовании Д.В. Герасимова Информационно-коммуникационные технологии в образовании и науке. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2013. - С. 1554 - 1560.
7. Гладышева, Ю.А. Особенности применения информационных технологий в образовательном процессе вуза Ю.А. Гладышева Информационно- коммуникационные технологии в образовании и науке. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2013. - С. 1561 - 1564.
8. Долинер, Л.И. Информационные и телекоммуникационные технологии в обучении: психолого-педагогические и методические аспекты Л.И. Долинер. - Екатеринбург: Издательство Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2003. - 344 с.
9. Полат Е. С. Современные педагогические и информацион-ные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд., стер. М.: Изд. центр "Академия", 2010. 368 с.
10. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Пет-ров А. Е. Новые педагогические и информационные техно-логии в системе образовании: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений под ред. Е. С. Полат. 4-е изд., стер. М.: Изд. центр "Академия", 2009. 272 с.
11. Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецов А.А., Кравцова А.Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : учеб.-метод. пособие. М. : Дрофа, 2008.
12. Сосненко С. В. Информационно-коммуникационные технологии как система средств качественного восприятия окружающей действительности // Информационно-коммуникационные технологии в современном образовательном процессе: научное издание. Сборник научных статей. — Челябинск: Печатный двор, 2016
13. Хабибуллина, Г. С. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики / Г. С. Хабибуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 567-568
14. http://festival.1september.ru/articles/529877/