Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Вокруг такого понятия, как «журналистское произведение», ведутся многочисленные дискуссии. Журналистское произведение является предметом острой полемики, поскольку в настоящее время отсутствует единая, принятая всеми теоретиками в области журналистики дефиниция, которая позволила бы определить продукт журналистской деятельности. Широко распространены такие термины, как журналистский текст, публицистический текст, медиа-текст, журналистское произведение. Однако все эти понятия имеют ряд различий, которые и создают основу для полемики.
Соответственно, приходится констатировать тот факт, что продукт творческой деятельности журналиста представляет собой актуальную научно-практическую проблему современной журналистики. Ситуация усугубляется тем, что в Законе о СМИ не приведено четкого определения журналистского текста (публицистического обзора). Соответственно, каждый субъект творческой деятельности в области журналистики, наполняет журналистские тексты своим собственным содержанием. В настоящее время отмечается многообразие, зачастую и противоречивость мнений о журналистском произведении. В результате возникают серьёзные методические проблемы, которые значительно затрудняют изучение студентами дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста», а также создают серьезные трудности для молодых специалистов в области журналистики [1].
Важная роль при создании журналистского произведения отводится созданию выразительности текста. Выразительность является «универсальной чертой публицистического дискурса», «одной из важнейших интенциональных текстообразующих категорий публицистических материалов» [Клушина 2008, 101]. Значимость обращения к теме функционирования и усиления выразительности в современном медиадискурсе вызвана несколькими факторами. Во-первых, воздействующая функция в современной качественной прессе реализуется в форме убеждения, и ее выразительность выступает «в качестве мощного фактора речевого воздействия, направленного на формирование общественного мнения в отношении какого-либо факта, события или субъекта» [2].
Во-вторых, индивидуальные авторские средства выразительности, применяемые автором, отражают групповые ценности, следовательно, СМИ транслируют и закрепляют аксиологическую модель общества на данном этапе развития, отражают присущую обществу картину мира, усиливают восприимчивость общества к преподносимой информации.
Проблема исследования. Молодым специалистам, которые делают первые шаги журналистике, зачастую не хватает личного опыта и знаний для того, чтобы разобраться в многочисленных научных трактовках и нюансах, используемых в творческой деятельности журналиста. В результате создание творческого журналистского текста остается для многих журналистов «Terra incognita», или «землёй неизведанной», без каких-либо четких инструкций и руководств к созданию журналистского текста. Большинство специалистов не имеет четкого представления об образце, к которому необходимо стремиться. Соответственно, молодые специалисты испытывает затруднения при выборе правильной методики работы над текстом. Написание текста с тщательно отобранными средствами выразительности остаётся для большинства журналистов интуитивным процессом. При этом каждый раз используются новые различные методы, изобретаются новые способы придания произведению выразительности. Однако в таком случае нет гарантии того, что в результате такого написания будет достигнут высокий уровень качества, ожидаемое потребителями продукции СМИ. Соответственно, возникает потребность в тщательном анализе и отборе средств выразительности [5; 7].
Степень разработанности тематики. Изученность тематики находится на низком уровне. В настоящее время нет единого подхода к определению конечного продукта деятельности журналиста. Также не определены критерии творческого подхода, не определена специфика публицистического обзора как исследовательского текста в творческой деятельности журналиста. Нет четких указаний касающихся эффективного отбора и использования средств выразительности для написания журналистского текста, используемого в современном медиадискурсе.
Цель исследования – проанализировать особенности применения средств усиления выразительности в современном медиадискурсе.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать особенности современного медиадискурса;
2. Рассмотреть основные средства усиления выразительности, применяемые в медиадискурсе.
3. Провести анализ речевых средств, применяемых для усиления выразительности в современном медиадискурсе (на конкретных примерах).
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что тщательный анализ основных средств усиления выразительности в современном медиадискурсе, позволит повысить качестве создаваемых журналистских произведений, улучшит их выразительность.
Объект исследования – средства усиления выразительности.
Предмет исследования – особенности применения средств усиления выразительности в медиадискурсе.
Методы исследования. В работе использовались теоретические и практические методы исследования. Из теоретических – анализ литературных источников, обобщение, классификация, систематизация полученных данных. Из практических методов – метод сплошной выборки, контент-анализ.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. СРЕДСТВА УСИЛЕНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАДИСКУРСЕ
1.1. Особенности творческой деятельности журналиста
Производным от общей концепции дискурса является понятие «медиадискурс». В широком смысле этого слова медиадискурс - это совокупность процессов и продуктов речевой деятельности в сфере массовой коммуникации во всем богатстве и сложности их взаимодействия. В узком смысле этого слова, под медиадискурсом понимают публицистическое (журналистское) произведение, являющееся продуктом творческой деятельности конкретного журналиста, и транслируемое через различные СМИ (газеты, журналы, телевидение, радио и т.д. В основе любого журналистского произведения всегда лежит текст [8, с. 152].
В настоящее время существует большое разнообразие взглядов на текст. Текст может рассматриваться с различных позиций: формализм, структурализм, постструктурализм. Существуют различные подходы к исследованию текста. Журналистский текст может исследоваться с точки зрения философского, культурологического, литературоведческого, коммуникативного и семиотического подхода. При этом продукт журналистики представляет собой интерес в связи с тем, что его можно рассматривать сквозь призму на всех перечисленных выше концепции [10].
Журналистский текст всегда является результатом отражения реальности, и является продуктом переосмысления действительности самим журналистом. Журналистские тексты неизбежно создаются в связи с преломлением объективной реальности в сознании автора. Тем не менее, текст всегда сохраняет свою реальную основу. Это и есть особенности публицистического журналистского текста, которое позволяет выводить его за пределы трактовок, свойственные тому или иному подходу.
Какая бы система взглядов не использовалась при написании публицистического текста, журналист всегда приводит его собственную интерпретацию в соответствии с социальной действительностью, что является основным предметом отражения публицистики. Это ключевая особенность журналистского текста (публицистического обзора) [11].
Целостное представление о тексте может сложиться только при условии рассмотрения понятия изнутри и снаружи. При рассмотрении изнутри мы говорим о структурном аспекте текста. При рассмотрении снаружи речь идет об относительном аспекте текста.
Рассмотрение изнутри означает анализ текста через совокупность свойств, взаимодействие которых формирует отличительные качества данного понятия и определяет его содержание и формы. Рассмотрение текста снаружи означает его анализ через внешнее проявление отличительных качеств, то ещё совокупность свойств, которые проявляются при взаимодействии аудитории, воспринимающей данный текст. Многие исследователи при определении специфики текста, производимого журналистом, во главу угла ставят не структурный, а именно функциональный аспект [12].
Данный аспект является внешним. Прагматическая сторона текста, или его функциональный аспект представляет собой реализацию основных свойств массовой информации. Эти качества, в свою очередь, возникают из онтологических характеристик журналистики, в частности из определения её миссии как вида деятельности, что является её функциональным назначением.
Целесообразно рассматривать предмет журналистики, или ее внутреннюю сущность. Миссия журналистики выводится из потребностей аудитории. Журналистский текст направлен на удовлетворение интересов и потребностей целевой аудитории. Таким образом, миссия журналистики - способствование выживанию и развитию отдельного человека и общества в целом. Все тексты, направленные на удовлетворение различных потребностей общества, воссоздают
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М., 2015. – 310 с.
2. Арутюнова Н. Д. Аксиология в механизмах жизни и языка // Проблемы структурной лингвистики. М., 2016. – 316 с.
3. Бессарабова Н. Д. Слова-прикрытия в современных СМИ // Журналистика и культура русской речи. – 2016. - №1. – С.18-23.
4. Булыгина Т. А., Шмелев А. Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М., 2017. – 123 с.
5. Виноградов В.В. Избранные труды. Исследование по русской грамматике. М. 1975.
6. Власов С.В. Оценочные универсалии публицистического стиля на примере работ В.Г. Распутина (10-е годы XXI века) // Современная филология: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2011 г.). Уфа, 2011.
7. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М., 2015. – 240 с.
8. Дегтева Е.В., Ягубова М.А. Оценочное слово в языке газеты // Вопросы стилистики. – 2016. - №28. – С. 89-94.
9. Кайда Л.Г. Позиция автора в публицистике. Стилистическая концепция // Язык современной публицистики / Сост. Г.Я. Солганик. М., 2018. – 356 с.
10. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 2014. – 210 с.
11. Климина Н.В. Оценка в языке публицистики как вид интерпретации // Проблемы интерпретации в лингвистике и литературоведении. Новосибирск, 2002. – 154 с.
12. Клушина Н.И. Стилистика публицистического текста. М., 2018. – 310 с.
13. Клушина Н.И. Мифологизация речевых средств в языке современной газеты // Русская речь. – 2016. - №34. – С. 45-56.
14. Клушина Н.И. Мифологизация речевых средств в языке современной газеты // Русская речь. – 2018. - №45. – С.9-15.
15. Лошак В.Г. Закон мести [Электронный ресурс]. 2014. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2538691 (дата обращения: 02.04.2021).
16. Лошак В.Г. Клеймить обзором [Электронный ресурс]. 2016. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2905988 (дата обращения: 02.04.2021).
17. Лошак В.Г. Майдан культуры и отдыха [Электронный ресурс]. 2016. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3081682 (дата обращения: 02.04.2021).
18. Лошак В.Г. Мутный поток [Электронный ресурс]. 2014. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2623927 (дата обращения: 02.04.2021).
19. Лошак В.Г. Мы не знаем своих детей [Электронный ресурс]. 2017. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3262716 (дата обращения: 02.04.2021).
20. Лошак В.Г. Недоверие — это катастрофа [Электронный ресурс]. 2016. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3112609 (дата обращения: 04.05.2021).
21. Лошак В.Г. Не попасть в ловушку [Электронный ресурс]. 2015. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2702827 (дата обращения: 02.04.2021).
22. Лошак В.Г. Непроезжее счастье [Электронный ресурс]. 2016. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3024384 (дата обращения: 02.04.2021).
23. Лошак В.Г. Никто не хотел уступать [Электронный ресурс]. 2015. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2763300 (дата обращения: 02.04.2021).
24. Лошак В.Г. Одесса времён Саакашвили [Электронный ресурс]. 2015. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2820825 (дата обращения: 02.04.2021).
25. Лошак В.Г. Оказалось, мы ничего не знаем друг о друге [Электронный ресурс]. 2015. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2856088 (дата обращения: 02.04.2021).
26. Лошак В.Г. Трамп сейчас наш герой, отважный и решительный [Электронный ресурс]. 2016. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3138489 (дата обращения: 02.04.2021).
27. Лошак В.Г. У мира плохая история политической искренности в вопросах разоружения [Электронный ресурс]. 2017. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3269536 (дата обращения: 02.04.2021).
28. Лошак В.Г. Ситуация у правительства Украины куда драматичнее, чем Гройсман решается описать [Электронный ресурс]. 2017. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3276180 (дата обращения: 02.04.2021).
29. Лошак В.Г. Сочувствие оказалось сильнее политических ярлыков [Электронный ресурс]. 2017. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3256357 (дата обращения: 02.04.2021).
30. Лошак В.Г. Этот спор показал, что мир не готов говорить о холокосте [Электронный ресурс]. 2016. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3157754 (дата обращения: 02.04.2021).