Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день образование является важнейшим фактором развития как отдельно взятой личности, так и всего общества в целом. Целью современного образования является развитие качеств личности, необходимых ей и обществу для включения в социально значимую деятельность. Необходимо дать строгое определение термина «образование»:
Образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Современная педагогика отстаивает точку зрения, в которой осуществляется взаимосвязь обучения и развития личности: вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение побуждает, ведет за собой развитие и параллельно опирается на него.
Владение основными мыслительными операциями требуется ФГОС НОО от обучающихся младших классов уже в первый год обучения. Таким образом, в младшем школьном возрасте следует уделять особое внимание целенаправленной работе по обучению младших школьников основным приемам мыслительной деятельности.
Младший школьный возраст – это благоприятный период для умственного развития обучающихся, формирования взаимосвязи обучения и развития обучающихся. Проблема развития мышления и изучение особенностей мышления в младшем школьном возрасте рассматривалась многими научными деятелями на протяжении нескольких лет. Действительно, на сегодняшний день эта проблема актуальна, так как именно развитие мышления способствует умственному обогащению младших школьников
Проблемами мышления детей младшего школьного возраста занимались многие зарубежные (Ж. Пиаже, Б. Инельдер, Р. Гайсон и др.) и отечественные (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.) исследователи.
Развитие мышления происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребенка с другими людьми: в общении, в деятельности. Пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога - развитие мышления учащихся, вовлечение их в активную деятельность. Для этого важно создать в начальной школе условия для полноценного развития учащихся, развивать умения и навыки мыслительной деятельности, самостоятельность в поисках способов решения задач. Это возможно достичь на уроках «Окружающий мир».
Учебный предмет «Окружающий мир» один из самых интересных и сложных предметов в начальной школе. Интересен этот предмет тем, что и учитель и ученик являются наблюдателями, экспертами, участвуют в поисковой деятельности, цель которой раскрыть тайны окружающего мира.
На уроках окружающего мира наиболее эффективными путями развития мышления являются: комбинирование групповых, фронтальных, индивидуальных форм работы; использование традиционных и нетрадиционных методик организации урока; поэтапное применение игр и игровых ситуаций в учебном процессе; создание положительной эмоциональной атмосферы и обстановки доброжелательности и открытости в общении.
Цель данного исследования: изучение возможностей развития мышления младших школьников средствами тренировочных упражнений при изучении курса «Окружающий мир».
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить понятие и виды мышления;
• Рассмотреть особенности развития мышления у младших школьников;
• Определить способы развития мышления на уроках окружающего мира;
• Разработать теоретические упражнения и задания на развитие мышления на уроках окружающего мира.
Объект исследования: развитие мышления младших школьников.
Предмет исследования: тренировочные упражнения в курсе «Окружающий мир» для развития мышления учащихся.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития мышления младших школьников
1.1. Понятие и виды мышления
Мышление – одна из исключительно значимых для человека психологических способностей.
На данный момент приведено множество определений термина «мышление». К примеру, С. Рубинштейн писал: «Мышление — социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс самостоятельного искания и открытия человеком существенно нового, т.е. процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза, возникающий на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходящий за его пределы» [1].
Немного иначе звучит следующая трактовка: «Мышление — процесс отражения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания» [2].
Обобщив определения нескольких авторов, мы пришли к выводу, что мышление — это отражение существенных связей предметов и явлений объективного мира.
Прежде всего, мышление характеризуется особенностями протекания [13]:
• исходит из живого созерцания;
• опора на знания;
• опосредованный характер;
• отражение связей и отношений в словесной форме;
• связано с практической деятельностью человека.
Следующей особенностью являются мыслительные операции:
• анализ;
• синтез;
• сравнение;
• абстрагирование;
• конкретизация;
• обобщение;
• классификация.
Немаловажной особенностью выступают формы мышления:
• понятие;
• суждение;
• умозаключение.
Также следует отметить виды и способы мышления. К видам мышления относятся:
• наглядно-действенное;
• образное;
• словесно-логическое (или отвлеченное).
Наглядно-образное мышление обладает такими свойствами, что мыслительная деятельность реализовывается на образной информации. Самую существенную роль в образном мышлении несут слуховые, зрительные и двигательные образы.
Главная особенность наглядно-действенного мышления устанавливается возможностью созерцать реальные объекты и изучать отношения между ними в реальной ситуации. При наглядно-образном мышлении ситуация трансформируется в плане образа или представления. Далее, субъект познает закономерности исследуемой действительности.
При рождении ребёнок ещё не обладает мышлением. Для того, чтобы размышлять следует владеть определенным эмоциональным и практическим навыком. Именно при воспитании и развитии происходит процесс формирования мышления ребёнка. Мышление учащегося представляет собой отражение действительности, осуществляемое, посредством слова и связано оно с чувственным познанием мира. Следует понимать, что мышление человека
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте // Психол. исслед. – М.: Просвещение, 1968.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь: Собрание сочинений. Т.2. – М., 1982.
3. Гуревич К.М. Психологическая диагностика и законы психологической науки // Психол. журн. – 1991. – №2. – Т. 12. – С. 84–93.
4. Гуревич К.М. Умственное развитие: критерии и нормативы / К.М. Гуревич, Е.И. Горбачева. – М., 1992.
5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Интор, 1996.
6. Кайнова, А.Л. Особенности использования игровых технологий для активизации познавательной деятельности учащихся / А.Л.Кайнова // Конструирование оптимального образовательного пространства «учащийся - преподаватель»: проблемы и находки: материалы научной практической конференции. Гродно: ГрГУ, 2008. С. 80 - 84.
7. Кикоин Е. И. Младший школьник: возможности изучения и развития. – М.: Просвещение, 2009. – 89 с.
8. Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие / В. М. Козубовский. — 3-е изд. — Минск: Амалфея, 2008. — 368 с.
9. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития. – М.: Эксмо, 2009. – 176с.
10. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Сфера, 2001. – 464 с.
11. Леонтьев А.Н. Психология мышления. Хрестоматия./под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. — М: МГУ, 1982.
12. Леонтьев А.Н. Философия психологии. – М.: Издательство Московского университета, 1994. – 228 с.
13. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении – СПб.: Питер, 2009. – 188 с.
14. Личность: теории, эксперименты, упражения. – СПб.: Прайм-еврознак, 2002.
15. Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1971. – 415 с.
16. Монтессори М. Дети - другие. – М.: Карапуз, 2009. – 336 с.
17. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2007. – 452 с.
18. Немов Р.С. Психология. Основы общей психологии. – М.: Просвещение, 2009. – 398 с.
19. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.
20. Нугайбекова М.А. Основы комплексного сопровождения детей с Ограниченными возможностями здоровья» – Самара: Изд-во Самарского научного цента РАН; Изд-во ООО «Порто-принт», 2018. – 117 с.
21. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебник. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
22. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. – М., 1981.
23. Павлов И.П. Условный рефлекс: Полн. собр. соч. Кн.2. – 2-е изд. – Т. 3. – М., 1951.
24. Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. – М.: ПЕР СЭ, 2003.
25. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. – М., 1958.
26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 1. – М., 1989.
27. Сапогова Е.Е. Психология развития: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001.
28. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев // Психология человека: Введение в психологию субъективности. – М., 1995.
29. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 в последней действующей в 2018 году редакции от 29 декабря 2017 года - Документы РФ – Москва: Проспект, 2015. – 160 с.