Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Изменения в жизни общества нашей страны, произошедшие в последнее десятилетие, характеризуются усилением внимания к проблемам реабилитации детей с нарушением осанки и плоскостопием, осознанием реабилитации детей в России как важной государственной задачи.
В процессе морфологического развития период жизни человека от шести лет является самым ответственным в формировании правильной осанки. В стадии активного роста у детей шести и подростков двенадцати- четырнадцати лет могут появиться дефекты осанки и плоскостопия.
На рост, развитие, укрепление здоровья и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, условия, в которых развивается ребенок.
Отрицательное влияние на формирование осанки в данном возрасте оказывают вредные привычки, возникающие еще в раннем детстве, а также приобретенные в школьном возрасте, разные положения тела при занятиях, неправильное положение во время сна. Особенно портит осанку неправильная поза при письме и чтении. В последнее время большую популярность у детей приобретают компьютерные игры. Одной из причин нарушения осанки также может быть неправильная поза при нахождении ребёнка за компьютером.
Кроме указанных причин, ухудшают осанку при слабой мускулатуре привычки стоять на одной ноге, читать лежа ни боку, носить в одной и той же руке тяжести (портфель, туго набитый книгами, ведро с водой, корзины с продуктами и т.д.). Отрицательно действует на формирование осанки езда на велосипеде в согнутом положении или на самокате (из-за отталкивания все время одной ногой).
Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода, но причиной плоскостопия может стать и тесная обувь, особенно с узким носком или высоким каблуком, толстой подошвой, так как она лишает стопу ее естественной гибкости.
Во многом развитие, плоскостопия, нарушения осанки - результат нашей невнимательности к детям тому образу жизни и двигательной активности, которые мы определяем и разрешаем нашим детям. Поэтом тема является актуальной.
Цель: Изучить особенности физической реабилитации при плоскостопии.
Задачи:
1.Рассмотреть этиология и факторы риска плоскостопия;
2.Изучить клинику и диагностику плоскостопия;
3.Экспериментально проверить эффективность методики, направленной на коррекцию плоскостопия.
Объект: Проявления плоскостопия.
Предмет: Особенности физической реабилитации при плоскостопии
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1. Плоскостопие, этиология, факторы риска
Плоскостопие – это деформация структур стопы, которая приводит к уплощению ее сводов. Плоскостопие относится к часто встречающимся заболеваниям, достоверная информация о распространенности которых отсутствует. Рост заболеваемости плоскостопием в последние десятилетия больше связывают с более качественной диагностикой данной патологии.
Приобретенное плоскостопие у взрослых встречается при парезах, параличах, воспалительных поражениях костей и мышц стоп, голени, стопы, даже просто пальца ноги. Как правило, заболевание стоп у человека средних лет зачастую подразумевает поперечное плоскостопие.
Значимыми факторами являются лишний вес и ношение тесной обуви, чрезмерная нагрузка (большой вес на тренировках при том, что спортивная обувь не совсем правильно подобрана).
Женщины страдают от плоскостопия и болезней ног в четыре раза чаще мужчин: это обусловлено ношением обуви на высоких каблуках и давлением на ноги во время работы или при беременности. Недуг возможен из-за слабости мышц стоп и голеней, а также растяжения стоп. В результате у женщин чаще происходит воспалительное заболевание стоп.
Встречается и травматическое плоскостопие - как последствие переломов или вывихов кости ступни.
Комбинированное происхождение плоскостопия приводит к осложнениям болезни и препятствует лечению стоп. [7]
Плоскостопие у детей, особенности и признаки
Болезнь ног и стоп возможно обнаружить даже у самых маленьких детей. Но малыш при рождении в норме имеет плоскую стопу, а формирование кости стоп начинается ближе к году, когда возрастает нагрузка на свод стоп, и продолжается несколько лет.
2.3. Анализ экспериментальных данных
После реализации программы занятий коррекции нарушения осанки и плоскостопия у детей младшего школьного мы провели оценку физических качеств опорно-двигательного аппарата.
Одной из проблем лечебной физкультуры детей младшего школьного возраста является предупреждение и лечение плоскостопия и нарушения осанки.
Проводя отбор детей для участия в исследовании, мы обнаружили, что в экспериментальной группе 20% детей имеют «нормальную» стопу, 50 % - уплощенную и 30 % - плоскую; 60% детей имеют нормальную осанку, у 40% наблюдается нарушение осанки.
Таблица 3 - Интерпретация результатов первоначальной диагностики плоскостопия у детей экспериментальной и контрольной групп
Инициалы ребенка Планто
графия (индекс Штритера) Плантография (индекс Годунова) Подометрия (индекс Фридланда) Инициалы ребенка Планто
графия (индекс Штритера) Плантография (индекс Годунова) Подометрия (индекс Фридланда)
Экспериментальная группа Контрольная группа
1. А.А. 59,9 + 27,8 1.У.Н. 43,5 Н 29,2
2. Н.Д. 60,1 ++ 27,0 2. Р.Д. 41,9 Н 29,9
3. О.Х. 78,2 ++ 26,6 3. Е.Г. 46,7 Н 30,6
4. С.Ж. 71,9 ++ 25,9 4.Н.П. 49,1 Н 31,0
5. Ф.Ч. 82,6 ++ 26,3 5.Ш.Г. 45,5 Н 30,1
6. Ю.Р. 66,7 + 27,2 6. Г.Д. 46,2 Н 29,8
7. К.А. 79,2 ++ 26,1 7.А.В. 47,9 Н 29,5
Среднее значение Плоскостопие
100% (7чел.) Плоскостопие 1степени (+) 28% (2 чел.)
Плоскостопие 2степени (++)
72% (5 чел.) Плоскостопие
100% (7чел.) Сред
нее значение Н – 100%
(7 чел.) Н – 100%
(7 чел.) Н – 100%
(7 чел.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение научной литературы выявило отсутствие программы реабилитации стопы при плоскостопии методами ЛФК у младших школьников. В результате была поставлена цель по разработке и обоснованию программы реабилитации при плоскостопии. На основе изученных теоретических данных была разработана программа реабилитации при плоскостопии у младших школьников.
Программа включает в себя комплекс специальных и общих упражнений на неровной поверхности. В ходе исследования программа была включена в тренировочный процесс спортсменов. Для оценки морфофункционального состояния стопы и нижних конечностей использовались опрос, плантография и тензоплатформа. Эффективность программы доказана параметрами, полученными в ходе эксперимента: увеличение высоты продольного и поперечного сводов, уменьшение угла отведения 1-го пальца, увеличение силы мышц стопы.
В ходе исследования были разработаны методические рекомендации для тренеров и специалистов в данной области по включению предлагаемой программы реабилитации в учебно-тренировочный процесс. Данную программу можно также использовать в целях профилактики плоскостопия
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артамонова, Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура / Л.Л. Артамонова, О.П. Панфилов, В.В. Борисова. - М.: Владос-Пресс, 2010. - 777 c.
2. Вайнер, Э.Н. Лечебная физическая культура (для бакалавров) / Э.Н. Вайнер. - М.: КноРус, 2017. - 480 c.
3. Епифанов Е.А. Лечебная физическая культура: учебное пособие. – Москва: ГЕОТАР Медия. – 2017. – С. 3-4
4. Епифанов В. А. Лечебная физкультура и спортивная медицина: учебник для вузов. [Текст] /Епифанов В. А. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 568 с.
5. Козырева, О.В. Физическая реабилитация. Лечебная физическая культура. Кинезитерапия. Учебный словарь-справочник. / О.В. Козырева, А.А. Иванов. - М.: Советский спорт, 2010. - 280 c.
6. Котельников Г.П., Миронов С.П., Мирошниченко В.Ф. Травматология и ортопедия. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 400 с.
7. Лечебная физическая культура. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 376 c.
8. Марченко, О. К. Основы физической реабилитации / О.К. Марченко. - М.: Олимпийская литература, 2012. - 528 c.
9. Миронова, Е. Н. Основы физической реабилитации / Е.Н. Миронова. - Москва: Огни, 2016. - 649 c.
10. Попов С. Н. Физическая реабилитация: Учебник для студентов ВУЗов. – 3-е изд. доп., перераб. [Текст] / Попов С. Н. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 608 с.
11. Серова, Нина, Основы физической реабилитации и физиотерапии / Нина Серова. - М.: Флинта, 2017. - 845 c.
12. Физическая и реабилитационная медицина. Национальное руководство. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 688 c.
13. Янгулова Т. И. Лечебная физкультура: анатомия упражнений [Текст] / Янгулова Т. И. – Ростов на Дону: Феникс, 2010 – 175 с.