Фрагмент для ознакомления
2
Введение
США является государством, в котором вопрос формирования эффективной системы национальной безопасности очень подробно проработан не только на теоретическом, но и практическом уровне. С началом процесса внедрения системы национальной безопасно-сти в США были созданы все возможные примеры и прецеденты, на которые в своей практике держат ориентир другие страны.
Тема является актуальной по причине наиболее значимой является тема обеспечения национальной безопасности.
США в начале XXI века - единственное государство, которое является мировым лидером в уровне развития, масштабами распространения и эффективностью применения совре-менных технологий во всех сферах государственного управления и общественной дея-тельности. Данная реальность в значительной степени влияет на внутреннюю, внешнюю и оборонную политику Соединенных Штатов и являет собой важный компонент их стра-тегии национальной безопасности.
Актуальность анализа вопросов национальной безопасности в их современном прочте-нии внешнеполитической американской мыслью очень велика. От того, какие подходы к данным проблемам будут в приоритете в США, самом сильном в экономическом и воен-ном смысле государстве в настоящее время, от того, какой вид приобретет американская система национальной безопасности во многом будет зависеть ведение внешней полити-ки Соединенных Штатов, а, значит, и состояние в будущем системы международных от-ношений.
Целью курсовой работы является: выявление специфики и направлений развития систе-мы национальной безопасности США в 21 веке.
Согласно указанной цели определяются следующие задачи:
1. Изучить становление системы национальной безопасности США и средства ее обеспе-чения в 21 веке.
2. Исследовать механизмы системы управления национальной безопасностью США.
3. Дать характеристику основным положениям Стратегии национальной безопасности США в 21 веке.
4. Описать перспективы и проблемы стратегий развития национальной безопасности США.
Объект исследования - система национальной безопасности США.
Предмет исследования - основные тенденции развития системы национальной безопас-ности США в 21 веке.
Глава 1. Доктрины национальной безопасности США
1.1 Экономическая безопасность
Доктриной национальной безопасности в США является интеллектуальный продукт, представляющий собой совокупность взаимосвязанных идей в сфере управления тенден-циями, прогнозируемыми и реальными, с целью защиты постоянных интересов государ-ства и общества.
Стратегия национальной безопасности США, которая периодически обновляется, являет-ся лишь документальным официальным резюме по вопросам национальной безопасности.
Доктринальное видение национальной безопасности в США имеет следующую структу-ру:
1. Фундаментальные (постоянные) интересы, являющиеся по заявлению М. Олбрайт, неизменными в течение более чем 200 лет и заключены в процветании и свободе амери-канского народа и обеспечении его безопасности;
2. Миссия страны на современном этапе (это и есть доктрина, отражающая националь-ные интересы в понимании президента США);
3. Определенные целевые установки, которые разрабатываются и достигаются прези-дентской “командой”, группами влияния, государственными структурами, неправитель-ственными и коммерческими организациями, которые выступают субъектами нацио-нальной безопасности страны.
Большое количество субъектов, которые имеют свои взгляды на интересы США и кото-рые ставят определенные цели и которые разрабатывают способы их достижения, опре-делено спецификой институциональной системы США. Базовыми факторами, которые определяют процесс разработки национальной безопасности США, являются:
- степень реальной угрозы с внешней стороны;
- роль президента, как политика;
- мера борьбы различных партий в Вашингтоне.
Чем более присутствуют ощущения внешней угрозы, тем более процессы создания аме-риканской политики национальной безопасности становятся централизованными и кон-тролируемыми президентом, жестко преследуют национальные интересы и которые трансформируются из призывов в руководство к действиям. Группы влияния и Конгресс приобретают роль второстепенных звеньев. СМИ принимают сторону президента.
Чем меньшей является угроза, тем больше создание стратегии национальной безопасности приобретает децентрализованный и бесконтрольный характер. В указанный процесс все более вовлекаются группы влияния, Конгресс и средства массовой информации. Проти-воречивость и разнообразие прорабатываемых в этот период вариантов стратегии нацио-нальной безопасности имеют связь с ориентирами членов Конгресса на удовлетворение интересов, в первую очередь, финансовых групп и целевых групп избирателей в своих штатах. Также надо заметить чередование циклов развития общества в США, которое вы-ражено в доминировании частных или общественных интересов. (А. Шлезингер).
При избрании президента от республиканцев руководить задачами национальной без-опасности назначают бывших высших военных чинов, лидеров в деловых кругах и из-вестных ученых-международников (Г. Киссинджер, А. Хейг, Дж. Шлиссенджер, К. Пау-элл).
Главной особенностью республиканской администрации служит жесткий реализм, а док-трина национальных интересов, которая отдает основной приоритет внешним, а не внут-ренним делам, держит ориентир на применение силовых инструментов, поддержку союз-ников и разработку такой стратегии, которая может быть выполнена.
Демократы отличаются либерализмом, особенно в сфере социальных и экономических вопросов. Интересы разных групп населения, которые поддерживают демократов (вы-ходцы из других стран, юристы и журналисты, мелкие фермеры, еврейские сообщества), имеют больше отличий друг от друга, чем интересы групп, выступающих в поддержку республиканцев. В администрацию “демократических” президентов назначают юристов, ученых, политических деятелей из Конгресса (С. Вэнс, З. Бжезинский, Э. Лейк, М. Олбрайт, С. Тэлботт).
В решении проблем национальной безопасности демократы фокусируются скорее на же-лаемый результат, чем на необходимые средства и пути его достижения. Демократы от-дают предпочтение силе, но применяют для этого и военные инструменты, особо не за-думываясь о последств
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. http://nicbar.ru/politology/study/kurs-osnovy-mezhdunarodnoj-bezopasnosti/217-lektsiya-3-politika-natsionalnoj-bezopasnosti-vedushchikh-stran
2. National security strategy of the United States. May 2010. Washington, DC, 2010
3. National security strategy of the United States. May 2010. Washington, DC, 2010 [Электронный ресурс] // Правительство Белого дома: офиц. сайт: 2012. URL:http://www.whitehouse.gov/sites/default/files/rss_viewer/national_secu rity_strategy.pdf
4. National security strategy of U.S. [Электронный ресурс] // U.S. Department of State: офиц. сайт. – 2012. – Режим доступа : http://www.state.gov/ documents/organization/64884.pdf
5. Андреев Г. Империалистическая экспансия США под флагом "помощи" экономически слабо развитым странам // Международная жизнь. - 2012. - № 10. - С.44-46.
6. https://studopedia.ru/6_14193_gosudarstvennie-organi-obespecheniya-natsionalnoy-bezopasnosti-ssha.html
7. Биденко А. Эволюция Совета национальной безопасности в США / А. Биденко / / Вече. - 2013. - № 11. - C. 37-40
8. Дудко И. Совет национальной безопасности в системе внешней политики США / / Политический менеджмент. - 2013. - № 2 (17). - С. 156-166.
9. Дудко И. В рамках антитеррористической стратегии. Совет внутренней безопасности и департамент внутренней безопасности в системе президентской власти США: от административных к политическим изменениям. / / Политика и время. – 2011. № 12. С. 50 - 56.
10. Копылов А. М. Современная стратегия национальной безопасности США: концепции и политическая практика. Москва: ВАГШ, 2012. - 255 с.
11. Молчанов М.А. Дискуссионные аспекты проблемы «национальный интерес» // Полис. - 2012. - №1.
12. Самуйлов С.М. Эволюция политики США в отношении Содружества Независимых Государств. - М.: ИСКРАН, 2015. - 106 с.
13. Сербиненко Д.В. Реорганизация системы национальной безопасности США в контексте формирования современной американской внешнеполитической стратегии. Дис. канд. ист. наук: 2012, - 188 с.
14. Урсул А.Д. Глобальные процессы, безопасность и устойчивое развитие \\ Век глобализации. 2012. №1. С.17-22.
15. Черныш Ю.В. Технология "бархатных революций" //Известия высших учебных заведений.Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. - 2012 - № 6. - С.42-45.
16. Язев В.А. О роли парламентов в укреплении принципов международного права: Черноморский регион // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. - 2012. - № 8. - С.24-30.