Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В постсоветские десятилетия, начиная с 1990-х годов, произошёл перелом в отношении к дворянству в целом и восприятии исторического бытования дворянского сословия. За это время эволюция восприятия того времени сместила вектор от апологии дворянского уклада жизни, как мира белоколонных дворянских усадеб, тенистых парков и романтических отношений, как своего рода утраченного в 1917 году рая («Балы, красавицы, лакеи, юнкера, И вальсы Шуберта, и хруст французской булки»), к более взвешенному, более научному изучению эпохи, в которой было далеко не только это…
И тем не менее XIX век остаётся во многом притягательным, прежде всего общепринятыми тогда понятиями чести, верности высоким моральным ценностям, патриотизму, благородству, в том числе и в отношении к женщине.
Образ русской женщины, дворянки XIX века остаётся особенно притягательным и благодаря классическим произведениям русской литературы, прежде всего А.С.Пушкина. Несмотря на то, что Пушкин творил вплоть до 1837 года, захватив и часть эпохи Николая I, пожалуй, верным будет отнести его и к предыдущему царствованию, учитывая, что формирование его личности пришлось на это время и блестяще отразилось в его творчестве, и сказать, что первая четверть XIX века, в которое поразительно уложилось время Александра I (1801-825) стал «золотым веком» русского «благородного сословия».
Поясним, что мы называем так именно это время, а не екатерининское, как это принято делать, именно потому, эта эпоха заметно отличается как от последующей, николаевской, в которой в силу господствовавших морально-этических принципов уже начинается кризис духовных ценностей, и за которой, с отменой крепостного права, следует упадок дворянского сословия в целом, так и от предшествовавшего XVIII века, когда искусственность, нарочитость, неискренность. И только романтическая эпоха, сложившаяся в начале нового, XIX века, была, пожалуй, самой благородной, искренней, «природной». И женщина как никто более блестяще сыграла в это время свою историческую роль.
Одним из важных показателей внимания к истории стал интерес к повседневной жизни людей прежних времён и разных народов, таких же, как и современные люди, а не забронзовевших в нашем восприятии памятников. Эффект обыденности, повседневности делает понятным мотивы, какими руководствовались люди прежних времён, и это помогает более достоверно представить картины их жизни. Не случайно, в одном из ведущих издательств страны – «Молодая гвардия» – уже много лет выходит серия «Живая история: Повседневная жизнь человечества», один из томов которой посвящён дворянству пушкинской поры, теме, близкой к интересующей нас – дворянскому этикету, у требований которого женщина в традиционном патриархальном укладе жизни по сути оказывалась в плену.
Очень важным, едва ли не ключевым, источником (и едва ли не первым хронологически) по культуре дворянского поведения стала знаменитая работа Ю.М.Лотмана «Беседы о русской культуре» - своего рода настольная книга по теме. Женщине там уделено не так много места, но уже названная нами идея о том, что именно с приходом романтических веяний человеческая жизнь, наконец, очистилась от разного рода условностей и искусственностей, заложена именно в этой книге.
Более близкими по проблематике являются работы: Е.В.Первушиной «Петербургские женщины XIX века», впрочем, более близкая по жанру к популяризаторской (да и охватывает она жизнь женщины далеко не только дворянского сословия), и в особенности «Четыре возраста женщины» А.В.Беловой – по сути полноценное исследование жизни женщины-дворянки, и именно благодаря охвату всех этапов её жизни может считаться основным источником сведений по заявленной нами теме, несмотря на то, то в подзаголовке стоит «Повседневная жизнь русской провинциальной дворянки».
Последняя книга интересна ещё и тем, что в ней жизнь женщины составляется из четырёх хронологических периодов, наиболее оптимально, на наш взгляд, отражающих эволюцию жизни женщины – детство, девичество, зрелые годы и старость.
Таким образом, целью нашего исследования является изучение различных аспектов жизни столичной дворянской женщины.
При этом в качестве хронологических рамок мы взяли время Александра I (1801-1825) как время господствовавшего в обществе романтического мировосприятия, время максимального подъёма социального статуса дворянства. Кроме того, как мы уже говорили. именно в это время сложилась четырёхчастная схема восприятия жизни женщины.
Под столичной дворянкой мы подразумеваем не только жительниц Санкт-Петербурга – официальной столицы Российской империи – но и Москвы, «старой столицы», которая, тем не менее, считалась тогда «второй столицей», да и сейчас оба эти города, поменявшись местами, по-прежнему имеют фактический столичный статус в восприятии россиян.
Задачи исследования - создание общей картины различных аспектов жизни дворянской женщины, взятых в комплексе, на протяжении всей её земной жизни.
Объект исследования – сама жизнь дворянской столичной женщины.
Предмет исследования – эволюция обстоятельств её жизни на протяжении разных этапов ее земной жизни: детства, девичества, взрослых лет и старости.
Актуальность работы в том, чтобы дополнить уже существующие представления о жизни женщины-дворянки первой четверти XIX века, изложенные в исследованиях, которые упомянуты во вводной главе, некоторыми собственными наблюдениями и изысканиями, в частности, касающимися жизни московской аристократки Е.П.Глебовой-Стрешневой, а также рядом собственных концептуальных соображений.
Работа строится на основе концепции «Четырёх возрастов» женщины, изложенной в книге А.В.Беловой «Четыре возраста женщины» . Поэтому вслед за вступительной главой, где излагается общая картина положения русской женщины-дворянки в названное время и концепция «четырёх возрастов», последующие главы будут поочерёдно посвящены этим самым возрастам – детству, девичеству, зрелости и старости. Завершит работу Заключение, где делаются выводы из проделанного исследования.
ГЛАВА 1.
МЕСТО (СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ) И ВОСПРИЯТИЕ ДВОРЯНСКОЙ ЖЕНЩИНЫ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА.
«ЧЕТЫРЕ ВОЗРАСТА ЖЕНЩИНЫ».
Женщина занимала в социальной структуре российского общества весьма своеобразное место.
Главной его особенностью было то, что социальная роль женщины определялась, исходя из мужских представлений о ней, так сказать, в состоянии, подчиненном мужскому лидерству в обществе. По сути, приобретя благодаря петровским реформам право бытия в обществе, женщина была отголоском, эхом мужчины. Даже её социальный статус назывался, отталкиваясь от статуса в обществе её мужа либо отца: бригадирша – жена бригадира, княжна – дочь князя и т.п.
Это было особенно странно, тем более что благодаря своему эмоциональному складу, женщина «живо и непосредственно впитывает особенности своего времени. В этом смысле характер женщины можно назвать одним из самых чутких барометров общественной жизни». И одновременно женщина «в наибольшей степени связана с надысторическими свойствами человека, с тем, что глубже и шире отпечатков эпохи» . На долю женщины самой судьбой возложено продолжение рода, воспитание новых поколений людей – колоссальная социальная функция.
Между тем, по словам Ю.М.Лотмана, только с 70-х годов XVIII века «над Европой проносится дыхание нового времени». С зарождением романтизма и после работ Ж.-Ж. Руссо «становится принятым стремиться к природе, к «естественности» нравов и поведения» . Только к концу XVIII столетия женщина начинает завоевывать себе место под солнцем, самоопределяться в общей картине социальных отношений. А