Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире малое и среднее предпринимательство выступает ключевым элементом рыночной экономики, влияющим на уровень развития государства в целом и отдельных его территориальных единиц. Уровень развития малого и среднего предпринимательства оказывает влияние на стабильность общества и является одним из точных показателей экономического и социального здоровья государства и общества. Важными преимуществами малого и среднего предпринимательства (далее МСП) выступают гибкость и умение быстро приспособиться к изменениям во внешней среде.
В результате субъекты малого и среднего бизнеса быстро реагируют на изменения рыночной конъюнктуры; оперативно осуществляют структурную перестройку производства, обеспечивают рациональное использование ресурсов. Все вышеперечисленное способствует оптимизации расходов, повышению скорости оборота капитала, оперативному реагированию на изменения потребительского спроса, более лёгкому перетоку капитала.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ
1.1. Понятие и значение малого и среднего бизнеса для экономики страны
В качестве одной из самых активных форм экономики любой страны выступает деятельность в сфере предпринимательства, которую стали считать в качестве катализатора для разработки решений инновационного характера (включая и нанотехнологии), которые в современной экономике являются двигателями прогресса. В качестве одного из видов предпринимательской деятельности выступает малый бизнес. Если базироваться на сведениях Росстата, на современной российской территории число предприятий сферы малого и среднего бизнеса на постоянной основе увеличивается. Удельный вес субъектов малого и среднего бизнеса в нашей стране сегодня равен почти 20% ВВП .
Зачастую малым бизнесом именуют те субъекты экономики, у которых отмечается незначительные объемы производственной деятельности и низкая численность сотрудников. Законодательствами различных государств устанавливаются собственные ограничения на применяемые ресурсы. Легального характера определение субъекта малого и среднего бизнеса в России представлено в ст. 3 ФЗ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Если базироваться на данном законодательном акте, то субъекты малого и среднего бизнеса являются субъектами экономики (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями), которые отнесены согласно условиям, определенным в законе №209-ФЗ, к малым предприятиям, включая и микро-предприятия, и средние предприятия.
Малый бизнес является определенного рода деятельностью физических либо юридических лиц, направление которой - на предоставление услуг либо продажу товаров.
Под определением сущности малого и среднего бизнеса предполагается проведение выбора, описания, определения, группировки, обобщения и анализа субъектов экономики согласно некоторым обоснованным критериям, носящим взаимосвязанный характер, общим числом которых не только обусловливается содержание и объем информации, но и задаются признаки качественного характера, тем самым ограничивая объект и предмет исследования, ставится задача определения и анализа связей латентного характера более высокого порядка. Вместе с тем в качестве стандартных критериев для отнесения субъектов экономики к субъектам малого и среднего бизнеса во всем мире выступают объем получаемой выручки и численность сотрудников. К примеру, в Уставе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) ограничивается указание количества сотрудников от 20 до 99 чел.
Малым бизнесом чаще всего называют предприятия с незначительными объемами производства и с низкой численностью рабочих кадров. Законодательства разных стран устанавливают свои ограничения на ресурсы, что же касается России, то ограничения по выручке тут составляют до 800 миллионов рублей и работать там должно до 100 чел .
Для сравнения, в Украине эти критерии составляют соответственно 10 млн евро и 50 чел.
Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2018 году устанавливает государство. Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода. Кто является МСП, т.е. относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в статье 4. Рассмотрим эти критерии с учётом нововведений.
Благодаря поправкам, которые были внесены в закон № 209-ФЗ, большее число предприятий и индивидуальных предпринимателей могут быть причислены к малому бизнесу :
- величина максимально допустимой суммы годовой выручки без НДС за предыдущий год для микропредприятий стала больше с 60 до 120 млн. руб. (рис. 1), а для малых и средних предприятий - с 400 до 800 млн. руб.;
- стал выше размер разрешённой доли участия в уставном капитале малого предприятия иных коммерческих организаций, которые не являются субъектами малого и среднего бизнеса – с 25% до 49%.
1.2. Цели и способы государственной поддержки деятельности предприятий сферы малого и среднего бизнеса
Современные условия развития рыночных отношений и имеющиеся проблемы развития фирм сферы малого и среднего бизнеса, а вместе с тем недостаточным уровнем эффективности мер государства по осуществляемой поддержке указанного сектора экономики страны, развитие далее и улучшение всей системы осуществляемой поддержки государством сферы малого среднего бизнеса выступает сегодня в качестве важнейшего фактора развития и повышения успешности малого и среднего бизнеса во всем мире.
В качестве целей поддержки государством малого и среднего бизнеса во всем мире выступают такие:
- рост числа субъектов сферы малого и среднего бизнеса страны;
- обеспечение и развитие условий благоприятного характера деятельности субъектов малого и среднего бизнеса страны;
- поддержка конкурентной среды в стране и рост уровня конкурентоспособности фирм сферы малого и среднего бизнеса;
- оказание помощи в продвижении товаров (услуг, разной интеллектуальной собственности) субъектов малого и среднего бизнеса на иностранный и национальный рынки;
- повышением вклада фирм сферы малого и среднего бизнеса в валовый внутренний продукт страны;
- повышение удельного веса в налоговых доходах бюджета государства от субъектов сферы малого и среднего бизнеса .
Государственное регулирование развития сектора малого и среднего бизнеса предполагает установление нормативно-правовых основ ведения деятельности данными субъектами, разработку различных направлений поддержки государством сферы малого предпринимательства, которая была бы способна к обеспечению заявительного порядка обращения, доступности инфраструктуры поддержки (информационной, финансовой, имущественной и т.д.).
Процедура регулирования и поддержки сектора малого и среднего бизнеса осуществляется посредством применения таких методов:
1) административных, которые состоят в совершенствовании законодательства и нормативно-правового регулирования, антимонопольной политики, контроля уровня цен и доходов, подготовке кадров, введении стандартов и пр.;
2) экономических, которые состоят в субсидировании и кредитных программах, бюджетном инвестировании, государственных гарантиях, имущественной поддержке и т. п.
Глава II. Характеристика форм и методов государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России
2.1. Оценка государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России
Современная ситуация с развитием малого и среднего бизнеса усложняется фактором пандемии коронавируса. Вторая волна пандемии коронавируса отмечена новшествами и продлением мер поддержки малого и среднего предпринимательства. Меры касаются участия предприятий в государственных закупках, поддержки самозанятых и применения налоговых льгот.
В этой связи принимаются новые законопроекты, определяющие правовые основы деятельности малых и средних предприятий в сложной санитарно-эпидемиологической ситуации в стране. Новый законопроект Минфина РФ расширит возможности по участию предприятий малого и среднего бизнеса в государственных закупках. Этот законопроект в области государственных закупок существенно оптимизирует закупки у предприятий малого и среднего бизнеса . Эти новшества рассматриваются с двух позиций. Во-первых, они значительно оптимизируют и упростят законодательство. Во-вторых, содержат основный блок, который применяется предпринимателями для регулирования закупочной деятельности.
Как показывает статистика, согласно федеральному закону 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», до настоящего времени на субъекты малого предпринимательства приходилось как минимум 15% в общем годовом объеме закупок. Закон определяет, что под совокупным годовым объемом закупок понимается общее число денежных средств на финансовый год, которое направляется на приобретение товаров, работ и услуг. В эту сумму включается только та стоимость, которая подлежит оплате в текущем периоде.
Есть определенные ограничения в части применения положений федерального закона №44-ФЗ, которые применяются для отдельных видов закупок, услуг и работ. В указанный в законе объем закупок не должны включаться:
- закупки для обеспечения обороны и государственной безопасности;
- услуги кредитования;
- закупки у единственного поставщика;
- тендеры, проведенные закрытым способом;
- работы в области использования атомной энергии.
Причем, согласно нововведениям, каждый год заказчики по 44-ФЗ должны публиковать в единой информационной системе отчет о закупках у субъектов малого бизнеса за прошлый год. К положениям, которые вносятся в закон о госзакупках, относятся меры дополнительной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в том случае, если они участвуют в госзакупках. Эти предложения, в частности, касаются удвоения квоты госзакупок у малых и средних предприятий – до 30% с нынешних 15%.
В случае поддержки правительством этих предложений Минфин начнет работу по внесению соответствующих изменений в закон № 44-ФЗ. Изменения буду вноситься в ранее разработанный законопроект об оптимизации и упрощении государственных и муниципальных закупок (так называемый «оптимизационный» законопроект).
2.2. Перспективные направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса
В соответствии с паспортом национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» «за период 2019–2024 годов консолидированный объем финансовой поддержки субъектам МСП должен составить не менее 10 трлн руб.» Данный объем будет обеспечен за счет реализации Минэкономразвития России и АО «Корпорация «МСП» Программы субсидирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, а также их финансовой поддержки в рамках Национальной гарантийной системы.
Чем больше шагов со стороны государства будет по упрощению условий ведения бизнеса, тем более привлекательным местом это будет для россиян.
Необходимо внедрять «еще более льготное финансирование (сегодня по факту программа льготного кредитования по ставке не более 6,5% годовых является одной из самых доступных для субъектов малого и среднего предпринимательства), вплоть до выдачи безвозвратных ссуд на развитие бизнеса» .
Необходимо реформирование самой налоговой системы, чтобы она не тормозила и не создавала барьеров для развития малых предприятий. В части снижения контрольной нагрузки на бизнес важной мерой, может стать запланированный постепенный отказ от требования к малым предприятиям сдавать налоговую отчетность – этот шаг позволит реализовать переход бизнеса на онлайн-кассы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основными преимуществами малого и среднего бизнеса являются такие: низкий размер стартового капитала, быстрота принятия решений, гибкость структуры, мобильность и многое другое.
Благодаря поправкам, которые были внесены в закон № 209-ФЗ, большее число предприятий и индивидуальных предпринимателей могут быть причислены к малому бизнесу:
- величина максимально допустимой суммы годовой выручки без НДС за предыдущий год для микропредприятий стала больше с 60 до 120 млн. руб. (рис. 1), а для малых предприятий - с 400 до 800 млн. руб.;
- стал выше размер разрешённой доли участия в уставном капитале малого предприятия иных коммерческих организаций, которые не являются субъектами малого и среднего бизнеса – с 25% до 49%.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства» от 24.07.2007 №209-ФЗ (ред. от 08.06.2020) // «Российская газета». - № 164. - 31.07.2007.
2. Адырхаева Э.А. Оценка эффективности государственной поддержки малого и среднего бизнеса в современной России // Актуальные вопросы современной экономики. – 2021. - №1. – С.469-475.
3. Алваджян К.А. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса // Моя профессиональная карьера. – 2021. – т. 1. - №20. – С.69-75.
4. Анохина С.А. Ключевые направления поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. - №1-1. – С.5-8.
5. Боркова Е.А., Подкатилина В.Е., Завьялова П.Е. Динамика развития малого и среднего бизнеса: проблемы и перспективы // Государственный вестник. – 2019. - №2(26). – С. 83-89.
6. Замышляева Е.Л., Парушина Н.В. Параметры регулирования, признаки и риски предпринимательской деятельности в России // Вестник ОрелГИЭТ. – 2019. – №3 (49). – С. 122-132.
7. Коваленко Н.В., Сулейманова Т.А. Отечественный и зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства // ЦИТИСЭ. – 2020. - №2. – С.471-485.
8. Лытнева Н.А., Парушина Н.В., Жукова Т.В. Оценка рентабельности предпринимательской деятельности в управлении устойчивым бизнесом // Экономическая среда. – 2019. – №4 (30). – С. 5-13.
9. Особенности участия субъектов малого предпринимательства в госзакупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zakonguru.com/goszakupki/smp.html.
10. Ошлакова В.Г. Государственная финансовая поддержка малого и среднего бизнеса в Сибири и ее развитие // Материалы международного экономического симпозиума «Интеграция Сибири в глобальное социально-экономическое пространство»: Сб. материалов на основе докладов Международного экономического симпозиума. – Томск: Издательский Дом ТГУ, 2020. – С.194-201.
11. Пилюгина С.Ю. К вопросу выявления проблемных аспектов деятельности института малого и среднего бизнеса в России // Актуальные вопросы права, экономики и управления: Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2017. – С.52-55.
12. Пименова Ю.А. Основные проблемы и стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ // Юность и знания – гарантия успеха – 2016: Сборник научных трудов 3-й Международной молодежной научной конференции. – Курск: Университетская книга, 2016. – С.73-76.
13. Салыгина Е.Н. Преимущества и недостатки малого предпринимательства // Студенческая наука XXI века. – 2016. - №1-2. – С.239-241.
14. Симонова Е.В. Соотношение конкурентных преимуществ малого и крупного бизнеса // Вестник ОрелГИЭТ. – 2017. - №2. – С.23-27.
15. Щурина С.В. Меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в приоритетных отраслях российской экономики в 2020 году // Экономика. Налоги. Право. – 2020. – т. 1. - №1. – С.60-71.
16. Parushina N.V. Budget risks in the management of small businesses in rural areas / Parushina N.V., Lytneva N.A., Khanenko M.E., Starostin M.G., Klimoshenko M.I. // III International Scientific Conference: AGRITECH-III-2020: Agribusiness, Environmental Engineering and Biotechnologies. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall of the Russian Union of Scientific and Engineering Associations. – Krasnoyarsk, Russia, 2020. – С. 2208.
17. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ofd.nalog.ru/statistics.htm.
18. Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.regberry.ru/malyy-biznes/subekty-malogo-predprinimatelstva-kriterii-otneseniya.
19. Минэкономразвития распространило на самозанятых имущественную и финансовую поддержку [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/9626403.
20. Официальный сайт Росстат [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gks.ru.
21. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/qH8voRLuhAVWSJhIS8XYbZBsAvcs8A5t.pdf.