Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Семья играет важную роль в развитии личности.
Семейный конфликт предполагает активное противодействие между членами семьи. Это относится к спорам, жестокому поведению, дракам и насилию между супружескими или фактическими партнерами. Когда семейная среда не обеспечивает подходящих путей для удовлетворения основных психологических потребностей автономии, компетентности и родства, люди не могут удовлетворить потребности, которые необходимы для их постоянного психологического роста, целостности и благополучия. Потребность в автономии объясняется как наличие чувства выбора и решения в регулировании поведения.
Объектом исследования являются психологические аспекты межличностных отношений супругов.
Предметом исследования являются стратегии разрешения межличностных конфликтов супругов.
Целью исследования является феномен супружеских конфликтов представляет собой сложное психологическое образование, зависящих от объективных и субъективных особенностей межличностного взаимодействия супругов.
Задачи исследования:
1) изучить ключевые психологические особенности межличностного конфликта;
2) конкретизировать особенности супружеского взаимодействия, способные обусловить возникновение конфликтов, и подходы к их разрешению;
3) экспериментально установить характерные психологические особенности наиболее распространенных супружеских конфликтов.
Методология и методы исследования. Методологической основой исследования явились теория установки Д.Н. Узнадзе; основные положения теории конфликта М. Дойча, К. Томаса, Н.В. Гришиной; Для реализации цели и основных задач исследования был использован комплекс методов: теоретический анализ литературных и статистических данных; психодиагностические методики, раскрывающие психологические особенности супружеских отношений.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ
1.1.Семья как социальный институт и социальная группа
Семья является ключевым социальным институтом во всех обществах, что делает ее универсальной. Точно так же ценности и нормы, связанные с браком, встречаются во всем мире в каждой культуре, поэтому брак и семья являются культурными универсалиями. Традиционная семья состоит из родителей, которые имеют детей и живут вместе в одном доме. Это идеал последних нескольких десятилетий в России.
Несмотря на рост числа разводов, более половины населения живет в семьях с детьми, и 80 процентов детей растут с братьями и сестрами. Традиционная семья по-прежнему остается популярной. Большинство пар выражают желание создать небольшую классическую семью. Таким образом, традиционная семья по-прежнему занимает свое место в обществе наряду с другими семейными формами.
В «постмодернистской семье» в основном развиваются формы, влияющие на распад супружеской семьи. Понятие постмодернизма было введено в семейную социологию, и означает «постмодернизм», то есть период, примерно со времен Второй мировой войны .
«Коммунитарная» - экзогамная семья эгалитарного братства с авторитарным патриархом, берущая свое начало в кочевых обществах, но сохранившаяся сегодня в России, некоторых частях Китая и на Балканах, является столь же ведущей, как и эндогамная.
Нуклеарная семья, которая широко распространена, особенно в США, чрезвычайно редка в мире, и ее существование строго ограничено во времени, с другой стороны, чрезвычайно подвижна по сравнению с консервативными семьями; ее члены тяготеют к либеральным ценностям. В этих условиях, даже после секуляризации, религиозные традиции продолжают функционировать как бессознательная система правил.
Социологов интересует взаимосвязь между институтом брака и институтом семьи, потому что семья является самой базовой социальной ячейкой, на которой строится общество, а также потому, что брак и семья связаны с другими социальными институтами, такими как экономика, правительство и другие социальные институты. Так что же такое семья? Семья является социально признанной группой (как правило, обединенная кровью, браком, совместным проживанием, или усыновлением/удочерением), что формирует эмоциональную связь между его членами и выступает в качестве экономической единицы общества.
Брак - это официально признанный договор между двумя людьми, традиционно основанный на сексуальных отношениях и предполагающий постоянство союза.
Брак - это универсальное явление в культуре, как и семья, он принимает множество форм. Современная концепция семьи гораздо шире, чем в прошлые десятилетия, что подтверждается как законами (формальными нормами), так и социальным контролем (как формальным, так и неформальным).
Социологическое понимание того, что составляет семью, можно объяснить парадигмами символического интеракционизма и функционализма. Эти две теории указывают на то, что семья - это группа людей, объединенных браком. Другими словами, семьи - это организации, в которых люди собираются вместе, чтобы сформировать прочные первичные групповые связи и поддерживать эмоциональные связи друг с другом. В такие семьи могут входить группы близких и дальних родственников.
Кроме того, функционалистская перспектива рассматривает семьи как группы, которые выполняют жизненно важные роли для общества - как внутри (для самой семьи), так и внешне (для общества в целом). Семья обеспечивает физическое, эмоциональное и социальное благополучие друг друга. Родители заботятся о детях и социализируют их. В более позднем возрасте взрослые дети часто ухаживают за престарелыми родителями. В то время, как интеракционизм помогает понять символический, субъективный опыт и значение принадлежности к «семье», функционализм освещает многие цели семей и их роли в поддержании сбалансированного общества.
Хотя это определение можно использовать как средство для последовательного отслеживания семейных моделей в течение нескольких лет, оно исключает некоторые типы семей, такие как сожительство, не состоящие в браке пары.
Семья действительно является субъективным понятием, но это довольно объективный факт, что семья (каким бы ни было ее представление) очень важна для людей. Семья является «самым важным» элементом жизни человека.
Семья всегда была краеугольным камнем общества. Именно семьи сохраняют и передают каждому последующему поколению ценности, лежащие в основе прав и свобод человека.
Социальный институт состоит из группы людей, объединенных общей целью. Эти институты являются частью социального строя общества и управляют поведением и ожиданиями людей. Но что такое социальный институт в современном мире? .
Помимо человека, семья - самая маленькая ячейка в область социологии. Она определяет родство людей, которое основано на крови или браке. Кроме того, институт семьи служит первым знакомством ребенка с обществом. Дети будут использовать уроки и навыки, полученные в семье, в более широком сообществе.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Пирен М. И. Конфликтология : учебник / М. И. Пирен. -М. : МАУП, 2013. - 360 с.
2. Мягер В. К. Семейная психотерапия: руководство по психотерапия / В. К. Мягер, Т. М. Мишина. - М. : Медицина, 2010.
3. Андреева Т. В. Психология современной семьи :монография / Т. В. Андреева. - СПб. : Речь, 2015. -428 с.
4. Кочетов А. И. Начало семейной жизни / А. И. Кочетов,А. А. Логинов // Мужчина и женщина: отношения полов. -Мн.: Полымя, 2009. - 447 с.
5. Гришина Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. -СПб. : Питер, 2015. - 544 с.
6. Андреева Т. В. Социально-психологические особенности замужних и разведенных женщин / Т. В. Андреева, А. П. Мусакина / Ананьевские чтения-99: Тез.научн.-практ. конф., 26-28 окт. 1999 г. - СПб. : изд. Санкт-Петербургского университета, 1999.
7. Левкович В. Методика диагностики супружеских отношений / В. Левкович, О. Зуськова / / Вопросы психологии. - 2007. - № 4. - С. 128-134.
8. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю. Е. Алешина. -М.: Класс, 2011. - 243 с.
9. Семья. Социально-психологические и этические проблемы : справочник / В. И. Зацепин, Л. М. Бучинская, И. Н. Гавриленко [и др.] - М. :, 1990.
10. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс / А. Я. Варгай. - СПб. : Речь, 2001. - 289 с.