Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современная финансовая система России и механизмы ее поступательного функционирования должны быть направлены как на развитие всей социально-экономической системы государства, так и на ее постепенную постепенную модернизацию. В процессе модернизации механизмов функционирования финансовой системы планируется усовершенствовать ряд мер, направленных на адаптацию финансовой системы к новым мировым финансово-экономическим процессам, в частности санкциям со стороны промышленно развитых стран, аналогов которым нет. к новой экономической истории.
Финансовая система - это денежные отношения, возникающие между субъектами экономики в процессе общественного воспроизводства и перераспределения общественного продукта. Финансовая система тесно связана с экономическими системами различных уровней организации.
Финансовая система Российской Федерации сегодня является одной из важнейших проблем экономики. Финансовая система считается сложной структурной единицей, которая разделена на множество элементов. Финансовая система в целом, а также отдельные ее структурные элементы являются предметом многочисленных споров и дискуссий. Стоит помнить, что правильная структура и состав системы останутся верными и в будущем. Сегодня в России происходит большое количество изменений в экономике, принимаются новые законы и вносятся поправки, вносятся серьезные изменения в налоговое законодательство, которые, в частности, касаются Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Российская финансовая система способна реализовать ряд мер, направленных на проявление гибкости и обеспечение высокого уровня стабильности в проведении государственной финансовой политики. Это позволяет формировать новые возможности для создания принципиально иных комбинаций в государственной финансовой политике, которые могут в перспективе позволить стране успешно выйти на траекторию стабильного экономического развития.
Объектом в настоящем исследовании является финансовая система.
Предметом исследования являются особенности финансовой системы России.
Цель исследования заключается в анализе особенностей финансовой системы государства и ее структура.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать понятие финансовой системы;
выделить состав и структура финансовой системы;
рассмотреть основные дискуссионные вопросы;
обозначить финансы субъектов хозяйствования и их составляющие;
проанализировать государственные и муниципальные финансы и их составляющие;
рассмотреть страхование как отдельная сфера финансовой системы РФ или структурный элемент других сфер;
изучить перспективы развития финансовой системы РФ.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
1. Понятие финансовой системы страны. Основные дискуссионные вопросы ее состава и структуры
1.1 Понятие финансовой системы
Многоуровневый термин «финансы» выполняет основопологающую роль в определении такого понятия, как финансовая система. Исторической категорией в действительности являются финансы. С целью приведения в жизнь своих амбиций и корректного функционирования, государство сильно зависимо от финансовых средств. В связи с приходом докапиталистического мирового строя, само понятие натурального обмена кануло в лету. Государственная казна стала наполняться при помощи различного, в своих проявлениях, сбора повинности и натуральных поступлений.
Понятие «финансовая система» достаточно широко распространено и упоминается в нормативных правовых актах, научных и прикладных исследованиях, судебных решениях, средствах массовой информации. При этом характерно, что в законодательных документах инструментальная база до настоящего времени не является устоявшейся и в полной мере сформированной .
Поиск определения исследуемого понятия посредством справочной правовой системы «КонсультантПлюс» позволяет сделать вывод об отсутствии толкования термина «финансовая система» в законодательстве РФ.
Таким образом, необходимо отметить факт того, что размытость содержания категории «финансовая система» затрудняет практическое ее применение из-за возможности широкого и различного ее толкования. Формулирование и закрепление определения рассматриваемой категории в законодательстве России позволит внести ясность и четкость в регулирование финансово-экономических отношений. Однако в научной экономической и учебно-методической литературе существуют разные точки зрения на определение понятия и состав финансовой системы государства.
Для понимания сущности финансовой системы Российской Федерации выделяются следующие подходы: материальный, функциональный (экономический), институциональный, правовой. Материальный подход предполагает широкое толкование финансовой системы как набора элементов в форме фондов и аналогичных им в организации финансовых связей. В целом материальное понимание характеризуется переплетением функций, отражая взаимосвязь и взаимозависимость финансовой и денежной систем государства. Таким образом, В.В. Асаул считает, что финансовая система - это совокупность организаций и финансовых рынков, которые обеспечивают с помощью различных финансовых инструментов формирование и использование средств государства, организаций и населения. В то же время финансовые институты (рынки и финансовые организации) перераспределяют ограниченные финансовые ресурсы от одного экономического субъекта к другому. Перераспределение осуществляется с использованием финансовых инструментов .
По мнению С.Ф. Федуловой, финансовая система представляет собой совокупность звеньев и элементов финансовых отношений, посредством которых происходит распределение общественного продукта, формирование, распределение и использование средств денежных средств, денежных доходов и сбережений государства, юридических лиц и население сохраняется. В.М. Под финансовой системой Заернюк понимает систему экономических отношений, а также институты, связанные с перераспределением денежных сбережений и временно свободных денежных средств между хозяйствующими субъектами, у которых они возникают в данный момент времени, и экономическими субъектами, которые испытывают в это время потребность в денежных средствах. А. З. Дадашев считает, что централизованные и децентрализованные фонды финансовых ресурсов составляют финансовую систему общественного воспроизводства, и включает в состав финансовой системы следующие звенья: финансы хозяйствующих субъектов, государственные и муниципальные финансы, финансы населения.
По мнению Л. А. Дробозиной, финансовая система - это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых формируются и используются фонды фондов. Другими словами, финансовая система - это система форм и методов формирования, распределения и использования денежных средств государства и предприятий.
Коллектив авторов под руководством профессора Н. Ф. Самсонова считает, что финансовая система - это совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями формирования и использования средств фондов, разные роли в социальном воспроизводстве. Все финансовые отношения можно разделить на две подсистемы: общегосударственные финансы, в которых удовлетворяются потребности в расширенном воспроизводстве на макроскопическом уровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения процесса воспроизводства денежными средствами на микроуровне .
Аналогичного мнения придерживается и М. В. Романовский: финансовая система в целом представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых формируются и используются различные денежные средства. В целом финансовая система России состоит из двух расширенных подсистем: государственных и муниципальных финансов; финансы субъектов хозяйствования. В учебнике для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, под редакцией академика Г.Б. хозяйствующие субъекты, семьи, государство, а также специальные финансовые учреждения.
И. А. Цинделиани считает, что финансовая система Российской Федерации – это со- вокупность основных финансово-правовых институтов страны, обслуживающих экономику и выполняющих либо функции соответствующих денежных фондов, либо функции методов, которые способствуют, с одной стороны, мобилизации денежных средств в соответствующие бюджеты, с другой стороны – законному и рациональному расходованию денежных средств из них в интересах общества и государства. Компоненты финансовой системы включают: денежную систему; бюджетная система; налоговая система; Банковская система; государственная и муниципальная кредитная система (долг); имущественное и личное страхование; деловые финансы; финансы населения. Аналогичная формулировка содержания представлена в учебнике Эриашвили Н.Д .: «Финансовая система - это совокупность финансовых отношений, связанных с созданием, перераспределением и использованием средств из государственных фондов, хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств .
Под финансовой системой Российской Федерации понимают:
1. Совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов;
2. Совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность».
По мнению многих авторов, в отечественной научной литературе преобладает структурно-функциональный (экономический) подход, согласно которому финансовая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных сфер и связей финансовых отношений, являющихся составной частью общественных отношений. Так, А. Г. Грязнова, Е. В. Маркина, М. В. Кангро рассматривают финансовую систему как совокупность взаимосвязанных сфер и связей финансовых отношений. Основные направления - это корпоративные финансы, а также государственные и
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 22.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, N 31, ст. 3823
3. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" от 08.12.2020 N 385-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 26.12.2016, N 52
4. Болкарей, Л. М. Проблемы применения методик анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта / Л. М. Болкарей // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(64). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sibac.info/archive/economy/4(64).pdf
5. Вотинова, Е.М., Тихонова, Ж.В. Экономика и организация производства. / Е.М. Воротинова. – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2019. 466 с.
6. Глазьев, С.Ю. Как построить новую экономику? Социально- ориентированное развитие на основе прогресса реального сектора: материалы Московского экономического форума. Под ред. Р.С. Гринберга, К.А. Бабкина, А.В. Бузгалина. М., Культурная революция, 2019. с. 84 – 92.
7. Гладковская, Е.Н. Финансы: учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Е.Н. Гладковская. – СПб.: Питер, 2018. – 320 с.
8. Грязнова, А.Г. Финансы: учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 496 с.
9. Гринберг, Р.С. Экономика современной России: состояние, проблемы, перспективы / Р.С. Гринберг // Вестник института экономики РАН. 2018. №1. С. 10 – 29.
10. Дьяченко, М. В. Стабилизационная финансовая политика государства: концептуальные представления / М.В. Дъяченко // Финансы и кредит. 2018. № 8. – С.59-67.
11. Динамика цен на нефть Brent (ICE.Brent, USD за баррель) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://news.yandex.ru/quotes/1006.html
12. Ковалева, Т.М. Финансы, деньги, кредит, банки: учебник / коллектив авторов; под ред. Т.М. Ковалевой. – М.: КНОРУС, 2019. – 256 с.
13. Колосов, А.В. Экономическая безопасность хозяйственных систем: учебник/под ред. А.В. Колосова. / А.В. Колосов. – М.: Изд-во РАГС. -2018. - 446 с.
14. Корень, А.В., Краубергер Ж.Ю. Формирование и перспективы развития эффективной налоговой политики в сфере налогообложения микробизнеса//Экономика и предпринимательство. -2019. -№ 12 -2. - С. 78 -80.
15. Кравцова, Р.Е. Финансовая политика государства РФ / В сборнике: Закономерности и тенденции формирования системы финансово-кредитных отношений Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2020. С. 118-120.
16. Кузулгуртова, А.Ш. Построение механизма государственной финансовой политики и его основные элементы / А.Ш. Кузулгуртова // Финансы и кредит. – 2019. – № 34 (418). – С. 53-60.
17. Ларкина, И.В. Методологические и организационные основы регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений / И.В. Ларкина, В.Н. Минат. -в сб.: Современные энерго-и ресурсосберегающие экологически устойчивые технологии и системы сельскохозяйственного производства: сб. научных трудов. 2019. – С. 196-199.
18. Лепёшкина, К.Н. Преодоление современного финансово-экономического кризиса в России: анализ в свете мировой практики антикризисных мер / К.Н. Лепешкина // Молодой ученый. -2019. -№ 7. -Т. 1. -С. 94-99.
19. Лукасевич,И.Я. Финансовый менеджмент в 2 ч. Часть 1. Основные понятия, методы и концепции: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И. Я. Лукасевич. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 377 с.
20. Максимов, Ю.А. К вопросу о финансовой политике РФ в сфере регулирования внешней торговли / Ю.А. Максимов // Современная научная мысль. 2018. № 2. С. 148-155.
21. Мысляева, И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник / И.Н. Мысляева. – 3-e изд., перераб. и доп. – М.: НИЦ Инфра-М, 2019. – 393 с.
22. Недосекин, С.В., Иванов М.А., Финансовое состояние предприятия : сущность и организация в современных условиях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.rgazu.ru/file.php /1/vestnik_rgazu/data/ 20140519154903/020.pdf
23. Полтавченко, А.А., Седых, Н.В. Финансовая политика России на современном этапе / А.А. Полтавченко // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2019. №43. – С. 186 – 191.
24. Сафронова, В.Р. Государственное регулирование инвестиций / В.Р. Сафронова // Экономика и экономические науки. 2019. № 1 (2). – С. 98.
25. Ставка рефинансирования ЦБ РФ на сегодня и за все годы (с 1992 по 2018 год) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bankirsha.com/all-rates-of-refunding-of-the-central-bank-with-1992.html
26. Халяпин, А.А. Финансовая политика государства / А,А. Халяпин // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2018. № 1-1 (56). – С. 122-125.
27. Шаринова, Г.А. Финансовая политика Российской Федерации на современном этапе / В сборнике: Экономика современного общества: актуальные вопросы антикризисного управления Материалы Международной научной конференции: Электронный ресурс. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова». 2018. – С. 167-169.
28. Шаринова, Г.А. Финансовый механизм – активный элемент в системе управления финансами / Г.А. Шаринова // Вестник Калмыцкого университета. – 2019. -№1. – С.93-98
29. Щербакова, Ю.В. Современные проблемы финансовой политики и пути их решения//Молодой ученый. -2019. -№ 13. – С. 477-480.
30. Ежегодная информация об исполнении федерального бюджета // [Электронный источник]. – Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/ statistics/fedbud/execute/.