Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современных экономических условиях анализ прибыли является одной из главных функций финансового менеджмента организаций. Финансовое положение организации характеризуется ее обеспеченностью в достаточном объеме собственными финансовыми ресурсами, которые нужны для стабильной работы компании. Роль процесса оценки и управления прибылью и рентабельностью компании заключается в том, чтобы своевременно определять и ликвидировать проблемные моменты в развитии компании, выявлять резервы для укрепления финансов организации и обеспечения роста положительных финансовых результатов и высокого уровня ее платежеспособности.
Оценка прибыли организации является актуальной и практически значимой в силу следующих причин: оценка финансовых результатов дает возможность выявить отрицательные тенденции в финансах предприятия, реализовать стратегические задачи, определить и поддерживать оптимальную структуру финансов и развивать финансовый потенциал компании; оценка финансовых результатов дает возможность определить пути их роста, за счет этого обеспечить текущую финансово-хозяйственную деятельность компании необходимыми ресурсами; эффективное использование прибыли дает возможность участвовать компании в реализации социальной политики, а это, в свою очередь, ведет к улучшению морально-психологического климата в компании, что положительным образом сказывается на эффективности ее функционирования. Все вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы дипломной работы.
Объект исследования – ООО «АБМ».
Предмет исследования – процесс анализа прибыли организации ООО «АБМ».
Цель работы – проведение анализа прибыли организации, а также разработка предложений по их повышению на примере ООО «АБМ».
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть сущность и виды прибыли организации;
- изучить цели, задачи и методы анализа прибыли организации;
- провести динамический и факторный анализ прибыли ООО «АБМ»;
- провести динамический анализ рентабельности ООО «АБМ»;
- предложить рекомендации, направленные на повышение прибыли организации ООО «АБМ».
Теоретической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых, публикации по исследуемой проблеме в периодической печати, материалы сети Интернет, посвященные теоретическим вопросам и практическим проблемам оценки и управления прибылью и рентабельностью организаций.
Информационной базой исследования послужили устав, данные бухгалтерской и управленческой отчетности организации ООО «АБМ».
Методологической основой исследования являются системный, структурно-логический, финансово-аналитический и факторный подходы к анализу и управлению финансовыми результатами организации.
Структурно данная работа состоит из введения, двух глав с подпунктами, заключения, списка литературы и приложений.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие и виды прибыли предприятия
Целью деятельности любой организации выступает получение прибыли. В экономическом смысле прибыль исчисляется как разность между денежными поступлениями и выплатами, в хозяйственном – как разность между имущественным состоянием рассматриваемого предприятия на конец и начало расчетного периода [11, c. 13].
Изучение сущности концепций прибыли дает возможность провести их сравнение, а также обосновать их характеристики, которые включают цель концепции, информационную базу, специальные критерии оценки и методики измерения величины прибыли, которые следует положить в основу разработки эффективной системы управления прибылью, что показано в таблице приложения Б.
Исследуя понятие прибыли, также необходимо рассмотреть различные ее виды. Существуют различные виды прибыли, как-то: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль.
На рисунке 1 отражена классификация различных видов прибыли компании.
Следует отметить, что абсолютными показателями результативности работы предприятия выступает полученная им прибыль. А показатель рентабельности – это относительный показатель, по которому можно судить об эффективности финансово-экономической деятельности субъекта хозяйствования. Данный показатель отражает соотношение полученного результата и потраченных предприятием ресурсов, чтобы получить этот результат. Получается, что рентабельность предприятия в общем виде дает возможность охарактеризовать путь получения экономического эффекта, проанализировав понесенные расходы, сделав соответствующие выводы.
Также можно сказать, что рентабельность является финансовым показателем, на базе которого становится возможным соотнести возникший экономический эффект и использованные для его образования ресурсы.
Рисунок 1 – Классификация показателей прибыли компании
Суть коэффициента рентабельности с точки зрения экономики заключается в том, что следует определить величину прибыли, которая приходится на рубль потраченных затрат или выручки от продаж, активов или их элементов. По значениям показателей рентабельности можно понять, эффективна ли предпринимательская деятельность [25, c. 217].
Для исчисления показателя рентабельности необходимо разделить величину полученной предприятием прибыли на показатель, выражающий понесенные компанией расходы или на стоимость определенного ресурса, который был израсходован в процесс осуществления предприятием своей деятельности.
Расчет показателей рентабельности осуществляется по определенной схеме, которая отражена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Экономическое содержание и внутренний механизм рентабельности предприятия
Из рисунка 2 видно, что в результате своей деятельности компания потребляет следующие основные ресурсы: основные средства, иные элементы оборотных активов, текущие активы, человеческие ресурсы и иные ресурсы.
Основными показателям и рентабельности выступают следующие: рентабельность собственных средств предприятия, рентабельность активов, показатель рентабельности текущих активов, показатель рентабельности продаж, рентабельность продукции, рентабельность производственной предпринимательской деятельности и иные показатели рентабельности. Для расчетов показателей рентабельности нужно выбрать прибыль: либо чистую прибыль. либо прибыль от продаж, также возможен расчет с участием налогооблагаемой прибыли предприятия [10, c. 27].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗ ОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеев В. М., Алек сеева М. С. Управ ление прибылью предпр иятия: основные зад ачи // Мол одой ученый. - 20 20. - №2 3. - С. 198- 200.
2. Алексеева А. И. Комплексный эконом ический анализ хозяйс твенной деятельности: уче бное пособие / А. И. Алексеева, Ю. В. Васильев, А. В. Малеева, Л. И. Ушвицкий. - Мос ква: КноРус, 20 20. - 706 с.
3. Бариленко В. И. Экономический ана лиз: учебник / В. И. Бариленко, О. В. Ефимова, Ч. В. Керимова, М. Н. Ермакова. - Мос ква: КноРус, 20 18. - 381 с.
4. Бердников А. А. Ана лиз прибыли органи зации: теоретический асп ект // Мол одой ученый. - 20 19. - №2. - С. 111- 113.
5. Бережная Е. В., Бережной, В. И., Бигдай, О. Б. Управление финан совой деятельностью предп риятий (организаций): Уче бное пособие. – Инфр а-М, 2021. – 33 6с.
6. Биглова А. А. Факторы, влия ющие на финан совый результат / А. А. Биглова // NovaIn fo.Ru. - 20 18. - Т. 4.- № 58. - С. 290- 294.
7. Бланк И. А. Управ ление финансовыми ресур сами. - М.: Омег а-Л, 2020. - 768 с.
8. Большаков С. В. Основы управ ления финансами: Уче бное пособие. – М.: ФБК-П ресс, 2020. – 365 с.
9. Булочкин А. А. Разра ботка программы управ ления предприятием в криз исной ситуации / А. А. Було чкин, А. Д. Бур ыкин // Экон омика и управ ление: проблемы, реше ния. - 20 18. - Т. 2. - № 3. - С. 74- 83.
10. Бурыкина Н. М. Мето дика оценки эффект ивности работы орган изации / Н. М. Буры кина // Совре менные тенденции разв ития науки и техно логий. - 20 18. - № 3- 13 (24). - С. 26- 28.
11. Вагазова Г. Р., Лукь янова Е. С. Сущн ость финансовых резул ьтатов деятельности предп риятия / Г. Р. Вагазова // Мол одой ученый. - 20 19. - №11 .3. - С. 13- 15.
12. Власенко В. В., Вотчель Л. М. Факторный ана лиз прибыли корпо рации / В. В. Власенко, Л. М. Вотчель // В сбор нике: Наука и инно вации в совре менных условиях / сбо рник статей междун ародной научно-практической конфер енции: в 4 час тях. 2018. - С. 48- 51.
13. Графов А. В., Юсупов А. В., Шахватова С. А., Михалев Д. Ю. К воп росу оценки финан сового состояния предп риятия // Ауди тор. – 20 19. – Т. 4. – № 11. – С. 47– 51.
14. Григорьева Т. И. Финансовый ана лиз для менед жеров: оценка, прог ноз: учебник для маги стров / Т. И. Григорьева. – М.: Юра йт; ИД «Юра йт», 2018. – 462 c.
15. Кибанов А. Я., Захаров А. Я. Формирование сис темы управления приб ылью: учебное пос обие / А. Я. Кибанов. - М., ГА У, 2020. -7 1с.
16. Крикливец А. А. Мет оды оценки и ана лиза эффективности финансово-х озяйственной деятельности предп риятия / А. А. Крикл ивец, П. С. Сухо мыро // Мол одой ученый. - 20 20. - № 2 (24 0). - С. 235- 237.
17. Кузнецова В. И. Прибыль. – М.: АО Издате льская группа «Прог ресс», «Универс», 20 19. – 176 с.
18. Курова Г. М. Рентабельность эконом ических организаций и уро вень развития партн ерства // Росси йское предпринимательство. - 20 20. - № 8 Вы п. 1 (18 9). - С. 69- 74.
19. Лумпов Н. А. Формула при были и ее приме нение при распре делении постоянных расх одов // Финан совый менеджмент. - 20 19. - №6. - С. 14 - 20.
20. Маркарьян Э. А. Финансовый ана лиз (для бакал авров) / Э. А. Маркарьян, Г. П. Герасименко, С. Э. Маркарьян. – М.: Кно Рус, 2019. – 128 c.
21. Мишин Р. А., Кожан чикова Н. Ю. Оце нка и пу ти повышения при были предприятия / Р. А. Мишин, Н. Ю. Кожанчикова // Мол одой ученый. - 20 20. - №12 .5. - С. 54- 58.
22. Новодворский В. Д. Прибыль предпр иятия: бухгалтерская и эконом ическая // Фина нсы, 2020. - №4. - С. 64 - 69.
23. Савицкая Г. В. Эконом ический анализ: уче бник для студ ентов высших уче бных заведений. - М.: ИНФР А-М, 2020. - 647 с.
24. Сарапулова В. В. Организация управ ления финансовыми резуль татами предприятия / В. В. Сарапулова // В сбор нике: проблемы эконо мики: сборник ста тей международной научно-пр актической конференции: в 3 час тях. - 20 18. - С. 145- 147.
25. Сверлова А. А. Основы управ ления прибылью предп риятия / А. А. Сверлова // Иннова ционная наука. - 20 19. - № 6- 1. - С. 217- 219.
26. Сидоренко М. А. Сущность пон ятия «прибыль» / М. А. Сидоренко // В кни ге: Финансы и страх ование Сборник ста тей научно-практического семи нара. - 20 18. - С. 89- 90.
27. Слепов В. А. Финансовая поли тика компании: уче бное пособие / В. А. Слепов. - М.: Эконо мистъ, 2019. 283 с.
28. Теплова Т. В. Финансовый менед жмент: управление капи талом и финан совый менеджмент / Под ре д. Поляка Г. Б. - М.: ЮНИ ТИ, 2020. - 590 с.
29. Тимошенко Н. Е. Методика ана лиза финансового сост ояния предприятия // Вес тник современных исслед ований. – 20 19. – № 9.4 (2 4). – С. 291– 295.
30. Ткачук М. И. Основы финан сового менеджмента: Уч еб. пособие / М. И. Ткачук, Е. Ф. Киреева. - Мин ск: Интерпрессервис, 20 19. 605 с.
31. Финансовый менед жмент. Проблемы и реше ния: учебник для маги стров / Под ре д. А.З. Бобыл евой. - М.: Издате льство Юрайт, 20 18. - 903 с.
32. Хайдукова Д. А. При быль предприятия: эконом ическая сущность, ви ды, методы анал иза/ Д.А. Хайд укова // Воп росы экономики и управ ления. - 20 21. - №5. С. 175- 179.
33. Эффективный финан совый директор: учеб.-п рактич. пособ. / Т. В. Теплова. - - М.: Издат елсьво Юрайт; ИД Юра йт, 2018. - 507 с.