Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современных экономических условиях анализ прибыли является одной из главных функций финансового менеджмента организаций. Финансовое положение организации характеризуется ее обеспеченностью в достаточном объеме собственными финансовыми ресурсами, которые нужны для стабильной работы компании. Роль процесса оценки и управления прибылью и рентабельностью компании заключается в том, чтобы своевременно определять и ликвидировать проблемные моменты в развитии компании, выявлять резервы для укрепления финансов организации и обеспечения роста положительных финансовых результатов и высокого уровня ее платежеспособности.
Оценка прибыли организации является актуальной и практически значимой в силу следующих причин: оценка финансовых результатов дает возможность выявить отрицательные тенденции в финансах предприятия, реализовать стратегические задачи, определить и поддерживать оптимальную структуру финансов и развивать финансовый потенциал компании; оценка финансовых результатов дает возможность определить пути их роста, за счет этого обеспечить текущую финансово-хозяйственную деятельность компании необходимыми ресурсами; эффективное использование прибыли дает возможность участвовать компании в реализации социальной политики, а это, в свою очередь, ведет к улучшению морально-психологического климата в компании, что положительным образом сказывается на эффективности ее функционирования. Все вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы дипломной работы.
Объект исследования – ООО «Абсолют-М».
Предмет исследования – процесс анализа прибыли организации ООО «Абсолют-М».
Цель работы – проведение анализа рентабельности капитала организации, а также разработка предложений по повышению прибыли на примере ООО «Абсолют-М».
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть сущность и виды прибыли и рентабельности организации;
- изучить цели, задачи и методы анализа рентабельности организации;
- провести динамический и факторный анализ прибыли ООО «Абсолют-М»;
- провести динамический анализ рентабельности ООО «Абсолют-М»;
- предложить рекомендации, направленные на повышение рентабельности организации ООО «Абсолют-М».
Теоретической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых, публикации по исследуемой проблеме в периодической печати, материалы сети Интернет, посвященные теоретическим вопросам и практическим проблемам оценки и управления прибылью и рентабельностью организаций.
Информационной базой исследования послужили устав, данные бухгалтерской и управленческой отчетности организации ООО «Абсолют-М».
Методологической основой исследования являются системный, структурно-логический, финансово-аналитический и факторный подходы к анализу и управлению финансовыми результатами организации.
Структурно данная работа состоит из введения, двух глав с подпунктами, заключения, списка литературы и приложений.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие и виды прибыли предприятия
Устойчивость развития и эффективность функционирования предприятий в современных условиях высокой конкуренции главным образом зависит от действующей системы управления прибылью и рентабельностью, основой которой выступают теоретико-методические положения, характеризующие сущностные характеристики данных понятий.
Целью деятельности любой организации выступает получение прибыли. Прибыль являемся качественным показателем, характеризующим эффективность функционирования компании, по которому можно судить о рациональности использования имеющихся в компании различных ресурсов.
В экономическом смысле прибыль исчисляется как разность между денежными поступлениями и выплатами, в хозяйственном – как разность между имущественным состоянием рассматриваемого предприятия на конец и начало расчетного периода [11, c. 13].
Прибыль компании выступает бессменным источником расширенного воспроизводства. Получение стабильной суммы прибыли - это объективная закономерность нормальной работы компании в условиях рыночных отношений, а отрицательная динамика прибыли может сигнализировать о неэффективности ведения предпринимательской деятельности.
Прибыль является экономической категорий, отражающей чистый доход компании, образованный в результате ведения предпринимательской деятельности, прибыль выступает главным источником самообеспечения компании, а также дальнейшего развития, тогда как убыток является показателем изменения деятельности компании в худшую сторону.
В экономическом смысле прибыль можно определить путем вычитания из общей суммы денежных поступлений суммы необходимых выплата, в хозяйственном смысле прибыль определяется как разница между имущественным положением компании на конец и начало отчетного периода.
Изучение сущности концепций прибыли дает возможность провести их сравнение, а также обосновать их характеристики, которые включают цель концепции, информационную базу, специальные критерии оценки и методики измерения величины прибыли, которые следует положить в основу разработки эффективной системы управления прибылью, что показано в таблице 1.
Таблица 1 - Сравнительная характеристика концепций прибыли
Признаки Концепции
Бухгалтерская Экономическая Налоговая
Цель концепции прибыли Информация находит отражение в формах финансовой отчетности Принятие управленческого решения о вхождении в состав собственников Уплата налогов и иных обязательных платежей
Информационная база Информация бухгалтерского (финансового) учета Статистическая, а также биржевая информация Сведения налогового учета
Специальные критерии оценки прибыли Конечный финансовый результат на базе сведений бухгалтерского (финансового) учета Увеличение экономической стоимости Результат на базе сведений налогового учета
Методика измерения величины прибыли компании Доходы за вычетом расходов определяемых стандартами бухгалтерской отчетности Доходы вычетом всех расходов, включая упущенную выгоду Доходы минус затраты, формируемые, согласно налоговому законодательству РФ
Неперсонифицированный субъект управления Исполнительный менеджмент фирмы Собственники компании Государство в целом
Персонифицированный субъект управления Генеральный директор компании, главный бухгалтер Совет директоров, собрание акционеров (собрание участников) Исполнительные и законодательные органы государственной власти, включая налоговые органы
Основываясь на комплексном подходе к исследованию прибыли на базе выделенных концепций, следует сформулировать вывод о том, что, являясь источником финансовых ресурсов на микро- и макроуровнях, прибыль является объектом управления для разных групп субъектов, которые характеризуются как органы государственной власти, предприятия и организации в целом и конкретно их собственники и менеджмент. Стоит отметить, что в рамках экономической, бухгалтерской и налоговой концепций обосновано выделение неперсонифицированных и персонифицированных субъектов.
Неперсонифицированный субъект управления прибылью – это группа должностных лиц либо организационных структур, каждая из которых является субъектом управления в рамках определенной экономической системы, интегрированных единой целью управления и осуществляющих управленческий процесс для решения поставленных задач [26, c. 89].
В свою очередь, персонифицированный субъект управления прибылью является классическим субъектом управления - то есть должностным лицом (организационной структуры), которое принимает управленческие решения и влияет на процессы образования и использования прибыли для достижения имеющихся в компании целей.
Исследуя понятие прибыли, также необходимо рассмотреть различные ее виды. Существуют различные виды прибыли, как-то: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль.
На рисунке 1 отражена классификация различных видов прибыли компании.
Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) компании от продажи всех видов товаров компании (услуг, работ, имущества), а также доходов от прочих операций (за вычетом величины затрат по ним).
Прибыль (убыток) от продажи товаров соответствует выручке от продаж (без НДС и акцизов, а также косвенных налогов и сборов) за вычетом расходов на производство и реализацию товаров (которые входят в состав себестоимости данного товара). Если в условиях стабильных оптовых цен прибыль компании увеличивается, это сигнализирует о сокращении совокупных индивидуальных расходов компании на производство и продажу товаров [27, c. 69].
Прибыль от продаж представляет собой показатель основной деятельности компании, то есть производственно-сбытовой деятельности.
Прибыль до налогообложения (балансовая, бухгалтерская прибыль) –находит в бухгалтерском балансе компании, она является конечным
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеев В. М., Алексеева М. С. Управление прибылью предприятия: основные задачи // Молодой ученый. - 2020. - №23. - С. 198-200.
2. Алексеева А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева, Л.И. Ушвицкий. - Москва: КноРус, 2020. - 706 с.
3. Бариленко В.И. Экономический анализ: учебник / В.И. Бариленко, О.В. Ефимова, Ч.В. Керимова, М.Н. Ермакова. - Москва: КноРус, 2018. - 381 с.
4. Бердников А. А. Анализ прибыли организации: теоретический аспект // Молодой ученый. - 2019. - №2. - С. 111-113.
5. Бережная Е.В., Бережной, В.И., Бигдай, О.Б. Управление финансовой деятельностью предприятий (организаций): Учебное пособие. – Инфра-М, 2021. – 336с.
6. Биглова А.А. Факторы, влияющие на финансовый результат / А.А. Биглова // NovaInfo.Ru. - 2018. - Т. 4.- № 58. - С. 290-294.
7. Бланк И. А. Управление финансовыми ресурсами. - М.: Омега-Л, 2020. - 768 с.
8. Большаков С.В. Основы управления финансами: Учебное пособие. – М.: ФБК-Пресс, 2020. – 365 с.
9. Булочкин А. А. Разработка программы управления предприятием в кризисной ситуации / А. А. Булочкин, А. Д. Бурыкин // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2018. - Т. 2. - № 3. - С. 74-83.
10. Бурыкина Н. М. Методика оценки эффективности работы организации / Н. М. Бурыкина // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2018. - № 3-13 (24). - С. 26-28.
11. Вагазова Г. Р., Лукьянова Е. С. Сущность финансовых результатов деятельности предприятия / Г.Р. Вагазова // Молодой ученый. - 2019. - №11.3. - С. 13-15.
12. Власенко В.В., Вотчель Л.М. Факторный анализ прибыли корпорации / В.В. Власенко, Л.М. Вотчель // В сборнике: Наука и инновации в современных условиях / сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. 2018. - С. 48-51.
13. Графов А.В., Юсупов А.В., Шахватова С.А., Михалев Д.Ю. К вопросу оценки финансового состояния предприятия // Аудитор. – 2019. – Т. 4. – № 11. – С. 47–51.
14. Григорьева Т.И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз: учебник для магистров / Т.И. Григорьева. – М.: Юрайт; ИД «Юрайт», 2018. – 462 c.
15. Кибанов А.Я., Захаров А.Я. Формирование системы управления прибылью: учебное пособие / А.Я. Кибанов. - М., ГАУ, 2020. -71с.
16. Крикливец А. А. Методы оценки и анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия / А. А. Крикливец, П. С. Сухомыро // Молодой ученый. - 2020. - № 2 (240). - С. 235-237.
17. Кузнецова В.И. Прибыль. – М.: АО Издательская группа «Прогресс», «Универс», 2019. – 176 с.
18. Курова Г.М. Рентабельность экономических организаций и уровень развития партнерства // Российское предпринимательство. - 2020. - № 8 Вып. 1 (189). - С. 69-74.
19. Лумпов Н.А. Формула прибыли и ее применение при распределении постоянных расходов // Финансовый менеджмент. - 2019. - №6. - С. 14 - 20.
20. Маркарьян Э.А. Финансовый анализ (для бакалавров) / Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян. – М.: КноРус, 2019. – 128 c.
21. Мишин Р. А., Кожанчикова Н. Ю. Оценка и пути повышения прибыли предприятия / Р.А. Мишин, Н.Ю. Кожанчикова // Молодой ученый. - 2020. - №12.5. - С. 54-58.
22. Новодворский В.Д. Прибыль предприятия: бухгалтерская и экономическая // Финансы, 2020. - №4. - С. 64 - 69.
23. Савицкая Г. В. Экономический анализ: учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 647 с.
24. Сарапулова В.В. Организация управления финансовыми результатами предприятия / В.В. Сарапулова // В сборнике: проблемы экономики: сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 частях. - 2018. - С. 145-147.
25. Сверлова А.А. Основы управления прибылью предприятия / А.А. Сверлова // Инновационная наука. - 2019. - № 6-1. - С. 217-219.
26. Сидоренко М.А. Сущность понятия «прибыль» / М.А. Сидоренко // В книге: Финансы и страхование Сборник статей научно-практического семинара. - 2018. - С. 89-90.
27. Слепов В.А. Финансовая политика компании: учебное пособие / В.А. Слепов. - М.: Экономистъ, 2019. 283 с.
28. Теплова Т.В. Финансовый менеджмент: управление капиталом и финансовый менеджмент / Под ред. Поляка Г.Б. - М.: ЮНИТИ, 2020. - 590 с.
29. Тимошенко Н.Е. Методика анализа финансового состояния предприятия // Вестник современных исследований. – 2019. – № 9.4 (24). – С. 291–295.
30. Ткачук М.И. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие / М.И. Ткачук, Е.Ф. Киреева. - Минск: Интерпрессервис, 2019. 605 с.
31. Финансовый менеджмент. Проблемы и решения: учебник для магистров / Под ред. А.З. Бобылевой. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 903 с.
32. Хайдукова Д. А. Прибыль предприятия: экономическая сущность, виды, методы анализа/ Д.А. Хайдукова // Вопросы экономики и управления. - 2021. - №5. С. 175-179.
33. Эффективный финансовый директор: учеб.-практич. пособ. / Т.В. Теплова. - - М.: Издателсьво Юрайт; ИД Юрайт, 2018. - 507 с.