Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Общество в своем развитии проходит несколько этапов. На одном из этапов возникает необходимость в его определенной организации. Общество начинает разделяться на определенные группы, связанные с местом и ролью в системе общественного производства, способом жизни, культурой и пр.
Каждая такая группа отличается определенными интересами, которые нужно согласовывать и регулировать отношения между составляющими общества. Возникает на этом этапе государство, которое организует политическую власть приоритетной части населения, обеспечивает единство и целостность общества. Государство, по сути, управляет обществом.
Как институт организации государство появляется, как мы уже сказали, на определенном этапе развития человеческого развития и с тех пор государство постоянно развивается. Появляется государство около 5 тыс лет назад. Существует множество определений государства, но главное, что оно представляет собой объединение людей, которые добровольно ограничивают свободу своего поведения для приобретения других благ.
Актуальность рассматриваемой темы подчеркивается тем, что устройство управления современных государств усложнило отношения и смешало привычно раздельные сферы правительства и гражданского общества, общественного и частного. Вопросы о роли государства и новых методах государственного управления стали главным объектом внимания ученых-теоретиков и профессиональных управленцев . Перед нами мир с гибкими правилами, которые переписываются во время реализации новых тактик и методов управления.
Глубокое осмысление системы государственного управления и поиск путей его совершенствования всегда имели и имеют исключительно важное значение для развития общества и государства.
В самом широком смысле государственное управление означает руководство чем-либо со стороны органов государственной власти, имеющее своей целью поступательное и устойчивое развитие. Однако для понимания всей полноты дефиниции государственного управления этого недостаточно. Потому попытаемся раскрыть содержание данного понятия, его функционального значения. Говоря об основных принципах системы государственного управления, следует заметить, что только при условии их соблюдения система государственного управления будет эффективной.
Государственное управление - это практическое, системное, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.
Целью данной работы является рассмотрение системы государственного управления в зарубежных странах на примере Великобритании, Малайзии и Австралии, Испании.
Задачи:
- рассмотреть сущность государства, функции государственного управления;
- охарактеризовать механизмы повышения эффективности государственного управления, современные концепции государственного управления;
- описать государственную власть в Великобритании, Малайзии и Австралии;
- изучить систему государственного управления Испании.
- рассмотреть применение опыта системы государственного устройства зарубежных стран в России.
Объект исследования – система государственного управления. Предмет исследования - государственное управление в зарубежных странах.
Глава 1 Признаки, задачи государства и государственного управления
1 Сущность государства. Основные задачи государственного управления: краткая характеристика
Государство – это совокупность (общность) людей, которые объединены по определенным признакам (территория, народ и власть).
Государство – это результат долгого исторического развития; одна из форм человеческого общения.
Были времена, когда человечество существовало без государства. В настоящее время условия сложились так, что государство является формой, при которой могут существовать разные нации и народы вместе.
Если рассматривать это понятие в достаточно узком смысле, то здесь мы будем иметь в виду стоящий над обществом аппарат управления обществом. Государство имеет структурный характер и состоит из государственных органов, уполномоченных управлять обществом.
Государство в другом – широком – смысле представляет собой, прежде всего, уже не механизм, аппарат чиновников, а общество, сложную систему, составляющие которой связаны отношениями властного характера. Здесь мы уже говорим о наличии государственно-правовых институтов, законов, армии, правоохранительных органов. Теперь перечислим признаки государство (рисунок 1).
Рисунок 1 – Признаки государства
Публичная власть. Это признак предполагает разделение общества на тех, кто управляет и на тех, кто управляется. На рисунке 2 показаны виды государственной власти.
Рисунок 2 – Виды государственной власти
Разделение населения по территориальному принципу
В государстве живет население на определенной территории, которая может делиться по административно-территориальному признаку на регионы, области, районы, города.
Налогами называются «учрежденные государством обязательные платежи, взыскиваемые с граждан и юридических лиц для содержания публичной власти и осуществления социальных программ» .
Государственные суверенитет, или верховенство государства внутри страны и независимость внешнеполитической сферы, также выделяется часто как один из признаков государства. Это признак не государства, а именно государственной власти.
Верховенство государственной власти предполагает:
1) Право государства представлять все общество в целом;
2) Распространять свою власть на все население;
3) Право издания законов.
Независимость государства предполагает:
1) Государство признается международным сообществом членом межгосударственных отношений;
2) Функционирование в рамках самостоятельной внешней политики;
3) Другие государства не вправе вмешиваться во внешние дела суверенного государства.
Задачи государственного управления зависят от целей, которые стоят перед государством. На рисунке 3 мы показали основные из них.
Рисунок 3 – Основные задачи государственного управления
Одна из наиболее важных задач управления в государстве – это задача, нацеленная на обеспечение защиты, как самих граждан, так и государства в общем, от разных угроз и опасностей. Чтобы реализовать эту самую задачу, применяют разные способы. Это борьба с терроризмом, эпидемиями, беспорядками и пр.
Государственная политика – это курс действий, принятых и реализуемых государством (национальными и/или местными органами власти или их международной организацией).
Государственная политика опирается на устойчивую стратегию, созданную в ответ на признанную обществом (гражданами) проблему, которая касается многих. В идеале, такая стратегия должна разрабатываться в направлении снизу вверх, вовлекая в процесс все слои общества, которые обеспокоены данной проблемой. Стратегия, как правило, подразумевает
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Монографии, учебная литература.
1) Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1984.
2) Афанасьева, О. В. Конституционное право зарубежных стран: учебник для академического бакалавриата /О. В. Афанасьева, Е. В. Колесников, Г. Н. Комкова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019
3) Богатырева Т.Г. Глобализация и императивы культурной политики современной России. - М.: ТЕИН, 2018.
4) Гимазова Ю. В. Государственное и муниципальное управление/ Ю. В. Гимазова, Н. А. Омельченко. — Москва: Издательство Юрайт, 2019
5) Журавлева Г. П. Экономическая теория. микроэкономика - 1,2. мезоэкономика – М.: Дашков и Кш , 2017
6) Испания. Конституция и законодательные акты. М., 1982.
7) Локк Д. Сочинения в трех томах. Т. 1. – М. 1985.
8) Монтескье Шарль Луи. Избранные произведения / Общ. ред. и вступ. ст. М. П. Баскина. - М.: Гослитиздат, 1955
9) Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Батлер У. Э., Бойцова В. В., Бойцова Л. В., Додонов В. Н., и др.; Отв. ред.: Сухарев А. Я. — М.: Инфра-М-НОРМА, 2018.
10) Фуко М. Безопасность, территория, население. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1977-1978 учебном году / М. Фуко; Пер. с фр. В.Ю. Быстрова, Н.В. Суслова, А.В. Шестакова. – СПб: Наука, 2011
11) Dunleavy P., Margetts H., Bastow S. & Tinkler J. Digital Era Governance: IT Corporations, the State, and e-Government. Oxford: Oxford University Press, 2007
Научные статьи и иные источники.
12) Барабашев А. Г. Кризис государственного управления и его влияние на основные административные парадигмы государства и бюрократии // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2018. – № 3. – С. 163-180
13) Нисканен В. Особая экономика бюрократии // Вехи экономической мысли. Экономика благосостояния и общественный выбор. – СПб: Экономическая школа. – 2004. – Т. 4. – С. 476-492.
Интернет-ресурсы.
14) Конституция Испании. [Электронный ресурс]. URL: http://worldconstitutions.ru/archives/149
15) Миннибаев Б. И., Шарифуллин Р. Ф. Особенности системы государственного управления Испании // Молодой ученый. — 2016. — №1.1. — С. 35-37. — URL https://moluch.ru/archive/60/8788/ (дата обращения: 09.04.2021).
16) Федоров Д.А. К вопросу об экономических целях общества /Д.А.Федоров //Экономика и социум. - 2016, № 3-3(12). - С. 492-495. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=22970558
17) National Cyber Strategy of the United States of Ameri-ca.URL:https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2018/09/National-Cyber-Strategy.pdf (дата обращения: 09.04.2021).