Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современные компании (коммерческого сектора) создаются и развиваются ради достижения множества целей (рыночных коммерческих, социальных, имиджевых и т.п.). Однако, генеральной целью является получение прибыли.
Действительно, каждый предприниматель, формируя свою бизнес-идею, однозначно предполагает какую прибыль принесет ему ее реализация. Дальнейшие его действия направлены на достижение этой цели и последующую максимизацию прибыли.
За последние десятилетия в бизнесе произошли серьезные концептуальные изменения в области целеполагания и целедостижения. Философия бизнеса становится все более углубленной, расширяется спектр целей и задач, методов управления. Одновременно, управленцы приходят к новому пониманию возможностей управления прибылью, которые в современных условиях являются более целесообразными. Именно интерес к данным новым подходам обосновывает актуальность заявленной темы исследования.
Цель данной работы заключается в анализе прибыли как цели фирмы.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность прибыли (с точки зрения разных экономистов),
- определить виды прибыли,
- рассмотреть особенности формирования и управления прибылью,
- проанализировать современные подходы к управлению прибылью на примере конкретных компаний.
Степь изученности данной темы достаточно высокая, что обусловлено интересом к ней со стороны предпринимателей, ученых, экономистов, менеджеров разного уровня. В данной работе использовались научные труды классиков экономической мысли: Д.Кларк, П. Э. Самуэльсон и В. Д. Нордхаус , А.Смит, Д. Рикардо, К.Маркс, Й. Шумпейтер, Ф.Найт; а также современных ученых: Агеева Д.С, Дружиловская Т.Ю., Куликова Е.В., Лумпов Н.А., Мареев Н.С., Ромашова С.М. и других.
Объект исследования – ООО «СнабТорг».
Предмет исследования – источники формирования прибыли.
Методология исследования:
- исторический анализ,
- сравнительный анализ,
- комплексный и системный подхода,
- анализ отраслевых отчетов,
- анализ научной и периодической литературы,
- анализ данных о деятельности компаний в интернет-источниках.
Структура работы обусловлена ее сложностью и представлена двумя главами, пятью параграфами, заключением и списком литературы.
1.Торетические основы прибыли как экономической категории
1.1. Понятие и сущность прибыли
Экономическая сущность прибыли является одной из сложных и дискуссионных проблем в современной экономической теории. Понятие прибыли по мере развития экономической теории постоянно изменялось и усложнялось. Так, представители классической школы политэкономии А. Смит и Д. Рикардо видели источник прибыли в производстве. Они считали, что при обмене созданного товара на деньги кроме оплаты всех расходов возникает «нечто», являющееся компенсацией предпринимателю за риск, то есть прибыль. Величина прибыли при этом определяется только величиной капитала и не связана с заработной платой .
Ф. Найт также связывал происхождение прибыли с предпринимательской деятельностью, но подходил к ее анализу с позиций хозяйственного риска. По его мнению, несение риска является функцией предпринимателя, в связи с этим риск требует особого вознаграждения в виде получения прибыли .
К. Маркс определил прибыль как превращенную форму прибавочной стоимости, порожденную всем авансированным капиталом. К. Маркс источником прибавочной стоимости считал труд наемных работников, занятых в сфере материального производства. Рабочий своим трудом создает стоимость большую, чем стоит его рабочая сила
П. Э. Самуэльсон и В. Д. Нордхаус определили прибыль как доход от факторов производства, вознаграждение за предпринимательскую деятельность и введение технических усовершенствований. Прибыль состоит из имплицитных (неявных) издержек (таких, как доход от собственного капитала), дохода от риска и инновационной прибыли .
Таким образом, прибыль выступает достаточно важной экономической категорией и важнейшей целью деятельности любого коммерческого субъекта экономики, по причине чего в прибыли находит отражение величина чистого дохода, который был создан в материальной производственной сфере.
Прибылью выполняются такие функции:
- прибыль - тот экономический показатель, которым характеризуются финансовые результаты всей финансово-хозяйственной деятельности субъекта экономики;
- происходит распределение и использование прибыли, в этом находит выражение ее стимулирующая функция;
- прибыль - источник образования финансовых ресурсов субъекта экономики и доходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы (при помощи налога на прибыль организаций).
Многообразие подходов к определению сущности прибыли обусловлено также многообразием видов прибыли и спецификой ее учета в коммерческой деятельности предприятия.
1.2. Виды прибыли
Сегодня в экономике существует такая классификация прибыли .
Валовая прибыль отражает конечный финансовый результат деятельности субъекта экономики и является суммой прибыли от продажи продукции (товаров, услуг), имущества и сальдо доходов и расходов от прочей деятельности.
Прибыль от продаж является разностью между суммой валового дохода за минусом сумм обязательных платежей и затрат на сбыт за определенный временной период.
Чистая прибыль субъекта хозяйствования - под ней понимается часть валовой прибыли, которая остается в распоряжении компании после уплаты всех налогов в бюджет.
В условиях развития рыночных отношений в государстве субъект хозяйствования должен стремиться к получению максимальной суммы прибыли, то есть к такому ее объему, который предоставил бы возможность не только прочным образом удерживать сбытовые позиции на рынке собственной продукции, но и обеспечивать динамичность производственного развития в конкурентных условиях.
В связи с этим каждый субъект хозяйствования, прежде чем начать выпуск продукции, определяет для себя, какую сумму прибыли, дохода он сможет получить. Отсюда прибыль выступает важнейшей целью ведения бизнеса, его конечным финансовым результатом. Вместе с тем прибыль является не только источником образования финансовых средств субъекта хозяйствования, но и одним из важнейших источников фондов образования федерального и местного бюджетов.
Прибыль в качестве результирующего показателя хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования находится в зависимости от цены продукции и затрат на ее производство .
По данной причине прибыль достаточно сильно связана с определенным уровнем неопределенности будущих явлений экономики, которые невозможно предсказать с некоторой достоверностью, а только с той или иной степенью вероятности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Нормативно-правовые акты
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 03.07.2016)
Научная литература, монографии, статьи
2. Агеева Д.С. Совершенствование управления прибылью предприятия // Бизнес и общество : электронный журн. 2019. № 1 (21). URL: http://busines-society.ru/2019/num-1-21/19_ageeva.pdf. (дата обращения: 16.01.2021)
3. Бланк И. А. Управление финансовыми ресурсами. — М.: Омега-Л, 2011. — 768 с.
4. Большой экономический словарь: 26500 терминов / авт. и сост.: А. Н. Азрилиян; под ред. А. Н. Азрилияна. — Изд. 7-е, доп. — М.: Институт новой экономики, 2017. — 1472 с.
5. Войтов А. Г. История экономических учений: учебное пособие. — М.: Дашков и К°, 2016. — 228 с.
6. Гоян М.И. Потоки денежных средств как кругооборот денежных средств по формированию затрат и активов организации // Вестник государственного экономического университета. - 2014. - № 3. – С.15-19.
7. Клишевич Н. Б. Финансы организаций: менеджмент и анализ. — М.: КНОРУС, 2016. — 245 с.
8. Куликова Е.В. Сущность и источники образования прибыли как основного финансового результата // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 24(45). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/45/42552 (дата обращения: 16.01.2021).
9. Лумпов Н.А. Формула прибыли и ее применение при распределении постоянных расходов // Финансовый менеджмент. - 2014. - №6. - С. 14
10. Менеджмент [Электронный ресурс] / литература для студентов – [2006]. – Режим доступа: http://libsib.ru/menedzhment/metodologicheskie-osnovi-menedzhmenta (дата обращения: 16.01.21)
11. Михайлова М.С. Управление прибылью предприятия // Студенческий: электрон. научн. журн. 2017. № 20(20). URL: https://sibac.info/journal/student/20/91076 (дата обращения: 16.04.2019).
12. Новикова Н.Е. Распределение и использование прибыли // Все для бухгалтера. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/raspredelenie-i-ispolzovanie-pribyli (дата обращения: 16.01.2021).
13. Савицкая Г. В. Экономический анализ: учебник для студентов высших учебных заведений. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 647 с.
14. Селезнева Н. Н., Ионова А. Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: учебное пособие. — М.: ЮНИТИ, 2021. — 639 с.
15. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / По общ. ред. А. Г. Грязновой. — М.: Финансы и статистика, 2014. — 1165 с.
16. Экономическая мысль: разнообразие концепций и сфер применения / под ред. А. П. Заостровцева. — СПб.: Леонтьевский центр, 2019. — 428 с.
17. Хайдукова Д. А. Прибыль предприятия: экономическая сущность, виды, методы анализа // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №5. — С. 175-179. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/44/1508/ (дата обращения: 16.01.2021).