Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Плодоовощная продукция является товаром первой необходимости, важность которого обусловлена содержанием большого количества полезных веществ, способствующих эффективному перевариванию и усвоению пищи, улучшению самочувствия человека, повышению его работоспособности.
На современном этапе рынок плодоовощной продукции динамично развивается, обеспечивая население России ценными продуктами питания, а промышленность – сырьем для переработки.
В настоящее время функционирование мирового рынка плодоовощной продукции характеризуется общими и специфическими особенностями, обусловленными использованием инновационных технологий в сферах производства и сбыта, активизацией демографических и климатических процессов, изменениями рационов питания населения различных стран, ростом доступности ряда пищевых товаров и иными причинами. В совокупности данные факторы обеспечили рост потребления свежих овощей и фруктов во всех регионах мира, а в наибольшей степени – в странах Азии, Океании, Африки и Ближнего Востока.
В России в ближайшие годы предусматривается увеличение потребления произведенных внутри страны свежих овощей и равномерное снабжение ими потребителей в течение года. В целом объем потребления овощей, бахчевых культур и продуктов их переработки в расчете на душу населения в 2019 г. составил 150 кг (в 2018 г. – 153 кг), а фруктов, ягод и продуктов их переработки – 92 кг (в 2017 г. – 89 кг) [1, 2, 3].
С учетом значимости рынка плодоовощной продукции, а также особенностей процессов его формирования и развития в данной работе на основе системного анализа обоснованы современные тенденции функционирования данных рынков.
Объект исследования – глобализация мировой экономики.
Предмет исследования – особенности формирования ассортимента плодоовощной продукции.
Цель исследования – изучить влияние глобализации мировой экономики на формирование ассортимента продовольственных товаров».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучить теоретические основы понятий «глобализация» и «ассортимент» продовольственных товаров.
2. Провести анализ ассортимента плодоовощной продукции, реализуемой в ООО «Алые паруса».
3. Охарактеризовать классификацию плодоовощной продукции по ТН ВЭД ЕАЭС.
Глава 1. Теоретические основы понятий «глобализация» и «ассортимент» продовольственных товаров
1.1. Теоретические основы понятия «глобализация»
Глобализация в современном мире была порождена индустриализацией. Настоящий цивилизационный этап ее начала датируется окончанием «холодной войны», когда произошли изменения в странах Восточной Европы и распад СССР. С распадом СССР прекратила существовать двухполярность как конфронтационная основа международных отношений. Для современного этапа глобализации характерно то, что мир признал универсальный характер основных западных цивилизационных ценностей 8, с. 50.
Современная глобальная иерархическая система базируется на гегемонии Запада, и частично Японии, прежде всего в трех сферах: финансовой, военнополитической и информационной.
Глобализация и становление информационного общества выступают двумя сторонами единого процесса, под знаком которого идет современный этап истории человеческой цивилизации. Глобализация все больше приобретает новые, азиатские черты, основными среди которых, являются следующие:
обновление глобализации заключается в том, что инвестиционная модель разблокировалась из передовых стран Запада и развернулась в направлении Азии;
Восток берет на себя от Запада функции системного ядра ХХІ ст. называют «веком Азии»;
происходит обновление глобализации, которое заключается в надломе и исчезновении, так называемой «догоняющей» модели 2, с. 30.
Исследователями Ю.Н. Пахомовым и Ю.И. Павленко выделяются два цивилизационных мира, которые состоят из отдельных цивилизаций; две полностью самодостаточных в своих идейноценностных основах цивилизации, которые не входят в эти цивилизационные миры; одну цивилизационную общность, которую часто трактуют как самостоятельную цивилизацию; и некоторые цивилизационные стыки – регионы, традиционно принадлежащие к разным цивилизациям.
Два цивилизационных мира: Макрохристианский и Китайско-Дальневосточный.
Две отдельные цивилизации, которые в них не входят: Мусульманско-Азиатская и Индийско-Южноазиатская.
Цивилизационная общность – Транссахарская Африка.
Цивилизационные стыки: Балканский, Левантийско-палестинский, Кавказский, Центрально-азиатский, регион Юго-Восточной Азии и др.
Ю.Н. Пахомов и Ю.И. Павленко анализируют цивилизационную структуру современного мира в ее социокультурно-пространственном измерении. Они констатируют, что лишь две цивилизации – Западная (лишь в виде Североамериканской и группы наиболее развитых стран Западноевропейской субцивилизации) и Японско-Дальневосточная входят в мир – системное ядро государств, которые достигли стадии информационного общества 14, с. 226.
Остальной мир относится к полупериферии и периферии очерченного мирового системного ядра. Мировое системное ядро экономики – это центр мировой экономики, развитая часть цивилизационной субстанции, которое определяет процесс эволюции цивилизации.
На современном этапе функции центра глобальной экономики высполняет группа развитых государств, прежде всего, страны Европейского Союза и Организации экономического сотрудничества и развития. На современном этапе глобального развития рыночная метапарадигма получает новое пространство и более широкое измерение в пределах цивилизационного метапарадигмы. Рыночная метапарадигма, которая представляет собой информационную основу «ядра» мира – экономики Западной цивилизации макрохристианского мира, включает в себя: англосаксонскую и немецкояпонскую экономические модели (таблица 1.1) 10, с. 57.
Таблица 1.1 – Характерные черты англосаксонской и германояпонской моделей
Англосаксонская модель Немецкояпонская модель
Акционерная экономика Экономика партнерства
Достижения краткосрочных целей Достижения долгосрочного роста
Свободная конкуренция Гармонизация интересов
Склонность к рискам Склонность к безопасности
Индивидуальная ответственность за будущее Солидарность при решении проблем будущего
Далее рассмотрим цивилизационные измерения стратегий экономического глобализма. Глобализм – это новое будущее экономическое устройство и общественно-политический строй мирового масштаба. Среди наиболее существенных признаков экономического глобализма можно выделить следующие:
выведение экономических интересов национальных хозяйственных субъектов за национально – государственные границы;
выход национальных корпораций на глобальный рынок, который формируется на современном этапе;
преобразование национальных корпораций в ТНК, а затем в глобальные корпорации;
расширение сферы деятельности транснациональных экономических и финансовых структур к уровню глобальных рынков;
невозможность решения большинства экономических и социальных проблем на ограниченном национальном уровне;
растущая зависимость экономической ситуации в большинстве стран от ситуации в странах-лидерах глобализации;
растущая долларизация национальных экономик;
усиление добровольно-принудительной координации национальных экономических и финансовых стратегий и политик на глобальном уровне 5, с. 32.
Сегодня на постиндустриальной фазе отмечается процесс выдвижения на первый план цивилизационных различий и усиление дифференциации локальных цивилизаций.
Особенностями четвертого поколения локальных цивилизаций являются: большая дифференциация по сравнению с цивилизациями третьего поколения; возрастающая роль цивилизационной общности и межцивилизационных разногласий; наращивание потенциала партнерства локальных цивилизаций, формирование нового типа отношений между ними.
В начале ХХІ в. в глобальном экономическом пространстве среди классических цивилизационных групп четвертого поколения можно выделить:
авангардные цивилизации, реализующие постиндустриальную экономическую программу, которая основывается на высоких технологиях и согласовывает рыночные механизмы с регулирующей функцией государства. Их представляют Северная Америка, Западная Европа, Япония;
цивилизации с примерно среднемировым уровнем развития (латиноамериканская и частично мусульманская цивилизации, а также страны Восточной Европы);
цивилизации с низким уровнем экономического развития, находящихся в стадии застоя: африканская цивилизация (к югу от Сахары, но без ПАР), часть мусульманских и буддийских стран с низким уровнем прибыли;
китайскую цивилизацию;
евразийскую цивилизацию 16, с. 71.
Учитывая это, стратегии глобализма должны принимать во внимание: большую синхронизацию экономических циклов и кризисов, которые не будут иметь искусственных границ; поэтапное утверждение постиндустриального способа; четкое разграничение рыночных и нерыночных секторов; изменение соотношения реальной и «виртуальной» экономики, что отражает пропорции воспроизводства в искривленной реальности финансовокредитных ценностей, функционирующих по собственным законам.
1.2. Характеристика показателей и факторов формирования ассортимента продовольственных товаров
Эффективность работы предприятия, его конкурентоспособность на рынке зависят не только от масштаба деятельности и эффективности использования ресурсов, но и от ассортимента реализуемой продукции. В условиях рыночной экономики каждое предприятие само выбирает свою товарную политику. Основная задача товарной политики заключается в формировании оптимального товарного ассортимента предприятия, разработке направлений его усовершенствования.
Основные принципы формирования ассортимента:
1) обеспечение на предприятии достаточного количества товаров повседневного спроса, простого ассортимента, специальных товаров;
2) обеспечение широкого выбора товаров в каждой группе;
3) установление количества разновидностей каждого вида товаров;
4) учет и отражение в ассортименте особенностей спроса в данной зоне деятельности предприятия.
Вопрос эффективного формирования товарной политики является актуальным, поскольку именно товар является результатом деятельности предприятия, источником его доходов, основой дальнейшего функционирования и развития 3, с. 17.
Главной задачей для всех торговых предприятий является выбор такого товарного ассортимента, который бы полностью удовлетворял потребителей и приносил предприятию максимум прибыли. Чтобы достичь желаемого результата, руководство предприятий должно внедрять эффективную ассортиментную политику.
В экономической литературе [6, с. 58] дается следующее определение ассортиментной политике-система взглядов на развитие ассортимента и адекватная система мер по ее реализации в сфере производства, обмена и потребления.
Главной целью ассортиментной политики является получение прибыли и обеспечение высокой эффективности работы торговых предприятий за счет соответствия структуры и объема ассортимента спроса потребителей.
Формирование ассортимента на предприятии является достаточно сложным процессом, на который влияют очень многие факторы. Игнорируя эти факторы, предприятию не удастся сформировать сбалансированный ассортимент. Одним из самых главных факторов, влияющих на формирование ассортимента, является потребительский спрос. Для успеха на рынке необходимо обеспечить конкурентоспособность товара. Конкурентоспособный товар должен удовлетворять запросы покупателя (потенциального потребителя) на более высоком уровне, в большей степени отвечать их предпочтениям, чем товары конкурентов. Степень удовлетворения запросов покупателей зависит от целого ряда факторов: экономических, социально – демографических, технических, национально – бытовых.
К экономическим факторам относят денежные доходы населения и распределение их между отдельными группами, уровень розничных цен и их соотношение между отдельными группами товаров; степень обеспеченности населения предметами длительного пользования.
Социально-демографические факторы включают социальную и профессиональную структуру населения, уровень образования и культурного развития, половозрастной состав населения.
Среди инструментов коммерческой деятельности торгового предприятия ассортиментная политика занимает особое место. Ассортимент постоянно меняется, потому что зависит от различных факторов, существующих на рынке сбыта. Эти факторы делятся на общие, не зависящие от конкретных условий работы того или иного торгового предприятия и специфические – отражающие конкретные условия работы данного предприятия.
К основным общим факторам, влияющим на формирование ассортимента, относятся потребительский спрос и производство товаров. Ассортимент торговых предприятий формируется под влиянием промышленного ассортимента, поскольку производственные возможности производителя определяют состав предложения. Но существует и обратная связь, когда потребительский спрос выступает в качестве стимула производства новых товаров.
Формирование ассортимента – это процесс по подбору групп, видов, сортов и разновидностей продукции в соответствии со спросом потребителей в целях его наиболее полного удовлетворения [4, с. 31].
Потребительский спрос является одним из главных факторов, влияющих на формирование ассортимента, и направлен на максимальное удовлетворение спроса и соответственно на активное влияние на спрос в сторону его увеличения.
Потребительский спрос и формирование ассортимента взаимосвязаны. Значительные изменения в спросе должны сопровождаться применением в формировании ассортимента. При этом необходимо учитывать, что спрос на продовольственные товары имеет высокую степень устойчивости.
Также при формировании ассортимента необходимо учитывать следующие факторы:
1 )цена: часто цена играет решающую роль при выборе товаров;
2) Качество: потребители хотят приобрести не только недорогой товар, но и качественный;
3 )внешний вид: он определяет отношение к товару при его приобретении;
4) производитель: потребители выбирают производителя, зарекомендовавшего себя на рынке, у которого есть имя и которому они доверяют;
5) фасовка: когда товар нельзя делить в условиях торговли, большое значение приобретает фасовки продукции;
6) упаковка – это внешний вид товара, первое, что видит покупатель. Ее привлекательность имеет особенно важное значение;
7) условия хранения: то, как хранится товар, обеспечивает его качество при дальнейшем использовании;
8) место продажи: предприятиям необходимо следить за своим имиджем «проверенного состава». Предприятия или магазины, которые хорошо зарекомендовали себя будут иметь успех [6, c. 82].
Основная цель любого торгового предприятия – получить оптимальную рентабельность. Путями достижения этой цели является удовлетворение спроса покупателей, повышение конкурентоспособности. Но на практике случается, что предложение не всегда соответствует спросу. Чтобы решить эту проблему, необходимо учесть факторы, которые влияют на формирование ассортимента именно на данном торговом предприятии. Очень важное значение в этом случае играют специфические факторы (рис. 2).
Размер торгового предприятия. Работа над оптимизацией ассортимента в первую очередь зависит от того, в какой нише предприятие работает (для покупателей с низкими, средними или высокими доходами). Предпочтения покупателей даже в магазинах одной сети, но в разных районах города, могут заметно отличаться, поскольку очень многое зависит от социального статуса людей, которые здесь живут. Также на работу над ассортиментом влияет торговая площадь магазина. Если она небольшая, то возможности в работе с ассортиментом ограничены.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алтухов, А. Территориально-отраслевое разделение труда в агропромышленном производстве / А. Алтухов // АПК: экономика и управление. – 2015. – № 7. – С. 9–20.
2. Антонов В., Глобализация мирового рынка пищевой продукции / В. Антонов, А. Колосов // Рынок ценных бумаг. – №6. – 2009. – С. 28-34.
3. Витун, Е. Р. Товарно-денежные отношения и рынок в сельском хозяйстве / Е. Р. Витун // Гродн. с.-х. ин-т. – Гродно, 1993. – 31 с.
4. Гринин Л.Е., Глобализация и национальный суверенитет. / Л.Е. Гринин // История и современность. – № 1. – 2005. – С. 6-31.
5. Делягин, М.Г. Мировой кризис. Общая теория глобализации /М.Г. Делягин. – М: ИНФРА-М, 2016. – 223 с.
6. Злобин, Е. Ф. Экономика и организация регионального рынка / Е. Ф. Злобин. – М.: АгриПресс, 1996. – 165 с.
7. Ильина, З. М. Рынки сырья и продовольствия / З. М. Ильина, И. В. Мирочицкая. – Минск: ТетраСистемс, 2014. – С. 85–95.
8. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура; [пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана] / М. Кастельс. – М.: ГУ ВШЭ, 2016. – 608 с.
9. Кондратенко, С. А. Устойчивое развитие регионального агропродовольственного комплекса: теория, методология, практика / С. А. Кондратенко. – Минск: Ин-т систем. исслед. в АПК НАН Беларуси, 2019. – 286 с.
10. Кочергин, А.Н. Глобальные техногенные процессы и цели современной цивилизации/ А.Н. Кочергин // Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2013. – № 1. – С. 56-65.
11. Крылова, И.А. Глобальные проблемы и судьбы цивилизации/ И.А. Крылова // В сборнике: Философские и социальные проблемы науки и техники Материалы IV Всесоюзного совещания. Ответственный редактор Г.Л. Белкина. Москва, 2018. – С. 135-149.
12. Махутов, Н.А. Глобальные проблемы развития современной цивилизации / Н.А. Махутов // Экономические стратегии. – 2019. – Т. 21. – № 1 (159). – С. 32-33.
13. Очилов, Д.А. Интеграция глобальных техногенных цивилизаций
Д.А. Очилов //В сборнике: Философия в современном мире. Сборник научных докладов международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию семинара «Проблема обоснования знания» и 70-летнему юбилею профессора Кудряшева Александра Федоровича. 2017. – С. 326-328.
14. Пахомов, Ю.Н. Цивилизационная структура современного мира. Том 1. Глобальные трансформации современности/ Ю.Н. Пахомов, Ю.И. Павленко. – К.: Навукова думка, 2006. – 687 с.
15. Ракитов, А.И. Культура, цивилизация и современные технологии в перспективе глобальных трансформаций/ А.И. Ракитов // Век глобализации. – 2018. – № 3 (27). – С. 47-57.
16. Решетников В.В. Глобальная безопасность и устойчивое развитие современной цивилизации/ В.В. Решетников // В сборнике: Человек. История. Культура Исторический и философский альманах. Саратов, 2019. – С. 69-72.
17. Сравнительное изучение цивилизаций: хрестоматия / сост., авт. вступ. ст., ред. Б. С. Ерасов. – М: Аспект-Пресс, 2017. – 556 с.
18. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // СЗ РФ, 2010, № 50, ст. 6615.
19. Худжатов М.Б. Ускорение таможенных операций при ввозе скоропортящихся товаров на таможенную территорию Таможенного союза // «Маркетинг и логистика». — №3 (5). 2016. – С. 82-89.
20. Черникова, И.В. Сохранение природы человека как глобальная проблема инновационной цивилизации / Черникова И.В.//Вестник Российского философского общества. – 2016. – № 1 (77). – С. 12-14.
21. Формирование сбалансированного рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия (в контексте мировой продовольственной конъюнктуры). Методические рекомендации / В. Г. Гусаков [и др.]. – Минск: Ин-т сист. исследований в АПК НАН Беларуси, 2012. – 126 с.
22. Экономика агропродовольственного рынка; под ред. И. А. Минакова. – М.: ИНФРА-М, 2014. – С. 6–15.