Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что современные СМИ стараются повышать свою конкурентоспособность за счет различных методов и приемов, которые привлекают читателя и формируют устойчивую целевую аудиторию.
Журналисты применяют различные выразительные средства, которые помогают более эффективно и красиво выразить свою мысль, сформировать определенный эмоциональный фон, который нужен для определенного типа восприятия информации читателем текста.
В зависимости от направленности текста СМИ могут быть использованы как литературные, так и исключительно публицистические приемы, которые структурируют и дифференцируют восприятие целевой аудитории.
Аббревиация является одним из таких приемов, она выполняет множество различных функций, в том числе и стилизации текста для создания определенного настроения читателя.
Степень изученности проблемы. Вопросами аббревиации как приема словосокращения занимались многие советские лингвисты и языковеды. В 50–80-е годы XX века существовал разноплановый научный дискурс по данной проблеме, в котором участвовали такие видные ученые как Ф.Ф. Фортунатов, В.В. Борисов, Е.Д. Поливанов, В.В. Виноградов и др.
Однако на сегодняшний день эти научные разработки и исследования являются только основой и алгоритмом для проведения анализа в данном направлении, поскольку за несколько десятилетий появился ряд аббревиатур-неологизмов, которые сформированы в новых социально-экономических условиях. И лишь немногие авторы в начале XXI века занимаются этим вопросом.
Отсутствие достаточно авторитетных современных источников, посвященных аббревиации и функциям аббревиатур в современной прессе, делает эту тему максимально актуальной для проведения новых исследований в данной сфере, основанных на анализе материалов медиадискурса.
Цель исследования – проанализировать аббревиацию в современном русском языке и речи на материале СМИ.
Объект исследования – аббревиатуры.
Предмет исследования – применение аббревиатур в текстах современных СМИ.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Рассмотреть понятие и функции аббревиации в русском языке.
2. Раскрыть классификацию аббревиатур.
3. Определить роль аббревиации в построении текстов СМИ.
4. Провести анализ аббревиатур в текстах современных СМИ.
Материал исследования: статьи газеты «Комсомольская правда» за 2021 год.
Методы исследования: анализ научной литературы и публицистических текстов, синтез, обобщение, классификация, контент-анализ, обобщение, хронологический, статистический, моделирование.
Теоретико-методологическую базу исследования составили работы таких ученых как: Ф.Ф. Фортунатов, В.В. Борисов, Е.Д. Поливанов, А. Мартине, В.В. Виноградов, С.И. Шумарин, А.В. Федосеева, И.В. Никандрова, Н.Е. Петрова и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в проведении анализа научной литературы по проблеме аббревиации в русском языке и речи, сборе теоретических данных для дальнейших исследований в этой сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена анализом текстов статей газеты «Комсомольская правда» на предмет выявления видов и функций использованных в них аббревиатур.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе рассматриваются теоретические вопросы, касаемые аббревиации как процессу словосокращения, выделяется определение, функции и классификация аббревиатур.
Вторая глава посвящена, собственно, предмету исследования, а, точнее, применению аббревиации при построении текстов современных СМИ, проведен анализ аббревиатур, которые используются в текстах статей газеты «Комсомольская правда».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АББРЕВИАЦИИ КАК МЕТОДА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
1.1. Понятие и функции аббревиации в русском языке
Аббревиация как способ словообразования изучается в научной литературе сравнительно недавно. Важную роль в его формировании сыграли исследования Ф.Ф. Фортунатов, различавший формы словоизменения и словообразования [Фортунатов 1956: 153].
Аббревиация (или сокращенный способ словообразования) – это образование существительного на основе сочетания слов, основы которых входят в производную основу в усеченном виде [Могилевский 1962: 88].
Аббревиация активно взаимодействует с другими способами словообразования. Новые слова можно образовывать из сокращений, используя традиционные методы словообразования [Алексеев 1968: 119]:
– производство слов;
– сложение слов;
– преобразование слов.
Взаимодействие сокращений и составных слов привело к созданию в современном языке нового структурного типа частично сокращенных слов.
Несмотря на то, что производные слова зарегистрированы в русском языке достаточно давно, эти лексические единицы стали объектом научных исследований совсем недавно, и работ, посвященных изучению этого вопроса, пока мало. Что касается частоты использования сокращенных производных, то, как отмечалось выше, их количество остается небольшим [Каховская 1980: 63].
В последнее время наблюдается кризис перенасыщения языка начальными сокращениями, которые неудобны для произношения и трудно запоминаются. Но язык справился с этим кризисом внутренними средствами: усилилась тенденция к лексикализации сокращений, в результате чего появился качественно новый способ сокращения – омоакронимия, что означает создание сокращенных единиц, совпадающих по своему фонетическому строению с общепринятыми словами [Стахеева 2008: 13].
Омоакронимы – это особые, уникальные лексические единицы. В настоящее время омоакронимия является наиболее развитой и важной степенью сокращения [Алиева 2003: 69].
Особенно удобно использовать омоакронимы при создании специальных терминов, что понятно: обилие терминов затрудняет их запоминание, но «приспособленные» к любому широко известному и широко употребляемому слову, они быстро входят в речевое употребление, а затем фиксируются в языке, поскольку стереотипные формы редукции позволяют легко сохранять их в памяти (например, ГЭС – Гидроэлектростанция) [Петрова 2004: 14].
В качестве модели выбирается не только знакомое слово, но и такое, значение которого связано с внутренней формой, значением этого термина. При этом морфологический и лексический аспекты тесно взаимодействуют при образовании омоакронимов: первый определяет структуру омоакронима, второй – его семантику [Шумарин 2015 (I): 163].
Это явление получило название коррелятивной аббревиации, под которой В.В. Борисов, всесторонне исследовавший особенности сокращенных единиц и особенно омоакронимов, понимает процесс параллельного, одновременного создания сокращений и коррелятов, а также случаи выделения новых. коррелирующих с существующим значением [Борисов 1972: 114].
Аббревиация как способ словообразования – это сложное, многогранное явление, уходящее корнями в далекое прошлое. Распространение сокращений связано с возникновением в действительности сложных обозначений, требующих для своей номинации словосочетаний или сложных слов [Алиева 2002: 189].
Функция сокращения в процессе общения заключается в более экономном выражении мысли и устранении избыточности информации. В сокращениях информация передается меньшим количеством символов, следовательно, «емкость» каждого символа больше, чем в соответствующих начальных единицах, что дает основание рассматривать сокращение как один из видов оптимизации речевого сообщения [Никандрова 2007: 52].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев Д.И. Создание новых словообразовательных способов (аббревиация). – М., 1968. – 190 с.
2. Алиева Г.Н. Аббревиатурные неологизмы современного русского языка конца 90-х годов – начала XXI века: семантико-деревационный аспект. – СПб., 2002. – 230 с.
3. Алиева Г.Н. Что скрывают аббревиатуры? // Русская речь. – 2003. – №5. – С. 69–70.
4. Борисов В.В. Аббревиация и акронимия / Под ред. А.Д. Швейцера. – М., 1972. – 368 с.
5. Виноградов В.В. Грамматика русского языка: фонетика и морфология. – М., 1953. – 270 с.
6. Галеева А.П., Мордвинова И.Т., Черкасова Е.А. Роль и функции аббревиатур в современной прессе: лингвокультурологический аспект исследования // Сборник статей Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. – Казань, 2021. – С. 40–52.
7. Каховская Л.Ф. Аббревиация как способ словообразования. – Минск, 1980. – 260 с.
8. Комсомольская правда. Газета. Официальный сайт. – [Электронный ресурс] https://www.spb.kp.ru/ (Дата обращения: 15.04.2021)
9. Ломаченкова М.А., Аристархова Е.Н., Кравцова А.В. Принципы аббревиации в современном медиатексте: материалы практических исследований // Современное языкознание. – 2020. – № 8. – С. 61–74.
10. Лосева Н.Е., Короткова Ю.В., Глинская А.Б. Аббревиация как стилистический прием в современном медиатексте // Языкознание и лингвистика. – 2019. – № 8. – С. 20–35.
11. Мартине А. Принцип экономии в фонетических изменениях. – М., 1986. – 364 с.
12. Могилевский Р.И. О некоторых особенностях аббревиатур как особой знаковой системы. – Фрунзе, 1962. – 154 с.
13. Никандрова И.В. Аббревиация в молодежном сленге: усечение слов // Язык в современных общественных структурах: Материалы международной научной конференции. – Н. Новгород, 2007. – С. 52–55.
14. Петрова Н.Е. О функциях аббревиатур-антропонимов в современной газетной речи // Филоня. – 2004. – №3. – С. 14–16.
15. Поливанов Е.Д. Статьи по общему языкознанию. – М., 1968. – 278 с.
16. Стахеева А.В. Аббревиация: словопроизводство и словотворчество (на материале русского языка конца XX – начала XXI века): автореферат дис...канд.филол.наук. – Ростов-на-Дону, 2008. – 24 с.
17. Федосеева А.В. Возможности аббревиации: игра с прецедентными феноменами в газетных заголовках // Журналистика: информационное пространство. – 2005. – №4. – С. 50–53.
18. Федосеева А.В. К вопросу об удачности языковой игры в текстах СМИ (на примере аббревиатур) // Языковая система и речевая деятельность: лингвокультурологический и прагматический аспекты. Вып. 1: Материалы междунар. научн. конф. – Ростов н/Д: НМЦ «Логос». – 2007. – С. 219–212.
19. Федосеева А.В. Слова-аббревиатуры с двойной мотивацией как средство языковой игры // Язык как система и деятельность: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 80-летию профессора Ю.А.Гвоздарева. – Ростов н/Д: «Сигма», 2005. – С. 131–132.
20. Федосеева А.В. Языковая игра в аббревиации с использованием графики (на примере псевдомотивации и контаминированных образований) // Язык и общество: Материалы научно-практической конференции вузов Юга России: сборник научно-методических статей. – Ростов н/Д : Ростовский институт иностранных языков. – 2006. – С. 34–38.
21. Фортунатов Ф.Ф. Избранные труды. В 2 т. Т. 1. – М., 1956. – 340 с.
22. Шумарин С.И. Культурные коннотации в семантике аббревиатур // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2015. Т. 266. – № 1. – С. 163–165.
23. Шумарин С.И. Новые типы аббревиатур в современном русском языке // «В начале было слово…»: Междунар. науч.-практ. конф. (г. Дмитров, 18 мая 2015 г.): сб. матер. – Дубна: Государственный университет «Дубна», 2015. – С. 34–37.
24. Шумарин С.И. Активные процессы в современной аббревиации // Русский язык: исторические судьбы и современность: V Междунар. конгресс исследователей русского языка (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 18–21 марта 2014 г.): Труды и материалы / сост. М.Л. Ремнева, А.А. Поликарпов, О.В. Кукушкина. – М.: Изд-во Московского университета, 2014. – С. 249–250.