Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Понимание и толкование людьми свободы и права, особенностей их сочетания друг с другом в разные эпохи было настолько разным, насколько это определялось уровнем конкретно-исторического развития общества, его культуры и образованности. С изменением этого уровня менялись и оценки содержания, значимости и роли свободы и права в жизни общества в целом и отдельного человека. Однако, во всяком случае, смысловым ядром взаимоотношения свободы и права являются, как показывает анализ истории правовой мысли и ее отражение в генезисе законодательства, представления, с одной стороны, об ограниченности свободы правом, с другой — ограниченности права свободой. Именно это обстоятельство обусловливает перманентное обращение представителей различных областей социально-гуманитарного знания к раскрытию сущности права как меры свободы личности.
Объект данного исследования — общественные отношения, возникающие во взаимодействии права и свободы.
Предметом исследовательской работы является право как мера личной свободы.
Целью работы является исследование государства, права и свободы личности.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- проанализировать понятие права;
- охарактеризовать пределы свободы личности;
- проанализировать проблемы права как меры свободы и ответственности;
- рассмотреть теоретические проблемы границ прав и свобод личности в правовой системе.
Методологическую основу исследования составляет диалектический метод. Наряду с этим в работе широко используются такие методы исследования, как: специально-юридический, исторический и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА
1.1 Право как государственный регулятор общественных отношений
При первом знакомстве с правом можно констатировать, что пра¬во как явление социальной реальности предстаёт в виде совокупности общеобязательных норм поведения, которые официально учрежда¬ются государством в виде юридических законов. Право выступает государственным регулятором общественных отношений. Широко признано, что право исторически возникает с появлением государства.
В первобытном обществе социальными регуляторами обществен¬ных отношений выступают ритуалы, обычаи, традиции. С их помо¬щью упорядочивается жизнь в роде или племени. Обычай представ¬ляет собой правило поведения, сложившееся стихийно в течение длительного времени на основе практической деятельности. Обычай закрепляет положительный опыт людей. Они исполняют обычаи добровольно, в силу привычки. Обычай — неписаное правило. Оно объективируется и сохраняется в практической деятельности.
Обычаи первобытного общества отличаются следующими при¬знаками: императивным характером (непререкаемостью); синкретичностью (нерасчлененностью по содержанию на религиозные, мораль¬ные, юридические, хозяйственные правила); выражением общих интересов рода (не существует в роде частных лиц и их особых инте¬ресов); нерасчлененностью прав и обязанностей (не существует лич¬ной свободы поведения, свободы выбора поведения); казуистичностью (связанностью правила с конкретными жизненными обстоятельства¬ми.
С появлением социально неоднородного общества, разделением его на классы и иные социальные группы возникает государство как орган публично-политического управления обществом. Государство не может использовать обычаи и традиции в качестве единственных регуляторов общественных отношений. Общество разделено на про¬тивоположные, антагонистические классы или иные социальные группы, где каждая группа имеет свои особенные интересы, не со¬впадающие с интересами других групп. Господствующий класс экс¬плуатирует угнетённый. Интересы классов противоположны. Прак¬тически невозможно выработать систему правил, которая примирили бы их. Государство начинает вырабатывать новые социальные регуля¬торы — юридические законы, которые, прежде всего, выражают и за¬крепляют интересы экономически господствующего класса, а не об¬щий интерес всего общества. Чтобы угнетённые слои населения подчинялись этому закону, государство создаёт специальные репрес¬сивные органы. Законам придаётся письменная форма, чтобы добить¬ся их однозначного толкования и исполнения. Законы издаются госу¬дарством как официальные документы, составленные по определённой форме и принятые по специально установленной процедуре.
Таким образом, нормы права, выраженные в законах государства, приобретают статус формально-определённых норм. Итак, юридиче¬ские законы возникают как социальные регуляторы общественных отношений с появление социально неоднородного общества и госу¬дарства. Они приходят на смену уходящим в прошлое обычаям и тра¬дициям. А.В. Малько пишет, что право (в сугубо юридическом смыс¬ле) предстаёт в виде системы общеобязательных, формально определённых юридических норм, выражающих общественную, клас¬совую волю (конкретные интересы общества, классов и т. п.), устанав¬ливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегу¬лирование общественных отношений .
Право предстаёт социальным регулятором общественных отно¬шений на этапе политического управления обществом. Правовое регулирование осуществляется государством. Связь права и государ¬ства выражается в следующем:
1. Право как явление социальной реальности предстаёт в виде со-вокупности общеобязательных, формально определённых норм по¬ведения.
2. Право официально устанавливается государством в виде юри-дических законов.
3. Государство, опираясь на право, возводит государственную волю в ранг закона. Право предстаёт как воля государства, возведённая в закон.
4. Законы служат средством проведения в жизнь политики госу-дарства. Они создают нормативную базу для реализации разнообраз¬ных функций государства, обеспечивают правовое регулирование государственного управления и правосудия.
5. Государство обеспечивает исполнение юридических законов, применяя государственное принуждение в качестве одного из основ¬ных средств. Для этого государство создаёт систему правоохранитель¬ных и иных органов, которые осуществляют контроль и надзор за строгим и точным исполнением законов, пресекают правонаруше¬ния, ведут судебные разбирательства правовых споров, осуществляют наказания виновных ит.п.;
6. Право устанавливает общеобязательные правила поведения, охраняемые государством, и потому выступает главным социальным регулятором общественных отношений в сравнении с моральными и иными социальными нормами.
7. Право устанавливает нормы, которые носят предоставительно- обязывающий характер в отличие от других социальных норм.
8. Право воздействует на социальное поведение, разделяя его на правомерное и неправомерное.
9. Государство, используя регулятивную и охранительную функции права, устанавливает законность в обществе и стремится к устойчи¬вому правопорядку.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
Научная литература
2. Алексеев С.С. Теория права. – М.: БЕК, 2015. – 320 с.
3. Байтин М.И. Сущность права (современное нормативное правопонимание на грани двух веков). – М., 2005. – 481 с.
4. Власенко, Н. А. Теория государства и права: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2011. – 656 с.
5. Ганс Кельзен Чистое учение о праве. 2–е изд./ пер. с нем. М.В.Антонова и С.В. Лёзова.– Спб.,2015. –542с.
6. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.– 445 с.
7. Горкушин С.А., Працко Г.С. Право как мера свободы личности// Теоретические аспекты юриспруденции и вопросы правоприменения. Сборник статей по материалам XXXIII международной научно–практической конференции. – 2020. – С. 74–77.
8. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Рос¬сийской Федерации. – М., 2018. – 680 с.
9. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазаре¬ва. – М.: Юристъ, 2010. – 631 с.
10. Лившиц Р.З. Теория государства и права. – М.: Норма, 2009. – 611 с.
11. Логвинов А.А., Шевцов А.Л. Право как мера свободы и ответственности личности // Эволюция государства и права: проблемы и перспективы. Сборник научных трудов 2–й Международной научной конференции. – 2020. – С. 179–183.
12. Марьян А.Р. Право как мера свободы личности // Законность и правопорядок : правосознание и правовая культура современного общества. сборник материалов I Международной научно–практической конференции. – 2017. – С. 109–114.
13. Матузов Н. И. Теория государства и права: учебник – 5–е издание. / Н. И. Матузов., А. В. Малько – М.: Дело. – 2014. – 527 с.
14. Мелехин А.В. Теория государства и права : учебник. – М. :Маркет ДС корпорейшн, 2012. – 633 с.
15. Монтескье Ш. Избранные произведения. – М. 1995.– 235 с.
16. Мутагиров Д. З. Права и свободы человека: теория и практика: учебное пособие. – М.: Логос, 2012. – 544 с.
17. Нерсесянц В.С. Право – математика свободы. Опыт прошлого и перспективы. – М., 1996. – С.15.
18. Нерсесянц В.С. Право: многообразие определений и единство понятия // Со¬ветское государство и право. – 1983. – №10. – С.34-37.
19. Права человека: историко–сравнительный анализ. – СПб., 2009. – 458 с.
20. Проулочнова И.Д. Сущность права// Научно–практические исследования. 2020. № 7–7 (30). С. 15–17.
21. Теория государства и права : учебник / под ред. Г.Г. Бернацкого. – СПб. : Изд–во СПбГЭУ, 2020. – 753 с.
22. Тихомиров Ю.А. Юридическая коллизия: власть и правопорядок // Государ¬ство и право. – 1994. – №1. – С.5-8.
23. Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Вып. П. – М.: ИНИОН АН СССР, 1988. – 236 с.
24. Юридическая герменевтика в ХХ1 веке / Под общ. ред. Е.Н. Тонкова, Ю.Ю. Ветютнева. – СПб, Алетейя, 2016. – 345 с.