Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Построение эффективной системы управления предприятием является важной, но одновременной сложной задачей для формирования и всестороннего развития менеджмента организации.
Понятие процесса управления предприятием строится на определении процесса установления, регулирования и развития поведения индивидов, входящих в персонал компании, образующих организацию как единое целое в будущем.
Актуальность темы заключается в том, что построение эффективной системы управления организацией является его развитием и получением максимальной экономической выгоды на рынке.
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
1.1 Понятие и сущность системы управления организацией
Построение эффективной системы управления предприятием является важной, но одновременной сложной задачей для формирования и всестороннего развития менеджмента организации.
На рисунке 1 цифрами обозначены следующие связи и взаимоотношения внутри и вне предприятия:
1 - управляющие воздействия и информация по прямому каналу связи;
2 - информация о состоянии управляемой подсистемы по обратному каналу связи;
3 - ресурсы на входе системы;
4 - выход системы (продукция, услуги, выполненные обязательства);
5 - внешние задающие воздействия;
6- исходящая информация и документация (решения), воздействующие на внешнюю среду;
7 - информация о внешней среде.
В зарубежной теории менеджмента есть четыре основных школы, которые имели существенное значение для развития теории и практики управления предприятиями:
школа научного управления;
административная (классическая) школа;
школа психологии (школа человеческих отношений и школа поведенческих наук);
школа количественная, или новая (школа науки управления).
1.2. Элементы системы управления организацией
При процессном подходе основными элементами системы управления являются процессы управления, а именно процесс планирования, процесс организации, процесс мотивации и процесс контроля на предприятии. Все эти четыре элемента входят в систему стратегического менеджмента компании.
Планирование – это выявление задач и целей управления компанией, которые она должна достичь в процессе своей деятельности.
Организация – это определение в организационной структуре лиц, которые будут отвечать за процесс управления организацией, который осуществляет директор.
Мотивация – это процесс стимулирования работников организации к выполнению их функций с целью достижения целей компании.
Контроль – это оценка эффективности реализуемой системы стратегического менеджмента на предприятии.
Ответственные лица осуществляют реализацию концепции управления.
После реализации управления оценивается эффективность.
Эффективность системы стратегического менеджмента определяется:
- обеспечением полного, системного обзора предприятия и его наружного окружения;
- упрощением принятия стратегических решений на базе использования особых понятий, способов и подходов к обработке информации;
- обеспечение координации и коммуникации, как по горизонтали, так и по вертикали:
- помощь в конфигурации;
- возможность угадать тенденции развития бизнеса;
- помощь в стратегическом выборе и реализации стратегии.
1.3. Методы и инструменты оценки и совершенствования системы управления организацией
Основными методами, применяемыми для оценки системы управления организацией, можно назвать следующие [6, с.76]:
1. SWOT - анализ;
2. PEST - анализ;
3. Анализ пяти сил Портера.
Рассмотрим более подробно каждую из этих моделей.
SWOT - анализ - это метод стратегического планирования предприятия, который может применяться к любым проектам по улучшению бизнес - процессов на предприятии. С помощью этого метода рассматриваются основные факторы, влияющие на объект бизнес - анализа.В основе этого аналитического подхода анализируются сильные стороны проекта или бизнес - процесса (Strengths), его слабые стороны (Weaknesses), возможности развития или решения проблемы (Opportunities) и угрозы по внедрению его на практику (Threats).
Сильные и слабые стороны аналитического проекта относятся к внутренним факторам, возможности и угрозы по внедрению проекта зависят от внешних условий, которые помогают либо мешают достичь поставленных целей компании.
Такая модель пользуется огромной популярностью и применяется очень широко среди компаний. Однако следует учитывать, что результативность SWOT - анализа очень сильно зависит от полноты и качества исходной информации, и от высокой компетентности бизнес - аналитика, который его проводит. Большим является риск ошибок еще на ранних стадиях бизнес - анализа, что может привести к неверным результатам. Кроме того, интерпретировать результаты нужно с большой осторожностью, так как однозначных решений они не дают.
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ НА ПРИМЕРЕ ООО «СТРОИМДОМ»
2.1 Характеристика внутренней и внешней среды организации
Жилье на Крымском полуострове – это не только крыша над головой, но и место для отдыха, перспективный бизнес, выгодное вложение денег. Компания ООО «СтроимДом» предлагает строительство домов в Крыму на профессиональном уровне.
Организационно-правовая форма – ООО.
Уставный капитал – 10 000 руб.
Миссия организации – строительство домов под ключ в максимально короткий срок.
Цели:
-удовлетворение спроса населения на дома,
-получение максимальной прибыли.
Строительная компания «СтроимДом» – это[20]:
• Современные технологии быстрого возведения зданий для всесезонного проживания.
• Лучший выбор стройматериалов по оптовым ценам.
• Огромный каталог готовых проектов любой этажности, площади, архитектуры.
• Профессиональное проектирование в соответствии с требованиями надзорных органов.
• Педантичное соблюдение сроков и фиксированная стоимость услуг.
• Полный цикл выполнения работ: от подготовки проектной документации до ландшафтного дизайна.
Компании можно доверить строительство загородных домов в городе и на участках за его пределами, а также дачи, бани, беседки, заборы.
Компания занимается следующими видами деятельности:
- строительство домов из оцилиндрованного и профилированного бруса;
- строительство бань;
- строительство беседок собственного производства;
- продажа пиломатериалов (обрезная доска, брус, пол).
Пиломатериалы хвойных пород проходят строгий контроль качества.
2.2 Характеристика системы управления организацией ООО «СтроимДом»
Эффективная управленческая система - это система, которая дает наилучший результат при наименьшем количестве затрат на ее поддержание и развитие. Наилучший результат функционирования системы проектирования стратегического управления возможен при оптимальной ее организации, когда каждый элемент выполняет свои функции и задачи, все процессы нормально функционируют.
С позиций процессного подхода система управления в компании включает в себя следующие элементы: планирование, организация, мотивация и контроль. Рассмотрим их на примере предприятия более подробно.
Выбор целей каждой организации является индивидуальным процессом. Однако существует несколько основных сфер деятельности, к которым компании испытывают особый интерес, например:
- сфера доходов и финансов;
- сфера продаж производимой продукции;
- сфера отношений с персоналом;
- сфера производства.
Число уровней, на которые делится главная миссия организации зависит от масштабов самой компании и сложности выбранной ее миссии, а также от организационной структуры управления.
Рассмотрим проектируемые цели организации в различных сферах ее деятельности.
Маркетинг:
- продвижение на рынке;
- расширение ассортимента продукции.
Производство:
- снижение издержек;
- повышение эффективности производства;
- улучшение конкурентоспособности продукции;
- разработка и внедрение новых технологий.
Персонал:
- повышение квалификации;
- оптимизация кадров предприятия;
- система стимулирования;
- повышение производительности труда.
Финансы:
- эффективное управление финансами компании;
- улучшение платежеспособности и рентабельности;
- повышение инвестиционной привлекательности.
Таким образом, для организации ООО «СтроимДом» имеет важнейшее значение правильная постановка целей своей деятельности. Это является исходной точкой для планирования всей ее деятельности. Дерево целей лежит в основе построения взаимоотношений внутри компании среди ее различных подразделений и структур. Только достигая поставленные задачи, можно контролировать и оценивать результаты своей работы на рынке, работы персонала, отдельных подразделений организации и всей ее структуры в целом.
2.Организация.
Рассмотрим организационную структуру управления компанией ООО «СтроимДом».
Генеральный директор стоит во главе организации - Алиев Мехман Алпаша Оглы. Ему непосредственно подчиняются бухгалтер, начальник склада и продавцы. Каждый из этих линейных руководителей единолично возглавляет порученное им подразделение и самостоятельно принимает решения в рамках своей компетенции, поэтому несет также полную ответственность за порученный им участок работы.
Таким образом, организационная структура предприятия имеет линейный вид. Линейная структура, наиболее часто встречающаяся на практике, включает в себя руководителя компании и подчиненных ему работников, которые также могут выстраиваться в иерархию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главной целью построения эффективной системы управления организацией является его развитие и получение максимальной экономической выгоды на рынке.
Наилучший результат функционирования системы управления возможен при оптимальной ее организации, когда каждый элемент выполняет свои функции и задачи, все процессы нормально функционируют.
Основными элементами системы управления являются процессы по планированию, организации, мотивации и контроля управления на предприятии. Все эти четыре элемента входят в систему стратегического менеджмента компании.
Компания ООО «СтроимДом», являясь небольшой производственной компанией, за два года показала очень хорошие экономические результаты своей деятельности, которые, в том числе, зависят от грамотной организации структуры управления на предприятии.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский Кодекс РФ (глава 4)
2. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 23.11.2015) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
3. Бариленко В. И. и др. Основы бизнес - анализа: учебное пособие. / под ред. В. И. Бариленко. - М.: КНОРУС, 2018. - 272 с.
4. Герчикова И.Н. Менеджмент организации. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 162 с.
5. Елиферов В. Г. Бизнес - процессы: регламентация и управление. - М.: Дашков и Ко, 2019. - 386 с.
6. Зудина Л.А. Организация управленческого труда. Учебное пособие, 2017. - 546 с.
7. Кибанов, А. Я. Основы управления предприятием: Учебник / А. Я. Кибанов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 447 с.
8. Колпаков В.М. Теория и практика принятия управленческих решений. – К.: МАУП, 2017. – 380 с.
9. Магданов П.В. Система управления организацией: понятие и определение// ВЕСТНИК ОГУ. - 2018. - №8(144). - С.56 - 67.
10. Ларионова И.К. Стратегическое управление/ И.К. Ларионова. – М.: Дашков и К, 2019. – 274 с.
11. Нечаев Е.И. Организация производства и предпринимательской деятельности. - Краснодар: КубГАУ, 2016. - 266 с.
12. Поршнев А.Г., Румянцева З.П. Управление организацией/ А. Г. Поршнев, З. П. Румянцева. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 375 с.
13. Радченко Л.А. Организация производства на предприятиях. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 352 с.
14. Репин В. В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 419 с.
15. Смирнов Э.А. Управленческие решения. – М.: Юнити – Дана, 2015. – 479 с.
16. Терехин В.И., Моисеев С.В. Финансовое управление фирмой / В.И. Терехин, С.В. Моисеев. - М.: Экономика, 2019. - 350 с.
17. Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н.. Экономика фирмы: Учебное пособие для студентов вузов/ Л.Н. Чечевицына. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 400 с.
18. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. - М.: Инфра-М, 2017. - 504 с.
19. Юкаева В.С. Управленческие решения. – М.: Дашков и К, 2018. – 284 с.
20. ООО «СтроимДом» [Электронный ресурс] URL: https://stroimdom-krym.ru/ (дата обращения: 21.05.2021)