Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность.
Политическая ситуация во всем мире, для которой характерно обострение форм борьбы за власть, актуализирует тему коммуникации дискурса и власти.
Актуальной также становится тема важности языка в постоянной борьбе за влияние и власть в политике. Это находит свое отражение в языке. Современная политическая жизнь одним из базовых государственных инструментов использует яркую, выразительную и экспрессивную речь. Только в таком случае речь становится эффективной.
Власть в политике всегда включает в себя власть влияния и воздействия. Это власть, связанная с управлением людьми разных политических направлений. Управление же реализует себя через слово.
В политической коммуникации собеседники часто обмениваются шутками, остротами, чтобы акцентировать воздействие, усилить его, эвфемизировать слово. Если сообщение вызывает смех, то оно содержит в себе сигнал, значение которого влияет на итог дискурса, в том числе, и в политике.
К. Хадсон говорил о том, что политический язык включает в себя не только то, что говорится. Язык политики – это, прежде всего, что, сколько и как это произносится. Поэтому комическое и политическое, хоть и располагаются на разных уровнях, первое играет в политике важную роль. По мнению М.Р. Желтухиной, комическое является видом эмоциональной и ценностной ориентации. Оно вместе с грубостью, цинизмом и серьезностью есть в политике и отлично от комического в других дискурсах тем, что нацелено против лиц, претендующих на власть .
В сознании политиков сам политик, его качества и деятельность часто является предметом сатирического осмеяния. Но часто политики специально применяют разные виды комического с целью активизации своей речи и маскировки истинных целей.
Комическое проявляет себя в дискурсе политики по-разному. Сатире в политике присущи свои специфические особенности.
Целью данной работы является рассмотрение смеховой коммуникации в политическом процессе.
Задачи:
- рассмотреть сущность смеховой коммуникации;
- описать значение юмора в политическом процессе;
- охарактеризовать становление и тенденции политического юмора в мире.
- изучить роль отечественной сатиры в избирательных компаниях на постсоветском пространстве.
Объект исследования - смеховая коммуникация в политическом процессе. Предмет исследования – сатира в избирательных компаниях на постсоветском пространстве.
Глава 1 Сущность смеховой коммуникации в политическом процессе
1.1 Понятие смеховой коммуникации
Первые российские исследования смеховой коммуникации были опубликованы Михаилом Бахтиным. Его труд «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса» исследует явление карнавализации в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» и историю смеха в общем.
Интересным кажется замечание автора о том, что в доклассовом общественном строе смеховые и серьезные аспекты жизни были одинаково важны для их исполнителей. Более того, они имели одинаковый социальный статус, считались равновеликими по уровню официальности.
Работа М.Бахтина необходима для исследования смеховой коммуникации, так как он дал первое определение карнавализации как семиотической теории карнавала. В карнавале переворачивается смысл бинарных позиций, королём на празднике становится нищий, трикстер.
Смеховая коммуникация зависит от массовости: если аудитория велика, юмор становится площадным.
У каждого времени есть свои группы высмеивания. Так, например, в СССР времён Брежнева осмеивали тунеядцев в киножурнале «Фитиль». Цель создания киножурнала — борьба с негативными явлениями в жизни страны — взяточничеством, разгильдяйством, бюрократией и расхищением государственного имущества и т. п. Киножурнал показывали перед сеансом в кинотеатре.
В этом контексте стоит сказать о феномене отложенного смеха. Он гласит, что многие важные события сатирически преподносятся спустя время, не сразу. Другими словами, сегодня смеются над тем, чего вчера ещё боялись. Поэтому множество сатирических передач появилось во время перестройки (Михаил Жванецкий, Михаил Задорнов), где юмор выступал в роли сублиматора агрессии по отношению к власти.
Основные функции смеховой коммуникации:
Когнитивная. Уточняет смысл в политических сообщениях, отражает действительность, выражает актуальные проблемы массового сознания, феномен отложенного смеха;
Политико-идеологическая дифференциация. Программы и взгляды конкретных политиков рассматриваются в гротескном масштабе. При этом идентифицируются не только их политические взгляды, через смех объясняются особенности характера, история человека;
Идентификации. Юмор сближает группы людей. Понимание того, над чем смеются остальные, делает человека частью определенного общества, идентифицирует его с группой,
Релаксирующая, или освобождающая функция. Помогает людям снять напряжение, при этом получить нужную информацию через смех. Как отмечает И.М. Докучаев, «…все многообразие определений и описаний смеха базируется на прозрении Аристотеля, заметившего, что смешное всегда связано с обнаружением некоторого безобразия, известной меры зла. Человеческий смех это всегда отклик на нечто отрицательное». При этом смех в отличие от других возможных реакций на негатив не соответствует предмету, который его вызывает, а противоречит ему. «Смех является тогда, когда зло воспринимается как принципиально преодолимое. Когда усмотрев в вещи изъян или враждебность, человек может интеллектуально (хотя бы даже и на уровне интуиции) «достроить» должный образ этой вещи»
Критическая функция. Функция смеховой коммуникации по отношению к власти с целью критики и, как следствие, манипулятивная функция.
Сатира, и в том числе сатира на телевидении, выполняет все перечисленные функции, являясь, как было сказано выше, одной их форм смеховой коммуникации.
У каждого времени есть свои группы высмеивания. Так, например, в СССР времён Брежнева осмеивали тунеядцев в киножурнале «Фитиль». Цель создания киножурнала — борьба с негативными явлениями в жизни страны — взяточничеством, разгильдяйством, бюрократией и расхищением государственного имущества и т. п. Киножурнал показывали перед сеансом в кинотеатре.
В этом контексте стоит сказать о феномене отложенного смеха. Он гласит, что многие важные события сатирически преподносятся спустя время, не сразу. Другими словами, сегодня смеются над тем, чего вчера ещё боялись. Поэтому множество сатирических передач появилось во время перестройки (Михаил Жванецкий, Михаил Задорнов), где юмор выступал в роли сублиматора агрессии по отношению к власти.
Основные функции смеховой коммуникации:
1) Когнитивная. Уточняет смысл в политических сообщениях, отражает действительность, выражает актуальные проблемы массового сознания, феномен отложенного смеха;
2) Политико-идеологическая дифференциация. Программы и взгляды конкретных политиков рассматриваются в гротескном масштабе. При этом идентифицируются не только их политические взгляды, через смех объясняются особенности характера, история человека;
3) Идентификации. Юмор сближает группы людей. Понимание того, над чем смеются остальные, делает человека частью определенного общества, идентифицирует его с группой,
4) Релаксирующая, или освобождающая функция. Помогает людям снять напряжение, при этом получить нужную информацию через смех. Как отмечает И.М. Докучаев, «…все многообразие определений и описаний смеха базируется на прозрении Аристотеля, заметившего, что смешное всегда связано с обнаружением некоторого безобразия, известной меры зла. Человеческий смех это всегда отклик на нечто отрицательное». При этом смех в отличие от других возможных реакций на негатив не соответствует
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. М., 1990.
2) Гаврилов Г. А., Киселев К. В. Юмористические стратегии в политической рекламе// https://cyberleninka.ru/article/n/yumoristicheskie-strategii-v-politicheskoy-reklame (дата обращения 16.04.2021)
3) Гражданская война в образах визуальной пропаганды : словарь-справ. СПб. : Скифия-принт, 2018. 176 с.
4) Докучаев И.М. Смех, идеология, власть. — 2001. http://artevik.narod.ru/publ/smile.html
5) Желтухина М.Р. Комическое в политическом дискурсе: дис. …канд. филол. Наук: 10.02.20. – Волгоград, 2018
6) Иоганн Хари Why I Hate «Little Britain» (англ.) // Independent. — 22 ноября 2005.
7) Никифорова Н.В., Сидорчук И.В. Культурная история электричества в России XIX века: электрический свет как спектакль и развлечение// Вопросы истории естествознания и техники. 2017. Т. 38. № 3. С. 448-450
8) Политические коммуникации / под ред. А.И. Соловьева. - М. : Аспект Пресс, 2004 (ОАО Можайский полигр. комб.). - 331, [1] с.
9) Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре (по поводу сказки о Несмеяне). М.: Изд-во «Лабиринт», 2006. 256 с.
10) Россомахин А. Прогерманский Иуда // Историк. 2017. № 7–8. С. 70–73
11) Сенявская Е. С. Противники России в войнах XX века: эволюция «образа врага» в сознании армии и общества. М. : РОССПЭН, 2006. 288 с
12) Филиппова Т.А. «Враг с востока». Образы и риторики вражды в русской сатирической журналистике начала XX века. М., 2012. 354 с.
13) Филиппова Т. А., Баратов П. Н. «Враги России» : Образы и риторики вражды в русской журнальной сатире эпохи Первой мировой войны. М. : АИРО-XXI, 2014. 360 с.
14) Цицерон Марк Туллий. Об ораторе // Цицерон Марк Туллий. Три трактата об ораторском искусстве. М.: Наука, 1972. 472 с.
15) Шендерович В. «Куклиада» // Виктор Шендерович «Здесь было НТВ» и другие истории, М: - Захаров, 2002
16) Browne J. Darwin in caricature: A study in the popularisation and dissemination ofevolution // Proceedings of the American Philosophical Society.2001. No. 145(4). Pp. 499.
17) Paradis J.G. Satire and science in Victorian culture // Victorian science in context /Ed. by B. Lightman. Chicago, 1997. Pp. 143-175.
18) Roberts I. ‘Edison’s Telephonoscope’: the visual telephone and the satire of electric light mania // Early Popular Visual Culture.2017. Vol. 15. No. 1. P. 3