Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, заключается в том, что люди довольно часто строят межличностные отношения в различных ситуациях на основе отклоняющегося поведения, довольно странных коммуникативных актов.
В частности, для сближения с интересующим человеком люди используют метод поддразнивания (в случае отношений мужчины и женщины – кокетство), которое привлекает внимание и меняет статус межличностных отношений с официального на более близкий (дружеский, любовный и т.д.).
Степень изученности проблемы. В научной литературе достаточно мало уделено внимания природе и функциям поддразнивания в процессе построения и развития межличностных отношений. В большей степени исследованием данного явления занимались зарубежные специалисты, в российской науке серьезных исследований на данную тему в ходе написания курсовой работы обнаружено не было.
Однако можно обратиться к ряду источников, которые дают теоретические основы изучения данного понятия и определяют его функции.
Цель исследования – провести сравнительный анализ восприятия поддразниваний жертвами и шутниками.
Объект исследования – жертвы поддразнивания и шутники.
Предмет исследования – восприятие поддразниваний жертвами и шутниками.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Охарактеризовать сущность понятия «поддразнивание», его цели и задачи.
2. Определить сексуальную природу поддразнивания.
3. Проанализировать природу восприятия поддразнивания жертвой.
4. Рассмотреть поведение и восприятие шутника в процессе поддразнивания.
Гипотеза исследования: предполагается, что восприятие жертвой поддразниваний напрямую зависит от его личностных и социально-психологических особенностей.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, сравнительный, хронологический, классификация, обобщение, синтез, моделирование.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в курсовой работе изучен ряд источников, которые фрагментарно рассматривают проблему поддразнивания в межличностной коммуникации. Полученные данные собраны воедино и готовы для использования в дальнейших научных исследованиях на похожие темы.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ПОДДРАЗНИВАНИЕ КАК ФОРМА МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ
1.1. Сущность понятия «поддразнивание», его цели и задачи
Поддразнивание в научной литературе рассматривается как особая форма юмора, которая выполняет множество функций, реализуемых в ходе межличностного общения .
Как и другие формы юмора, поддразнивание парадоксальным образом сочетает в себе просоциальные и агрессивные функции, а также не может избежать сексуальных, хотя часто и довольно скрытых, коннотаций.
С помощью поддразнивания человек критиковать другого, но при этом делать ему комплимент, нападать, но при этом сближаться с другим человеком, унижать, но при этом выражать нежные чувства .
Любое поддразнивание состоит из трех компонентов, к которым относится :
– агрессия;
– юмор;
– двусмысленность, которая является основой для реализации сексуальной функции поддразнивания.
Исследователи проанализировали поддразнивание со стороны репутационной угрозы. Для позитивного поддразнивания важно спасти репутацию, которая формируется в социальных контактах, особенно в тех ситуациях взаимодействия, которые включают конфронтацию или передачу информации, нацеленную смутить говорящего или слушателя .
Другие авторы определили поддразнивание как «умышленную провокацию, сопровождаемую игривыми естественными маркерами, которые комментируют что-то значимое для объекта, которого дразнят» .
В этом определении «провокация» относится к тому факту, что поддразнивание – это словесное или невербальное действие, предназначенное для получения определенного эффекта и реакции объекта, который дразнят (жертвы).
Юмористический и противоречивый характер поддразнивания позволяет коммуникатору сказать что-то, что может быть потенциально неприемлемым, поскольку если реципиент негативно воспримет то, что ему сказал шутник, последний всегда может сослаться на то, что это шутка .
В современном мире поддразнивание можно использовать в самых разных целях, от просоциальных до злонамеренных. Друзья, подшучивая по-дружески, могут сказать друг другу слова, которые, если понимать их буквально, могут показаться унизительными.
Но игривая манера поддразнивания подсказывает адресату шутки, что информацию не следует воспринимать буквально, на самом деле имеется в виду противоположное значение: источник ироническим образом намеревается сделать комплимент объекту поддразнивания .
Данный вид поведения шутника не является агрессивным. Подтекст в таком дружеском поддразнивании подтверждает прочность отношений между двумя людьми, указывая на то, что они достаточно близки, чтобы сказать что-то негативное и не обидеться .
Смех над источником и предметом поддразнивания указывает на то, что участники коммуникации не воспринимают шутку всерьез, и это может помочь еще больше усилить чувство близости между участниками коммуникации .
Поскольку дразнить людей, с которыми коммуникатор недостаточно хорошо знаком, считается неуместным, люди также могут использовать этот тип поддразнивания, чтобы выразить желание вывести знакомого на более личный уровень коммуникации.
Хотя эти формы поддразнивания по своей сути неагрессивны, они всегда могут иметь негативные последствия, если получатель неправильно понимает юмористический замысел или, по какой-либо причине, серьезно отнесется к сообщению. Кроме того, даже самое дружелюбное поддразнивание вызывает у собеседника меньше положительных эмоций, чем у источника .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, Е.Я., Карпова, И.Т., Шиловская, В.Г. Остроумие и сарказм как характеристика личностной коммуникации: основные направления исследования в социологии и психологии / Е.Я. Абрамова, И.Т. Карпова, В.Г. Шиловская // Социальные аспекты коммуникации на современном этапе. Сборник статей. – Тамбов: Смена, 2021. – С. 92–100.
2. Астахова, Е.И., Прянишникова, И.Т., Дорошенко, А.А. Современные аспекты исследования социальных и психологических факторов построения эффективной коммуникации / А.И. Астахова, И.Т. Прянишникова, А.А. Дорошенко // Социальные технологии и психологические теории. Сборник статей. – Волгоград: Перспектива, 2021. – С. 101–116.
3. Бородина, С.Я. Проблемы сексуальной раскрепощенности человека на современном этапе развития общества / С.Я. Бородина, А.А. Авдеева, Н.А. Горшенева // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения психологии человека». – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2021. – С. 88–100.
4. Воронцова, Е.И. Юмор в общении: функции, задачи, проблемы / Е.И. Воронцова. – Тюмень: Слово, 2019. – 280 с.
5. Гавриленкова, П.А. Эффективная коммуникация: психологические и актуальные социальные проблемы / П.А. Гавриленкова. – Тюмень: Стандарт, 2021. – 284 с.
6. Гамаюнова, И.М. Конфликты и коллизии в межличностном общении: нарушение восприятия реципиентов чужой коммуникации / И.М. Гамаюнова, С.С. Крикунова, Р.А. Демидова // Материалы международной научно-практической конференции «Социально-психологические проблемы современного общества». – Астрахань: Астраханский государственный университет, 2020. – С. 105–116.
7. Гудыменко, А.В. Современные социальные и психологические проблемы построения эффективного коммуникативного акта в процессе межличностных отношений / А.В. Гудыменко, Е.Е. Харитонова // Социология и психология коммуникаций в России и за рубежом. – 2021. – № 3. – С. 156–167.
8. Железнова, А.А. Принципы построения коммуникативного акта между мужчиной и женщиной / А.А. Железнова// Психология коммуникации. – 2021. – № 1. – С. 100–107.
9. Курицина, А.В. Проблематика исследования эффективности юмора в межличностной коммуникации / А.В. Курицына, Б.Ю. Разумовский, А.В. Хомутова // Вестник Красноярского государственного университета. Вып. 4. – Красноярск: Издательство Красноярского государственного университета, 2019. – С. 42–51.
10. Легкоступова, П.А., Шнырев, И.А., Соловейченко, А.А. К вопросу о дифференциации функций коммуникации в построении межличностных отношений: теоретические и методологические аспекты исследования / П.А. Легкоступова, И.А. Шнырев, А.А. Соловейченко // Материалы научно-практической конференции «Современные подходы к изучению межличностных отношений». – Вологда: Вологодский государственный университет, 2019. – С. 22–31.
11. Олешко, С.И. Формирование и развитие эффективной межличностной коммуникации: взгляд психологической науки / С.И. Олешко // Сборник статей Балтийского федерального университета. – Калининград: Издательство Балтийского федерального университета, 2021. – С. 35–46.
12. Пилецкая, И.Т. Исследование теорий сексуальности на современном этапе / И.Т. Пилецкая // Сборник статей Кубанского федерального университета. Вып. 4. – Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2021. – С. 50–60.
13. Проскурякова, М.И., Федорова, И.Т., Заврагина, П.А. Современные представления о восприятии юмора: аналитический обзор и перспективный анализ / М.И. Проскурякова, И.Т. Федорова, П.А. Заврагина // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития социологических и психологических теорий». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2021. – С. 33–46.
14. Радомская, Н.В., Коммунарова, Г.А., Слуцкая, И.М. Принципы дифференциации позитивного и негативного юмора в межличностном общении: основные параметры и проблемы определения / Н.В. Радомская, Г.А. Коммунарова, И.М. Слуцкая // Психологические технологии. – 2019. – № 8. – С. 56–70.
15. Самойлова А.М. Коммуникативные особенности построения сексуальных отношений. Роль коммуникативного акта в формировании сексуальной привлекательности личности / А.М. Самойлова, И.И. Федорова, Д.А. Головченко // Материалы научно-практической конференции «Современные проблемы гендерных отношений на современном этапе». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2021. – С. 84–97.
16. Уварова, М.И. Коммуникативный акт как объект научного исследования: социально-психологические предпосылки построения эффективной коммуникации / М.И. Уварова // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы и вопросы исследования в психологии и социологии». – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2021. – С. 109–116.
17. Харитонова, М.И. Современные проблемы изучения межличностных отношений: коммуникативные барьеры и приемы налаживания дружеского контакта / И.М. Харитонова, И.В. Зайцева // Сборник статей Тюменского государственного университета. Вып. 1. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2020. – С. 106–116.
18. Хвостова, О.А., Лавриненко, П.С., Зыкова, Я.В. Проблемы эффективной коммуникации на современном этапе / О.А. Хвостова, П.С. Лавриненко, Я.В. Зыкова // Социологическое обозрение. – 2021. – № 2. – С. 64–75.
19. Чудинова, А.А. Принципы исследования специфики межличностных коммуникативных актов: обзор научных статей / А.А. Чудинова // Сборник статей Волгоградского государственного университета. Вып. 4. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2020. – С. 99–106.
20. Яковенко, С.М., Шалыгина, Я.В., Смолякова, И.И. Процесс межличностной коммуникации: проблемы и основные тенденции формирования понимания друг друга участниками коммуникации / С.М. Яковенко, Я.В. Шалыгина, И.И. Смолякова // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения гуманитарных наук в современном мире». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2021. – С. 58–70.