Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. На сегодняшний день контрафактная продукция встречается повсеместно, нанося серьезный урон экономике страны, а также финансовым интересам законного правообладателя.
В настоящее время современный российский рынок контрафактной продукции демонстрирует тенденцию роста. Производство и продажа контрафактных товаров, массовое потребление поддельной продукции приводит к тому, что незаконные рынки являются огромным источником максимальной прибыли. Скрытность контрафактных рынков и в то же время их незаконность не позволяет дать точную оценку масштабов их распространения.
По данным отчёта Еврокомиссии, Россия занимает второе место в мире по производству контрафактной продукции после Китая. По статистике экспертов, каждая вторая покупка в России приобретается некачественный товар. Ущерб, причиняемый правообладателям от противоправной деятельности безусловно огромный. Намного сложнее оценить потери покупателей, которые ничего не подозревая покупают и используют некачественный товар. Все это обусловливает актуальность выбранной темы исследования.
Степень научной разработанности темы исследования. Наибольший вклад в развитие учения об ответственности за продажу контрафактной продукции внесли: Н.В. Алексеева, К.В. Антропова, Н. В. Берлова, В.Г. Беспалько, А.Г. Ворожейкина, О.В. Деркач, А.В. Калинников и др.
Объект исследования: процесс продажи контрафактной продукции.
Предмет исследования: нормативно – правовая база Российской Федерации относительно ответственности за продажу контрафактной продукции.
Цель исследования: комплексное исследование ответственности за продажу контрафактной продукции в рамках законодательства Российской Федерации.
Задачи исследования:
рассмотреть понятие контрафактной продукции;
проанализировать проблемы выявления контрафактной продукции таможенными органами;
рассмотреть административную ответственность за продажу контрафактной продукции;
проанализировать проблемы уголовной ответственности за продажу контрафактной продукции;
изучить перспективы противодействия обороту контрафактной продукции.
Методологическую базу исследования составила совокупность социологического, статистического, формально-юридического и сравнительно-правового методов. Кроме того использованы такие общенаучные методы, как анализ, синтез, индукция и моделирование.
Структура исследования отвечает целям, задачам, объекту и предмету исследования. Работа состоит из введения, двух глав, состоящих из пяти подпунктов и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы понятия «контрафактная продукция» в рамках законодательства Российской Федерации
1.1 Контрафактная продукция: понятие, сущность
В настоящее время наблюдается рост контрафактной продукции во всем мире, в том числе в Российской Федерации. Контрафактные товары нарушают исключительные права правообладателей на объекты интеллектуальной собственности (далее – ОИС), причиняют существенный ущерб экономике страны, а также наносят значительный вред здоровью населения.
Статьей 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации четко определено понятие контрафактной продукции –«товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходные с ним до степени смешения обозначения, являются контрафактными» [1]. Однако, Т.Ю. Погосян рассматривает контрафакт как «изготовление продукта (изделия), который настолько близко имитирует продукт другой компании, что он кажется продуктом именно этой фирмы» [19, с. 357]. С.А. Судариков говорит о том, что «контрафактными товарами являются товары, произведенные без разрешения правообладателей объектов интеллектуальной собственности, воплощенной в товаре» [21, с. 18]. Таким образом, под контрафактной продукцией следует понимать товары, умышленно созданные с нарушением исключительных прав правообладателя, путём использования объектов интеллектуальной собственности, для извлечения материальной выгоды.
Зачастую понятия контрафакции и фальсификации используются как синонимы, но это не так. Н.В. Алексеева, Е.А. Артемов, А.П. Сурник считают, что «контрафакция – это изготовление, продажа или способствование незаконному использованию патента, нарушение авторского права, подделка. Фальсификация – это умышленное качественное изменение продукта с целью выдать товар более низкого качества за оригинальный» [5]. Контрафакт подразумевает нарушение интеллектуальных прав, а фальсификат – нарушение технологий производства. Таким образом, контрафактная продукция может быть одновременно фальсифицированной, но принимать фальсифицированные товары за контрафактные не следует.
Контрафакт подразделяется на несколько типов:
незаконное использование торговой марки, товарного знака, названия, бренда компании. Сюда же относится производство продукции со сходным называнием, с заменой букв на этикетке;
присвоение логотипа фирмы в неизменном виде;
распространенный вид контрафакта - «пиратская» продукция. Это диски с записями известных исполнителей, книги и иные произведения искусства. Распространение записей фильмов, музыки, книг через сеть Интернет - это тоже контрафактная продукция;
использование программного обеспечения, иных разработок без разрешения собственника.
Основным признаком контрафакта является отсутствие разрешительной документации от владельца интеллектуальной собственности на реализацию товара или распространение объектов авторского права нематериального характера без согласия владельца. Примером могут быть контрафактные сигареты, алкоголь, косметические средства, аудио и видеопродукция.
Наказание за торговлю и изготовление контрафактной продукции, нарушение авторских прав предусмотрено статьями 146, 147, 180 УК РФ[3].
Распространение нематериальных объектов считается преступлением, если объекты публикуются без получения согласия автора произведения. Независимо от наличия вины, лицо, осуществляющее торговлю контрафактом, привлекается к ответственности. Все действия по пресечению торговли и уничтожению нелегальной продукции производятся за его счет. Лицо может быть освобождено от ответственности при наличии доказательств воздействия непреодолимой силы. Так как на практике это сложно представить, то делаем вывод - отсутствие умысла не освобождает продавца от ответственности и обязанности устранения последствий.
Преступление считается совершенным с момента причинения собственнику убытков незаконным распространением контрафакта.
За продажу контрафактной продукции предусмотрено несколько видов ответственности: гражданско-правовая, административная, уголовная.
В рамках гражданской ответственности происходит изъятие контрафакта из оборота. Изъятая продукция подлежит утилизации за счет распространителя. Владелец интеллектуальной собственности имеет право подать в суд на возмещение причиненных убытков. Точная сумма устанавливается в судебном процессе. В соответствии со ст. 1253 ГК РФ, если права интеллектуальной собственности нарушались систематически, прокурор может выставить суду требование о ликвидации виновного юридического лица или о прекращении деятельности гражданина в качестве индивидуального предпринимателя [6, с. 24].
Уголовная ответственность наступает в случае причинения владельцу ущерба в крупном размере. Незаконное распространение объектов интеллектуально собственности квалифицируется по ст. 147 УК РФ, наказывается штрафом до 200 тыс. рублей или в размере зарплаты за полтора года, обязательными, исправительными либо принудительными работами или лишением свободы до 2 лет [3].
1.2 Проблемы выявления контрафактной продукции таможенными органами
В настоящее время наблюдается все большее увеличение правонарушений в сфере интеллектуальной собственности, отсюда и возникает такое понятие, как контрафакция.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Нормативно – правовые акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.01.2021) // СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.consultant.ru (дата обращения 14.04.2021г.).
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.03.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.04.2021) // СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.consultant.ru (дата обращения 14.04.2021г.).
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 24.02.2021, с изм. от 08.04.2021) // СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.consultant.ru (дата обращения 14.04.2021г.).
4. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.consultant.ru (дата обращения 14.04.2021г.).
Основная литература
5. Алексеева Н.В. Борьба таможенных органов с контрафактной продукцией / Н.В. Алексеева, Е.А. Артемов, А.П. Сурник // Актуальные проблемы таможенного дела: взгляд молодых. – 2021. – № 1 – С. 72– 74.
6. Антропова К.В. Контрафакт и фальсификация продукции: проблема современности / К.В. Антропова / Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.–практ. конф., 2019. – № 1 (16).– С.24-26.
7. Берлова Н. В. Идентификация контрафактных товаров при таможенном контроле / Н. В. Берлова, Т. В. Чадова // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. – 2018. – № 2(83). – С. 47–58
8. Беспалько В.Г. К вопросу об отграничении контрабанды культурных ценностей от их преступного невозвращения из-за границы / В.Г. Беспалько // Журнал российского права. - 2017. - Ноябрь (N 11).- С. 15-17.
9. Ворожейкина А.Г. Борьба с контрафактом: проблемы и решения / А.Г. Ворожейкина // Таможня. – 2020 – № 17 (160). – С. 18-21.
10. Деркач О.В. Проблема борьбы с контрафактной продукцией / О.В. Деркач // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2019. – № 3. – С. 54-55.
11. Калинников А.В. Проблемы контрафакта в Российской Федерации / А.В. Калинников, А.П. Сурник // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2018. – №8. – С. 31.
12. Катаева О.В. Совершенствование административно-правовой базы противодействия распространению контрафактной и фальсифицированной продукции в Российской Федерации / О.В. Катаева, П.А. Волков // Ленинградский юридический журнал. – 2018. – № 1. – С. 197-202.
13. Клавдиенко В.П. Контрафакция товарной продукции – новый вызов инновационной экономике / В.П. Клавдиенко // Инновации. – СПб., 2019. – № 2. – С. 10–16.
14. Кобзарь Л.В. Контрафактная и фальсифицированная продукция как угроза экономической безопасности России / Л.В. Кобзарь // Центральный научный вестник. – 2018. – № 14 (31).– С. 12-13.
15. Корчагина Н.П. Контрафактная продукция: практика и ошибки // Н.П. Корчагина. – Право и экономика, М., – 2019. – № 2. – С.34-36.
16. Лепина Т. Г. Уголовно-правовая охрана интеллектуальной собственности: дис… канд. юрид. наук: 12.00.08 / Лепина Т.Г. - М., 2019. - 235 с.
17. Петрова А.А. Контрафакт как угроза экономической безопасности / А.А. Петрова // Актуальные вопросы развития национальной экономики: сборник трудов конференции. – 2019.– №4. – С. 303-308.
18. Петухов Б. В. Предмет преступления при незаконном использовании товарного знака / Б. В. Петухов, К. Г. Перелыгин // Юридический мир. – 2019. – № 2. – С.25-28.
19. Погосян Т.Ю. Контрафактная продукция – как ее понимать? / Т.Ю. Погосян // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: Матер. 4-й Междунар. науч. практ. конф. 25-26 янв. 2007 г. М.,– 2019. – С. 357-359.
20. Радаев В.В. Новые тенденции на рынках контрафактной продукции / В.В. Радаев. —Препринт WP4/2017/03. — М.: ГУ ВШЭ. — 2016. —20 с.
21. Судариков С.А. Право интеллектуальной собственности / С.А. Судариков. -М.: изд. Проспект, 2018. – 356с.
22. Трунцевский Ю.В. Проблемы уголовно-правовой охраны интеллектуальной собственности в Постановлении Пленума Верховного Суда / Ю.В. Трунцевский // Уголовное право. – 2019. – № 6. – С. 48-50.
23. Чапкевич Л.И. Контрафактная и фальсифицированная продукция. Проблемы и пути их разрешения / Л.И. Чапкевич // Право и экономика. – 2018. – №6. – С.21-24.
24. Чесноков А.А. Публичность имущественного реестра как гарантия безопасности добросовестного приобретателя / А.А. Чесноков // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2019. – № 3. – С. 171-176.
25. Чеснокова О.В. Антикоррупционный механизм: проблемы измерения / О.В. Чеснокова // Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции: сборник трудов по итогам Всероссийской научной конференции. – 2019. – №5. – С. 203-208.
26. Дело № А32-37020/2016 // Судебные и нормативные акты РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sudact.ru/arbitral/doc/UiV5Kwck7Udq/ (дата обращения 14.04.2021г.).