Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последнее десятилетие в России активно происходит процесс формирования менеджмента, соответствующего мировым стандартам, по средствам применения зарубежного опыта в российских реалиях, учитывая при этом национальные особенности.
Современный менеджмент, в зависимости от времени и места развития, имеет ряд общих черт и особенностей. Поэтому нельзя перенести специфические особенности менеджмента из одной культуры в другую, без негативных последствий для общества.
Актуальность исследования заключается в том, что общей тенденцией последних десятилетий является возрастание роли управленческой деятельности в эффективном функционировании российских компаний.
Проблема, на которой акцентируется большая часть внимания, – это принципы управленческой деятельности как отличительная особенность российских компаний.
Объектом исследования курсовой работы является менеджмент и предпринимательская среда крупных компаний.
Предмет исследования – предпринимательская среда и условия адаптации к ней менеджмента крупных компаний.
Цель исследования – исследование особенностей менеджмента и предпринимательской средыАО «Альфа-Банк».
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить предпринимательскую среду современных организаций;
- охарактеризовать предпринимательскую среду и особенности менеджментаАО «Альфа-Банк»;
- рассмотреть условия эффективной адаптацииАО «Альфа-Банк» к изменениям внешней предпринимательской среды.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Информационной базой исследования послужили учебники и учебные пособия современных авторов, а также научные статьи, отчёты, взятые с официального сайтаАО «Альфа-Банк» и результаты практических исследований.
Глава 1. Предпринимательская среда современных организаций
1.1 Характеристика и факторы предпринимательской среды
Развитие предпринимательства происходит в определенной среде, которая представляет собой экономическую, социально-культурную, технологическую, организационно-техническую и физическую или географическую обстановку.
Под предпринимательской средой следует понимать сложившуюся в стране благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленную на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики [5].
Предпринимательская среда – это совокупность объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на создание и функционирование субъектов предпринимательской деятельности и определяющих условия их существования и развития [5].
Предпринимательская среда складывается на основе:
развития производительных сил;
совершенствования производственных (экономических) отношений;
создания благоприятного общественного и государственного климата;
формирования рынка как среды деятельности субъектов предпринимательства;
наличие экономических свобод, необходимых для эффективной предпринимательской деятельности.
Предпринимательская среда включает в себя:
стихийные силы;
силы, с которыми приходится сталкиваться повседневно;
силы, воздействие которых обнаруживается со временем. Предпринимательская среда не бывает стабильна и разные ее элементы могут оказать различное воздействие на фирму. Поэтому очень важно ее представлять и, по возможности, учитывать в предпринимательской деятельности [20].
1.2 Особенности менеджмента крупных российских компаний в предпринимательской среде
Крупным российским компаниям свойствен авторитарный стиль управления с жестким контролем над принятием решений, их дальнейшей реализацией и полной зависимостью сотрудников от произвола руководства. Делегирование полномочий встречается нечасто: по-прежнему считается, что лучше сделать самому, чем долго объяснять, а потом контролировать работу. Демократический и либеральный стиль управления зачастую применяет в своей практике малый и средний бизнес. Новой характерной особенностью российского производственного менеджмента крупных организаций становится ориентация на долгосрочную перспективу, проведение фундаментальных исследований, инновационную деятельность [11].
Вопросы управления крупными предприятиями находятся в центре внимания ученых и практиков управления. Исследования в области управления крупной фирмой позволили выявить определенные этапы эволюции управления.
1-й этап характеризуется ростом прибыли фирмы, наращиванием объема производства, увеличением численности работающих, усложнением и разрастанием аппарата управления. По завершении этого этапа в управлении фирмы назревают следующие специальные черты: высокоцентрализованный и многочисленный аппарат управления со сложными нередко запутанными связями между отдельными его частями, отсутствие единства действий аппарата управления, значительная доля некомпетентных сотрудников в составе аппарата управления, сложная разветвленная система разнообразных форм отчетности и контроля, сложная система процедур принятия решений, частое проведение совещаний в аппарате управления по всякому поводу, передача проблем из одного подразделения в другое, ослабление финансового контроля высшего руководства, незнание высшим руководством проблем, с которыми сталкиваются на рынке, непонимание причин, вызывающих эти проблемы.
Следующий 2-й этап в развитии управления характеризуется замедлением реакции управления на поступающую информацию, нарушением внутренних связей, искажением в сокрытии информации, принятием неадекватных управленческих решений, падением трудовой дисциплины, нарушением норм морали и нравственности. Постепенно аппарат управления все более начинает заботиться об общих интересах, а не об интересах фирмы. В результате - снижение результатов в хозяйственной деятельности, вытеснение конкурентами с основных рынков, возникновение угрозы банкротства. Мировая практика менеджмента определила пути совершенствования управления крупных фирм. Перестройка управления крупной фирмой должна решить следующие проблемы:
1) проблема чрезмерного количества работников управления,
2) проблему барьеров между отдельными управленческими службами,
3) проблему нарушения норм управляемости.
Основной путь состоит в децентрализации производства и управления. Есть схема, которая включает в себя следующие этапы:
1) образование внутри крупного предприятия, производственных отделений по видам выпускаемой продукции и предоставления этим отделениям права планировать свою деятельность в пределах года и самостоятельно осуществлять производство и исполнение планов. После того как эта система устоится, отработается, то переходят к введению частичного самофинансирования отделений. При этом расширяются полномочия этих отделений в области планирования (составление краткосрочных и перспективных планов).
2) преобразование отделений в дочерние фирмы, переход к полному самофинансированию. Для того чтобы предприятие не стало плохо управляемым новые подразделения создаются сразу в форме дочерних фирм. Головная компания сохраняет за собой разработку стратегии развития, регулирование взаимоотношений между отделениями, решение наиболее важных вопросов.
В условиях рыночной экономики значительная часть производства падает на долю небольших и малых фирм. Эти фирмы в области управления имеют ряд преимуществ перед крупными фирмами, но сталкиваются с определенными дополнительными трудностями. Менеджер малой фирмы не должен обрабатывать такие большие объемы информации как на крупной фирме. Гораздо проще наладить обмен информацией, поскольку самих управленцев на малой фирме мало. Отсюда вытекают такие преимущества как:
1)повышение качества самой информации, она меньше искажается, задерживается в процессе передачи;
2) у малой фирмы гораздо простая система отчетности и намного проще принимаются управленческие решения.
3) простота организации управления, практически все взаимоотношения между управленцами складываются автоматически исходя их оперативной обстановки. Не надо заниматься долго такими вопросами, как разделение и делегирование (передача прав и обязанностей) полномочий.
4) организационная структура чаще всего складывается самопроизвольно, причем орг. структура поучается довольно простой и достаточно гибкой.
5) упрощение функции мотивации, на малой фирме практически каждый сотрудник ощущает результаты хозяйственной деятельности непосредственно на себе, поэтому для заинтересованности в полной самоотдаче, проявлении инициативы, поиски новшеств, усовершенствований менеджерам не требуется разрабатывать и внедрять какие-то сверхсложные мотивационные системы и механизмы.
6) взаимозаменяемость работников, причем очень часто менеджеру не надо специально заниматься вопросами замены, когда какого-то работника нет, другие автоматически берут на себя его функции без всяких указаний на то менеджеров.
7) упрощенная система контроля.
На малой фирме все сотруднику друг у друга на виду, и поэтому сам собой складывается самоконтроль. В малой фирме существуют также некоторые трудности:
1) малая фирма не может позволить себе содержать большое число профессиональных управленцев, поэтому менеджеру приходиться быть компетентным во многих вопросах. Если эта фирма в единоличном владении или если это партнерство, то нередко главный управляющий - предприниматель, он же главный бухгалтер, снабженец, все в одном лице. Успех или неудача в малой фирме в значительной степени зависит от таланта менеджера, их интуиции. Есть гораздо выше степень риска в принятии управленческих решений, у небольшой фирмы не может быть большого запаса прочности, поэтому любые ошибки менеджера могут привести к очень серьезным последствиям, вплоть до гибели этой фирмы – высок груз ответственности менеджера за свои действия и решения.
2) внешние коммуникации. Малым предприятиям трудно наладить и поддерживать связи с представителями власти, с надежными крупными поставщиками, посредническими организациями.
3) проблема внедрения достижений науки и техники в производство, повышение квалификации персонала. Менеджерам приходится проявить немало смекалки, чтобы изыскать на это средства.
4) проблема трудовой дисциплины. Очень части работники малой фирмы связаны между собой только производственными связями, но и родственными, дружескими, что выдвигает психологические барьеры при применении различных мер воздействия на нарушителей трудовой дисциплины. Весьма сложен вопрос о поддержании определенного статуса руководителя в малой фирме. Как правило, все построено на взаимном доверии, понимании, неформальном общении, но все-таки должна быть определенная дистанция между менеджером и всеми остальными, так чтобы руководителя сотрудники уважали.
5) малая фирма гораздо в большей степени, чем крупная зависит от поддержки государства, а добиться такой поддержки малой фирме очень нелегко. Крупный бизнес может своих представителей направить в органы власти – участвовать в выборах, лоббировать правительство, малые фирмы такой возможности не имеют. Практика зарубежных стран, где малые фирмы занимают значительный удельный вес в национальных хозяйствах, большую помощь менеджерам оказывает общественность. Как правило, при возникновении каких-либо проблем, разные общественные движения пытаются защищать малые фирмы. У нас такая система еще не сложилась и требует много времени.
Политехнологические или научно-информационные предприятия, управление которыми имеет специфические особенности и проблемы которых актуальны для России, это научно-исследовательские организации, инвестиционные компании, биржи, коммерческие школы бизнеса и т.п. С началом реформ в России именно эти предприятия оказались в наиболее сложном положении, так как они полностью находились на содержании государства, а государство не смогло больше их поддерживать. Единственная возможность выжить – это коммерциализировать деятельность. Поскольку проблема весьма актуальна, ученые-управленцы России вплотную занялись этими проблемами и сделали не очень приятные выводы и сформулированы рекомендации.
В ходе исследований был определен рынок этих организаций - чем на коммерческой основе они могли сейчас в России заниматься?
Это 4 направления или 4 сегмента этих организаций.
1 сегмент направлений деятельности – обработка информации как сырья. Используя знания и опыт отдельных сотрудников, эти организации могут браться за переводы на иностранные языки, за обработку каких-то статистических данных, за упорядочивание и упрощение информации; могут консультировать различные организации и частных лиц по тем вопросам, в которых они наиболее компетентны. Опираясь на связи своих сотрудников, они могут помогать организовывать встречи, переговоры конференции и т.п.
2 сегмент рынка – производство новых знаний – то чем занимались эти предприятия в доперестроечное время - проведение научно-исследовательских работ по заказам государства или каких-то компаний; разработка коммерческих предпринимательских проектов, бизнес-планов; составление разных родов рекомендаций, методик для государственных органов и т.п.
3 сегмент - продукция и услуги, которые могут производиться на основе использования собственных материально-технических средств - компьютер, копировальная техника и т.д.
4 сегмент - сдача в аренду части своих помещений, оборудования.
Исходя из наличия этих сегментов рынка, можно определить стратегию для этих предприятий. Она заключается в максимально полном использовании, обогащении и защите своего информационного, интеллектуального и материально-технического потенциала. Для того чтобы предварить эту стратегию в жизнь. Прежде всего, руководителям нужно тщательно проинвентаризировать свой потенциал. У этих организаций в столах находится невостребованные в прошлом методики, научные разработки. Их надо вынуть и применить. Тщательно надо проинвентаризировать знания и опыт сотрудников. В прошлом сотрудники в таких организациях ездили на стажировку, где-то обучались, повышали квалификацию, при этом приобретали знания и умения. Их надо максимально использовать.
Для того чтобы обогатить свой потенциал, необходимо усиленно заниматься поиском новой информации. Источником такой новой информации могут быть, как и раньше, библиотеки, различные государственные структуры, а также частные организации, с которыми удастся установить контакты. Весьма эффективно кооперирование и обмен с другими аналогичными организациями информацией. Для того чтобы далее обогатить свой потенциал, менеджеры должны позаботиться о дальнейшем повышении квалификации работников, изыскивая для этого нетрадиционные пути, которые не требуют больших затрат. Должны стремиться к совмещению использования имеющихся у работников знаний и умений с повышением его квалификации. Для этого нужны действенные стимулы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Семенов, А. К. Основы менеджмента: учебник / А. К. Семенов, В. И. Набоков. – Москва: Дашков и Кº, 2017. – 575 с.
2. Основы менеджмента: учебник для высших учебных заведений по специальности «Менеджмент организации» / А. К. Семенов, В. И. Набоков. – Москва: Дашков и К, 2017. – 553 с.
3. Основы менеджмента: учебник по специальности «Менеджмент организации» / [А. И. Афоничкин и др.]; под редакцией А. И. Афоничкина. – Санкт– Петербург: Питер, 2017. – 522 с.
4. Основы менеджмента: учебник для высших учебных заведений по экономическим специальностям / [Н. Д. Эриашвили и др.]; под редакцией И. В. Бородушко и В. В. Лукашевича. – Москва: ЮНИТИ– ДАНА, 2017. – 270 с.
5. Лапуста, М. Г. Предпринимательство : учебник / М. Г. Лапуста. — изд. испр. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 384 с.
6. Менеджмент организации: учебник для высших учебных заведений по экономическим специальностям / А. В. Тебекин, Б. С. Касаев. – Москва: КноРус, 2017. – 407 с.
7. Менеджмент: пособие / И. В. Балдин, Г. Е. Ясников. – Минск: БГЭУ, 2017. – 305 с.
8. Менеджмент: учебник для высших учебных заведений по экономическим специальностям / [А. В. Игнатьева и др.]; под редакцией М. М. Максимцова, М. А. Комарова. – Москва: ЮНИТИ– ДАНА, 2018. – 320 с.
9. Менеджмент : учебник для прикладного бакалавриата / А. Л. Гапоненко [и др.] ; под общей редакцией А. Л. Гапоненко. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 398 с.
10. Менеджмент: учебное пособие / В. Н. Зиновьев, И. В. Зиновьева. – Москва: Дашков и К, 2017. – 477 с.
11. Петров, А. Н. Менеджмент. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 1. — М.: Юрайт. 2019. – 350 с.
12. Петров, А. Н. Менеджмент. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 2. — М.: Юрайт. 2019. – 300 с.
13. Круглова, Н. Ю. Основы менеджмента: учебное пособие / Н. Ю. Круглова. – Москва: КноРус, 2018. – 499 с.
14. Костин, В. А. Менеджмент: учебное пособие / В. А. Костин, Т. В. Костина. – Москва : Гардарики, 2017. – 334 с.
15. Егоршин, А.П. Основы менеджмента: Учебник для вузов / А.П. Егоршин. – Н.Новг.: НИМБ, 2018. – 320 c.
16. Менеджмент. Основные понятия. Функции. Методы. Виды: учебное пособие: [для студентов, магистрантов, слушателей систем переподготовки и повышения квалификации, практических работников] / А. А. Брасс. – Минск: Мисанта, 2018. – 514 с.
17. Балашов, А. П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А. П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, 2019. - 112 c.
18. Менеджмент : учебник для прикладного бакалавриата / Н. И. Астахова, Г. И. Москвитин ; под общей редакцией Н. И. Астаховой, Г. И. Москвитина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 422 с.
19. Бланк, И.А. Основы финансового менеджмента. В 2– х т.Основы финансового менеджмента / И.А. Бланк. – М.: Омега – Л, Эльга, 2017. – 1330 c
20. Кузьмина, Е. Е. Предпринимательская деятельность : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. Е. Кузьмина. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 455 с.
21. Управленческие решения: учебник по специальности "Менеджмент организации" / С. Н. Чудновская. – Москва: Эксмо, 2018. – 366 с.
22. Грибов, В. Д. Основы экономики, менеджмента и маркетинга. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2020. 224 с.
23. Менеджмент. Методы принятия управленческих решений / Дашкова, И. А., Ткаченко И. В., Захарченко Н. С. — М.: Юрайт. 2020 – 276 с.
24. Международный финансовый менеджмент / Жуков, П. Е., Лукасевич И. Я.: Учебник. — М.: КноРус. 2020 — 210 с.
25. Коргова М. А. Менеджмент. Управление организацией. — М.: Юрайт. 2019 – 198 с.
26. Ксенофонтова, Х. З. Корпоративный менеджмент. Учебник. — М.: КноРус. 2020 – 314 с.
27. Маслова, Е. Л. Теория менеджмента. Практикум. — М.: Дашков и Ко. 2019 – 158 с.
28. Анализ маркетинговой деятельностиАО Альфа-Банк. [Электронный ресурс] // - режим доступа - URL: https://m.vuzlit.ru/109545/analiz_marketingovoy_deyatelnosti_alfa_bank . Дата обращения – 11.04.21.
29. Frank Research Group объявила ТОП-10 лучших банковских программ лояльности. [Электронный ресурс] // - режим доступа - URL: https://www.frankrg.com/index.php?new_div_id=757 Дата обращения – 11.04.21.