Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что согласно одной из распространенных в научной среде точек зрения предметом прокурорского надзора в целом является соблюдение Конституции РФ, соблюдение и исполнение законов, соответствие законам правовых актов. Актуальность темы также диктуется необходимостью повышения качества законодательного процесса, на что может повлиять участие в нем прокуратуры. Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» задачами (целями) прокуратуры являются: - обеспечение верховенства закона; - обеспечение единства и укрепления законности; - защита (обеспечение защиты) прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
1. Понятие, задачи и место прокуратуры в системе правоохранительных органов
Согласно ст. 129 Конституции РФ организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.
Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1 определяются общие направления деятельности прокуратуры, которые осуществляются в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Содержание деятельности заключается в осуществлении прокурорского надзора, который состоит из двух взаимосвязанных этапов. Первоначально прокурор наблюдает, т.е. осуществляет прокурорский надзор за законностью решений должностных лиц органов власти и управления, хозяйствующих субъектов, объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства. При обнаружении нарушений на втором этапе своей деятельности принимает меры к устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности.
Основной предмет ведения прокуратуры при осуществлении надзора перечислен в абз. 2 и 3 п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре. Прокурорский надзор распространяется на органы государственного управления, а также органы управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций. Это касается исполнения ими законов, соответствия законам издаваемых ими правовых актов, а также соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Первоочередное перечисление в норме органов управления и упоминание руководителей коммерческих и некоммерческих организаций связаны с многочисленностью данных субъектов и их основным предназначением, которое состоит в реальном обеспечении прав и свобод любого человека, находящегося на территории России. Одновременно с этим приоритетным направлением деятельности прокуратуры является защита прав и свобод человека и гражданина, что предопределено положениями ст. 2 Конституции РФ о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
2. Принципы организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации
Конституционное положение, изложенное в ч. 1 ст. 129 Основного Закона, находит закрепление в п. 1 статьи 4 ФЗ «О Прокуратуре РФ». Оно излагает основные принципы организации и деятельности органов прокуратуры. Это основные исходные дефиниции о законности, единстве органов и организаций прокурорской системы, их централизации и действии на основании подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.
Принцип законности означает, что «выполнение органами прокуратуры надзорной и иных функций должно осуществляться в соответствии с требованиями закона, при неукоснительном соблюдении закрепленных законом прав и интересов личности, общества, государства. Законность в деятельности прокуратуры означает, кроме того, направленность этой деятельности на обеспечение верховенства закона и иерархичности права, соблюдение установленных Конституцией РФ и законом прав и свобод граждан, установленного порядка поддержания законности в деятельности правоохранительных органов».
Принцип единства системы российской прокуратуры означает, что все территориальные и специализированные ведомства, действующие на территории государства, составляют единую форму организации. Закон о прокуратуре России не допускает создание и деятельность на ее территории иных надзорных органов, не входящих в единую систему отечественной прокуратуры (ст. 11).
Единство системы органов прокуратуры находит свое выражение в том, что все прокуроры наделены одинаковыми по характеру полномочиями, правовыми средствами их реализации и обязаны принять предусмотренные законом меры для выявления и устранения любого нарушения закона. Каждый прокурор на соответствующей территории действует от имени всей системы прокурорских органов. Для всех прокуроров едины формы, методы и акты прокурорского реагирования на нарушения закона (проверки, протесты, представления, постановления). Решения прокурора, принятые в соответствии с законом и в пределах своей компетенции, имеют одинаковую юридическую силу и обязательны к исполнению надлежащими органами и должностными лицами. Действие принципа единства проявляется и в том, что вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему выполнение своих обязанностей, принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора, изменить или отменить его решение, кроме случаев, специально предусмотренных в законе.
3. Основные направления деятельности прокуратуры в РФ
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре целями деятельности прокуратуры являются: обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. В свою очередь, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности является важнейшей, приоритетной по смыслу ст. 2 Конституции обязанностью государства.
В действующем Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина выделен в качестве самостоятельного направления функциональной деятельности прокуратуры, что является подтверждением важного значения ее правозащитной роли на современном этапе государственно-правового развития нашей страны. Материалы научных исследований показывают, что правозащитный потенциал прокуратуры проявляется как в разноплановой деятельности по надзору за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина, так и в значительной профилактической направленности проводимых надзорных мероприятий в различных сферах жизнедеятельности государства и общества.
Правозащитная функция прокуратуры в целом проявляет себя в защите и восстановлении нарушенных прав и свобод человека и гражданина, в разрешении обращений граждан и организации, проведении приема граждан, деятельности по защите прав предпринимателей.
Надзорные функции прокуратуры составляют: надзор за исполнением законов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, предварительное следствие и дознание; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор в сфере исполнения уголовных наказаний.
4. Система, структура органов прокуратуры в РФ
Прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
Целями деятельности прокуратуры в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре являются:
- обеспечение верховенства закона;
- обеспечение единства и укрепления законности;
- обеспечение защиты и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (ч. 1 ст. 10 Закона о прокуратуре). Порядок и сроки рассмотрения таких обращений регламентированы Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ (далее - Инструкция).
Систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации, который руководит деятельностью органов прокуратуры и осуществляет контроль за работой подчиненных ему прокуроров. Генеральный прокурор РФ непосредственно руководит деятельностью прокуроров субъектов Российской Федерации, а через них и деятельностью всех нижестоящих прокуроров - районов, городских и соответствующих им прокуроров. Таким образом, система территориальных органов прокуратуры является трехзвенной. Генеральный прокурор РФ имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ. В Генеральной прокуратуре образуется коллегия в составе Генерального прокурора (председатель), его первого заместителя, заместителей и других руководящих работников органов прокуратуры Российской Федерации, назначаемых Генеральным прокурором. Коллегия - это совещательный орган, где обсуждаются важнейшие проблемы деятельности прокуратуры: отчеты о работе структурных подразделений, результаты проверок работы нижестоящих прокурорских звеньев, кадровые вопросы. В Генеральной прокуратуре РФ функционируют главные управления, управления и отделы. Каждое подразделение Прокуратуры РФ ведает определенной отраслью надзора в масштабе страны, руководит, направляет и контролирует указанную сферу деятельности нижестоящих органов прокуратуры.
5. Правовой статус кадров органов и учреждений прокуратуры РФ
Кадры прокуратуры. Субъекты Российской Федерации имеют довольно широкие полномочия в сфере совместного ведения с Российской Федерацией при решении кадровых вопросов правоохранительных органов, несмотря на то, что последние являются в значительной степени централизованными структурами. Частью 1 ст. 129 Конституции Российской Федерации и ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) установлено, что Прокуратура Российской Федерации является единой централизованной системой с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору. А.Ю. Винокуров отмечает, что таким образом законодатель закрепляет ее признаки и определяет конституционно-правовой статус. Однако формирование кадрового состава прокуратуры в части процедуры по согласованию кандидатур, претендующих на должность прокурора субъекта Федерации, назначаемых Генеральным прокурором в соответствии с вышеупомянутой статьей Конституции Российской Федерации, а также ст. 13 Закона о прокуратуре, осуществляется регионами самостоятельно. Они определяют органы государственной власти для проведения указанной процедуры.
В регионах данная процедура может быть закреплена отдельным нормативно-правовым актом, например Законом Воронежской области от 3 ноября 2015 г. N 142-ОЗ «О порядке согласования представления Генерального прокурора Российской Федерации о назначении прокурора Воронежской области», или может входить в нормативно-правовой акт, регулирующий деятельность уполномоченного органа, например, гл. 6 «Порядок избрания, назначения, согласования, освобождения от государственных и иных должностей». Такой порядок определен ст. ст. 34 - 42 Постановления Законодательного Собрания Красноярского края от 19 февраля 2009 г. N 8-2963П «Регламент Законодательного Собрания Красноярского края». Однако в нормативно-правовых актах регионов не закреплены положения, регулирующие процедуру в случае отказа в согласовании (срок оформления, возможность повторного согласования и т.д.).
Большую роль играют органы прокуратуры в преодолении разногласий и достижении юридической согласованности в системе органов публичной власти, что реализуется посредством участия прокуроров в таких конституционных процедурах, как референдум и свободные выборы; институт конституционно-правовой ответственности; правовой мониторинг и экспертиза проектов нормативных правовых актов и др.
Заключение
Итак, по итогам работы можно сделать вывод, что конституционно-правовой статус прокуратуры, являющийся основной частью правового статуса, наиболее полно отражает правовое положение прокуратуры в современной конституционной системе. Хотя ст. 129 Конституции и не подчеркивает принадлежность прокуратуры Российской Федерации к системе федеральных органов, тем не менее порядок назначения Генерального прокурора Российской Федерации, установленный частью второй ст. 129, конкретизация принципа централизации, нашедшая отражение в порядке назначения прокуроров субъектов Российской Федерации, иных прокуроров, вполне определенно указывают на конституционный статус прокуратуры в системе федеральных органов государственной власти.
Федеральная природа органов прокуратуры позволяет ей бескомпромиссно реагировать на не соответствующие Конституции Российской Федерации и законам действия и акты федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
5. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.06.2003, N 22, ст. 2063.
6. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
7. Указ Президента РФ от 18.04.1996 N 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» Собрание законодательства РФ», 22.04.1996, N 17, ст. 1958.
8. Приказ Генпрокуратуры России от 02.10.2007 N 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» // СПС «КонсультантПлюс».
9. Приказ Генпрокуратуры России от 29.08.2014 N 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» // Законность, N 12, 2014.
10. Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» // Законность, N 4, 2013.
11. Ашурбеков Т.А. Правовые и организационные основы надзорной и иной функциональной деятельности прокуратуры в сфере национальной безопасности: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009. С. 40.
12. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2015. С. 89.
13. Винокуров А.Ю. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный): В 2 т. Т. 1 / А.Ю. Винокуров. М.: Юрайт, 2017. С. 10.
14. Ергашев Е.Р. Принципы прокурорского надзорно-охранительного права и его институтов: Автореф. ... дис. д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2008. С. 23.
15. Зюбанов Ю.А. Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный). М.: Проспект, 2018. С. 32.
16. Ильина О.В. Особенности реализации надзорных функций прокуратуры в сфере противодействия коррупции // Российская юстиция. 2019. N 2. С. 62.
17. Матвеев Д.Д. Правовое и организационное обеспечение разрешения конфликта интересов в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 12.
18. Настольная книга прокурора / Под общ. ред. С.Г. Кехлерова, О.С. Капинус; науч. ред. А.Ю. Винокуров. М.: Юрайт, 2012. С. 24.
19. Прокурорская проверка. Методика и тактика проведения: учебное пособие / Е.А. Бурмистрова, И.И. Головко, Г.В. Дытченко и др.; под ред. О.Н. Коршуновой. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юстиция, 2019. С. 24.
20. Прокурорский надзор: Учебник / Под ред. А.Я. Сухарева. М.: Норма, 2011. С. 86 - 87.
21. Ульянов А.Ю. Конституционное назначение и функции прокуратуры // Российская юстиция. 2018. N 3. С. 6.