Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В связи с существующими процессами и социально-экономическими угрозами руководство субъектов РФ постоянно ведут поиск новых механизмов и инструментов улучшения конкурентоспособности территорий. Обеспечение постоянно высокого уровня региональной конкурентоспособности, как правило, отражено в качестве ключевой цели Стратегии социально-экономического развития той или иной территории – района, региона, муниципального образования.
На выполнение данной задачи и направлен комплекс мероприятий территориального маркетинга, который, как можно понять из самого термина направлен на продвижение и улучшение конкурентных позиций территории «на рынке». Как видно, обеспечивается неразрывная связь между территориальным маркетингом и стратегией социально-экономического развития региона (муниципального образования). Вышеизложенным обусловлена актуальность настоящего исследования.
Целью работы является выявление особенностей территориального маркетинга, его роли в обеспечении социально-экономического развития, а также исследование ключевых факторов продвижения на примере Республики Башкортостан.
Поставленная цель работы предполагает достижение нескольких задач:
- изучение сущности, содержания и основных подходов к понятию территориального маркетинга;
- анализ понятия конкурентоспособности региона и роли территориального маркетинга в ее обеспечении;
- рассмотрение общего уровня социально-экономического развития региона на примере Республики Башкортостан;
- выявление основных направлений и инструментов, применяемых для продвижения в регионе.
Объектом исследования является Республика Башкортостан, предметом исследования – особенности реализации комплекса территориального маркетинга в регионе.
Структура работа обусловлена поставленной целью исследования и состоит из введения, трех глав основной части, списка использованной литературы и заключения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА
1.1. Понятие и сущность территориального маркетинга
На настоящий момент для того, чтобы быть успешным и устойчиво развиваться, как коммерческим компаниям, так и целым регионам необходимо тщательно анализировать, определять и эффективно использовать собственные конкурентные преимущества. На основе реализации данных преимуществ возможно добиться значительных результатов в обеспечении комплексного социально-экономического развития, а также продвижения отдельных направлений – промышленности, сельского хозяйства, туризма, науки и культуры. Все это должно учитываться в стратегии социально-экономического развития региона. Данный документ является основой для формирования программ, проектов, различных мероприятий. Кроме того, разработанная стратегия социально-экономического развития региона должна учитывать не только необходимость развития «внутирирегиональных» компонентов экономики, социальной среды, но и обязательное продвижение сильных сторон региона за его пределами, на уровне отдельного федерального округа, государства и за рубежом. Иными словами – стратегия должна определять содержание территориального маркетинга.
Территориальный маркетинг как понятие является достаточно сложным, он предполагает несколько ключевых компонентов:
1. Маркетинг имиджа. Его основная цель — создание, развитие и распространение, обеспечение общественного признания положительного образа территории. По сравнению с другими направлениями эта стратегия является недорогой, хотя и требует определенных затрат, которые, как и эффективность стратегии в целом, зависят от уже сложившегося имиджа и действительного положения дел в регионе.
Данная стратегия довольно низкозатратная, так как она не требует радикальных изменений инфраструктуры, формирования других реальных факторов притягательности, а концентрирует усилия преимущественно на улучшении коммуникативных аспектов, информации и пропаганде уже существующих, ранее созданных преимуществ территории.
2. Маркетинг инфраструктуры является ни самой масштабной деятельностью по формированию имиджа территории и включает планомерную работу по обеспечению эффективного функционирования и развитию территории в целом. Территория реализует комплекс политических, правовых, научно-технических и других действий и акций, направленных на развитие деловой, социально-экономической, культурной жизни, соответствующей инфраструктуры.
Аргументы, позволяющие управлять долгосрочным интересом к территории со стороны ее потребителей, подразделяются на две большие группы: аргументы функционирования и аргументы развития.
К основным аргументам функционирования территории относятся:
обеспечение личной безопасности и охрана общественного порядка;
состояние и эксплуатация жилищного фонда;
состояние дорог, транспортное обслуживание;
водо-, газо-, тепло-, электроснабжение;
уборка мусора;
наличие парков, благоустройство;
наличие и развитие школ, детских дошкольных учреждений, медицинское обслуживание;
налоговые стимулы, возможности приобретения или аренды земли и компонентов инфраструктуры и т.п.
3. Марктетинг населения.
Территории, характеризующиеся различным состоянием деловой жизни, разными проблемами и потребностями в сфере занятости, выбирают разные стратегии в отношении населения, персонала. Так, территории с низким уровнем занятости и дешевой рабочей силой могут выдвигать это как аргумент для привлечения промышленников, предпринимателей сферы услуг и др. с целью создания новых рабочих мест. Если рабочих рук не хватает, а рабочих мест в избытке, то территории, стремясь заполучить новые кадры, могут подчеркивать, рекламировать положительные возможности для проживания и перспективы роста, высокую заработную плату, возможность выбора профессии и т.п. Возможен и адресный маркетинг, нацеленный на привлечение на территорию людей конкретных профессий, определенного уровня квалификации.
Как видно, все компоненты» маркетинга «завязаны» на обеспечение конкурентоспособности, в этой связи представляется целесообразным проанализировать сущность данного понятия далее. Обеспечение конкурентоспособности является неотъемлемой частью рыночной экономики. Она помогает функционировать фирме среди аналогичных организаций, способствует стимулированию спроса и адекватной оценке финансового состояния.
Единого определения «конкуренции» и «конкурентоспособности» нет. Это понятие многогранно и каждый ученый трактует его по-разному.
Так, например, шотландский экономист Адам Смит раскрывает термин конкуренция так: «Конкуренция - это та самая «невидимая рука», которая координирует деятельность всех участников рыночных отношений.»
По М. Портеру «Конкурентоспособность - свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений» [4].
Изучали конкурентоспособность и российские ученые.
Так в учебнике по маркетингу под редакцией Мишина Ю.В. предлагается следующее определение конкурентоспособности: «под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик предприятия, определяющих его успех на рынке, то есть преимущество именно этого предприятия над другими».
Г.Л. Азоев дает такое определение: «Конкурентоспособность – экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей».
С.И.Ожегов в «Толковом словаре русского языка» термин конкурентоспособность трактует как способность выдерживать конкуренцию, противостоять конкурентам.
Р.А. Фатхутдинов дает следующее определение конкурентоспособности — это способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.
Фрагмент для ознакомления
3
I. Источники
1. Информационные статистические материалы о социально-экономическом развитии - 2017. – № 9. – С. 69–79; 412 - http://www.gks.ru/bgd/free/b15_29/
2. Интернет сайт «Развитие Ставропольского края» -http://stavropol.ru/text/newsline/225039911968768.html?frompanel=1 - .ру
3. Интернет ресурс радио «Бизнес FM»
4. Интернет-сайт Министерства экономичекого развития Ставропольского края - Сценарные условия социально-экономического развития Ставропольского края на 2017 год и плановый период 2018 и 2019http://economyregion.ru/activity/ekonomika/prognoz_razvitia/stsenusl/stsenarnye-usloviya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-samarskoy-oblasti-na-2016-god-i-planovyy-per/
5. Электронный ресурс Минэкономразвития Ставропольского края http://economy.ru/activity/ekonomika/values_so/#peopl-
6. Официальный сайт рейтингового агентства - http://raexpert.ru/ratings/ «Эксперт РА»;
7. Официальный сайт информационного агентства РИА http://riarating.ru/regions_rankings/20160601/630023921.html
8. Интернет-сайт «Ассесор -http://www.assessor.ru/notebook/region/samarskaja-minimum/ № 5; – С. 11–20;
Литература
1. Монографии
9. Литвинова, В.В. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат региона: Монография / В.В. Литвинова; Финуниверситет, Каф. "Гос. и муницип. финансы". — М.: Финуниверситет, 2013 — 116 с.; 7,25 п.л.
10. Управление инвестиционной деятельностью в регионах Российской Федерации: монография / Быстров О.Ф. [и др.]. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 358 с
11. Березнев С.В., Мамзина Т.Ф. и др. Формирование и оценка инвестиционного потенциала региона: Монография / под ред. Мамзиной Т.Ф., Начевой М.К., Шевелевой О.Б. – М.: Изд. дом «Экономическая газета», 2012.
2. Статьи
12. Атаева Н. Ю. Исследование инвестиционной привлекательности муниципальных образований // Вопросы территориального развития. 2015. №3 (23). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-investitsionnoy-privlekatelnosti-munitsipalnyh-obrazovaniy (дата обращения: 05.12.2016).
13. Бакитжанов А., Филин С. Инвестиционная привлекательность региона: методические подходы и оценка // Инвестиции в России. – 2001. –Библиотека «Консультант Online»;
14. Климова Н. В., Шаповалова Г. И. Оценка инвестиционной привлекательности и инвестиционного потенциала муниципального образования // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. 2016. №116. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-investitsionnoy-privlekatelnosti-i-investitsionnogo-potentsiala-munitsipalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 05.12.2016).
15. Кныш М. И., Перекатов Б. А., Тютиков Ю. П. Стратегическое планирование инвестиционной деятельности: учеб.пособие. – СПб.: Изд. дом «Бизнес-Пресса», 2010. С. 315;