Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Среди множества разнообразных наук, завещанных нам древним миром, есть история. К концу V века до нашей эры. исторический жанр достигает наивысшего развития, однако в начале своего развития история была, прежде всего, жанром художественной прозы, сочетающим в себе два, казалось бы, столь разнородных аспекта человеческой деятельности, как наука и искусство.
Творчество Геродота занимает особое место в истории европейской науки: это первый памятник исторической мысли и одновременно первый памятник художественной литературы. Цицерон точно определил значение творческого подвига гениального греческого писателя, назвав его «отцом истории»; с тех пор это почетное звание прочно закрепилось за Геродотом1.
Древнейшие произведения греческой прозы назывались logos, что означает «слово», «рассказ». Геродот использует этот термин для обозначения частей своей работы, которые имеют тематическое единство.
«История» Геродота - важный этап не только в истории античного исторического сознания, но и в истории античной культуры в целом. Он одновременно олицетворял последнее проявление синкретизма, уходившего в прошлое в древнем сознании: мир природы и мир истории и первый результат их расщепления и разрыва в нем. Итак, это первые исторические труды в истории древней цивилизации, они не столько по названию, сколько по идее. В лице Геродота мы видим автора идеи, хотя и в ее первоначальном виде, истории как культуры, как человеческой жизни.
Целью данной курсовой работы – дать обобщенный материал по религиозно-общественным отношениям древних народов с точки зрения последних достижений в области изучения древних религий.
Задачами курсовой работы – изучить религиозных верований, обычаев, обрядов, традиций, важнейших культов и показать какой смысл вкладывали в них древние народы по «Истории» Геродота.
1.«История Геродота» как исторический источник по изучению истории Древнего Востока
1.1.«История Геродота» как литературное произведение
При оценке того, насколько можно доверять сообщениям Геродота, необходимо рассмотреть два вопроса по отдельности: во-первых, насколько Геродот хотел передать правдивую информацию, которая соответствовала действительности, и во-вторых, насколько он мог сделать.
Ответ на эти вопросы должен быть таким: Геродот всегда пытался найти истину, но он не всегда знал, как или мог найти ее.
Его желание найти истину не подлежит сомнению. Несмотря на трудности общения в то время, он совершал дальние путешествия. Он плывет в город Тир, в Финикию, чтобы получить подробную информацию о культе Геракла, и едет в северную Аравию, чтобы узнать о крылатых змеях. Он обращается с вопросами к местным жителям, осматривает памятники, измеряет, сравнивает черепа павших в битве при Пелусии и т. д. О совести Геродота свидетельствует тот факт, что он считает своим долгом сообщать все, что он слышал, и даже версии, которым он не верит и которые противоречат его мнению. Он признается, что не знает об определенных событиях, местах и людях, и что некоторые из его сообщений - не что иное, как слухи, принятые извне.
О добросовестности Геродота как наблюдателя свидетельствуют в основном такие случаи, когда он вносит в свои работы неточные свидетельства, что в наше время подтверждено географическими, историческими и этнографическими исследованиями. Геродот, например, не верил, что финикийцы, плывя вокруг Африки, видели солнце с правой стороны, и тем не менее это было именно так [9].
Ликийский обычай матриархата казался Геродоту странным, но он внимательно его соблюдал и подробно записывал: «Ликийцы называют себя по матери, а не по отцу. Если кто-нибудь спросит соседа о его происхождении, он скажет ему происхождение от по материнской линии и перечисляет матери своей матери; и если женщина-гражданин замужем за рабыней, то дети признаются благородными; если мужчина-гражданин, даже самый знатный из них, женится на иностранке или наложница, то их дети не имеют права гражданства. Многие сообщения Геродота о скифах, о свайных постройках пеонов, о колониях финикийцев подтверждаются раскопками и эпиграфическими данными; Точно так же многие его сообщения подтверждаются новыми данными в области изучения египетских и ассирийских памятников.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алебастрова, А. А. История религий за 24 часа / А.А. Алебастрова. - М.: Феникс, 2018. - 256 c.
2. Альбедиль, М. Ф. До нашей эры. Рассказы о древней истории / М.Ф. Альбедиль. - М.: Издательство Европейского Дома, 2020. - 239 c.
3. Аникин, Д. А. История религии. Конспект лекций / Д.А. Аникин. - М.: Юрайт, Высшее образование, 2020. - 192 c.
4. Васильев, Л. С. История религий Востока / Л.С. Васильев. - М.: Высшая школа, 2021. - 368 c.
5. Деопик, Д. В. Библейская археология и древнейшая история Святой Земли / Д.В. Деопик. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2018. - 400 c.
6. Доватур, А. И. Народы нашей страны в «Истории» Геродота / А.И. Доватур, Д.П. Каллистов, И.А. Шишова. - М.: Наука, 2021. - 456 c.
7. Зелинский, Ф. Ф. История античных религий / Ф.Ф. Зелинский. - Москва: Машиностроение, 2020. - 480 c.
8. История религии. В 2 томах. Том 1. - М.: Высшая школа, 2018. - 464 c.
9. История религии. В 2 томах. Том 2. - М.: Высшая школа, 2021. - 680 c.
10. Крывелев, И.А. История религий / И.А. Крывелев. - М.: Мысль; Издание 2-е, 2016. - 832 c.
11. Лурье, С.Я. Геродот / С.Я. Лурье. - Москва: Наука, 2021. - 601 c.
12. Мень, А.В. История религии. В поисках пути, истины и жизни / А.В. Мень. - М.: Слово, 2020. - 468 c.
13. Мурашова, Е.В. Геродот / Е.В. Мурашова. - М.: Белый город, 2019. - 395 c.
14. Мэн, Г.С. Древнее право. Его связь с древнейшей историей общества и его отношение к новейшим идеям / Г.С. Мэн. - М.: Книга по Требованию, 2020. - 305 c.
15. Нейхардт, А. А. Скифский рассказ Геродота в отечественной историографии / А.А. Нейхардт. - М.: Наука. Ленинградское Отделение, 2016. - 240 c.
16. Писаревский, Н. П. Гелон Геродота. Эллинский город в стране будинов / Н.П. Писаревский. - М.: Алетейя, 2021. - 360 c.
17. Тихов, А.П. Очерки по греческой литературе. Вып. 1. 1. Образованность и наука у древних греков и римлян. 2. Гомер и Геродот / А.П. Тихов. - М.: Книга по Требованию, 2020. - 218 c.
18. Хафизов, А. Р. Древнейшая история Человечества в свете новых научных открытий. В 2 книгах. Книга 1 / А.Р. Хафизов. - М.: Дом печати, 2021. - 444 c.
19. Хафизов, А. Р. Древнейшая история Человечества в свете новых научных открытий. В 2 книгах. Книга 2 / А.Р. Хафизов. - М.: Дом печати, 2019. - 604 c.
20. Scripta antiqua. Вопросы древней истории, филологии, искусства и материальной культуры. Альманах. Том 1. - М.: Собрание, 2021. - 522 c.