Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Данная тема весьма актуальна в современных условиях. Обеспечение экономической безопасности является первостепенной задачей любого государства. Для выполнения этой крайне важной задачи, любое государство создает специальные органы - спецслужбы.
В настоящее время в Российском обществе большую роль, большее значение имеют вопросы безопасности государства и общества. На первый план ставятся такие элементы механизма государства как органы и учреждения безопасности. Поэтому мы считаем, что исследование такой темы, как Федеральная служба безопасности, её положение в механизме государства и представляет особую ценность. Иными словами, успешное, эффективное решение сложных внутренних и внешних задач, стоящих перед этим государственным образованием, во многом определяет его роль в осуществлении работы всех его составных частей и структурных элементов, создания и совершенствования необходимой для этого нормативно-правовой базы, которая определяет положения разбираемого мной вопроса.
Федеральная служба безопасности является основной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивает безопасность личности, общества и государства. Руководство деятельностью органов Федеральной службой безопасности осуществляет Президент Российской Федерации. По этим положениям мы можем судить о значимости Федеральной службы безопасности РФ.
Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время управление в органах безопасности считается одним из важнейших факторов повышения эффективности различных видов служебной деятельности, достижения успехов теми или иными организационными звеньями, в том числе: органами безопасности, их подразделениями, сотрудниками подразделений, аппаратами внештатных сотрудников, внештатными сотрудниками.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере правовых основ организации управления в системе специальных органов обеспечения экономической безопасности.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие основы организации управления в системе специальных органов обеспечения экономической безопасности.
Целью написания работы является изучение деятельности ФСБ России по обеспечению экономической безопасности. В рамках поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Рассмотреть роль ФСБ в сфере экономической безопасности.
2. Изучить деятельность ФСБ.
3. Сделать сравнительный подход к оценке эффективности деятельности служб безопасности в обеспечении национальных интересов страны.
1 Роль ФСБ в сфере экономической безопасности
1.1 Правовая основа деятельности ФСБ по обеспечению экономической безопасности
Государственная политика в сфере обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации способствует реализации стратегических национальных приоритетов и эффективной защите национальных интересов. Государство, беря на себя ответственность по обеспечению национальных интересов, принимает меры по осуществлению комплексного развития правоохранительных органов и специальных служб, совершенствует структуру и деятельность федеральных органов исполнительной власти, развивает систему выявления, предупреждения и пресечения разведывательной и иной деструктивной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, наносящей ущерб национальным интересам и т.д. [1, п. 7, 47]. Учитывая вышеизложенное, следует отметить, что в системе федеральных органов исполнительной власти, участвующих в обеспечении национальной безопасности, одно из ведущих мест отводится Федеральной службе безопасности Российской Федерации (далее - ФСБ России, федеральная служба безопасности). При этом законодатель, наделяя ФСБ России соответствующими властными полномочиями, установил механизм их реализации, который отражается в соответствующих нормативных правовых актах. Так, правовую основу деятельности федеральной службы безопасности составляют такие правовые акты, как: Конституция Российской Федерации [2], Указ Президента Российской Федерации «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» [3], Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» [4], Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» [5], Закон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» [6] и др. ФСБ России в пределах своих полномочий осуществляет государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, борьбы с терроризмом, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов; обеспечивает информационную безопасность Российской Федерации и непосредственно реализует основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством Российской Федерации, а также координирует контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление [3]. По мнению автора, исследование деятельности ФСБ России по обеспечению безопасности должно начинаться с рассмотрения понятия «деятельность». Так, несмотря на значительное количество научных работ, раскрывающих понятие «деятельность», можно констатировать, что содержание данной дефиниции остается дискуссионным и по настоящее время. При этом на научную терминологию влияют не только предмет исследования, но и сфера деятельности, во взаимодействии с которой применяется рассматриваемое нами понятие. К числу специальной терминологии следует отнести понятие «деятельность ФСБ России по обеспечению безопасности». Исследуя «деятельность» как философскую категорию, Л. Е. Балашов пишет, что: «Деятельность – это такая форма отношения (взаимодействия) вещей, когда одна из «вещей» становится субъектом деятельности (организмом), а другие вещи по отношению к ней приобретают статус объекта деятельности (становятся предметами и в целом средой для организма)» [7, с. 449]. Следует согласиться с А.Л. Сергеевым в том, что именно деятельность придает динамичность правоотношениям и обусловливает их социальную эффективность, которая немыслима вне претворения в самой деятельности того, что установлено законом [8, с. 15]. Крылов Д.А. указывает, что под деятельностью понимается форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленной цели, связанной с созданием общественно-значимых ценностей и освоением общественного опыта [9, с. 12-15]. В Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» под оперативно-розыскной деятельностью понимается «…вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств». С учетом изложенного, можно сделать вывод о том, что «деятельность» представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых органами исполнительной власти и их должностными лицами по реализации своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами. Отметим, что «деятельность» является той движимой силой, посредством которой ФСБ России достигает поставленной перед ней цели с использованием таких правовых форм, как нормотворческая и правоприменительная. Федеральная служба безопасности, являясь правотворческим субъектом, обладает нормотворческой инициативой [3, п.п. 5, 6 п. 10]. При этом, принимаемые ФСБ России правовые акты должны не только не противоречить федеральным законам, правовым актам Президента Российской Федерации на основании и во исполнение которых они издаются, но и соответствовать предъявляемым требованиям. От «качества» изданных правовых актов во многом зависит в целом работа самой системы федеральных органов исполнительной власти, элементом которой ФСБ России является. Следует отметить, что изданные ФСБ России нормативные правовые акты являются результатом нормотворческой деятельности, что же касается правовых актов, не носящих нормативный характер, то они являются следствием правоприменительной деятельности и направлены на регулирование правовых отношений внутри самого органа [10, с. 37-42]. Федеральная служба безопасности также осуществляет правоприменительную деятельность, успех которой, в частности, зависит от результатов нормотворческой деятельности («качества» изданных правовых актов). В научной литературе многие ученые, исследуя правоприменительную деятельность как одну из форм реализации полномочий, полагают, что правоприменительный процесс включает в себя оперативноисполнительную и правоохранительную деятельности [11, с. 17; 12, с. 99; 13, с. 686; 14, с. 10-11]. Рассматривая указанные виды деятельности, автор, придерживаясь мнений ученых [13, с. 686; 15, с. 3], сформулировавших определение понятия «оперативно-исполнительная деятельность», также считает, что оперативно-исполнительная деятельность ФСБ России - это управленческая деятельность, направленная на реализацию уполномоченными должностными лицами предписаний с помощью индивидуальных правовых актов. Наряду с оперативно-исполнительной деятельностью особое внимание учеными уделяется исследованию правоохранительной деятельности, являющейся одним из направлений, в рамках которого затрагиваются вопросы обеспечения общественной безопасности, а также права и свободы граждан. А.В. Мелехин отмечает, что правоохранительная функция представляет собой деятельность государства по обеспечению неукоснительного выполнения своих предписаний гражданами и государственными органами [16, с. 103]. Заслуживает внимание вывод, сформулированный Е.Е. Тонковым, который указывает, что правоохранительная деятельность включает в себя охрану норм права, применение мер государственного принуждения и обеспечение исполнения наказания [15, с. 3]. Исследуя правоохранительные функции органов государственной власти, некоторые ученые относят ФСБ России к правоохранительным органам, мотивируя это тем, что данный орган власти осуществляет правоохранительную деятельность [17, с. 22, 204, 214, 215; 18, с. 34; 19, с. 20-21]. Так, А.Ю. Гулягин, отводя особое место ФСБ России в системе правоохранительных органов, относит ее к органам смешанной юрисдикции [17, с. 22]. Ученый считает, что ФСБ России осуществляет правоохранительную деятельность в сферах административной и уголовной юрисдикций. Раскрывая особенности правоохранительной деятельности, О.В. Харченко полагает, что ФСБ Российской Федерации относится к полицейским органам, так как она осуществляет некоторые виды полицейской деятельности [18, с. 34]. С.А. Шелепова, придерживаясь аналогичной позиции, пишет, что ФСБ России реализует функции, присущие правоохранительной деятельности [19, с. 20-21]. Кроме того, данный орган исполнительной власти в своей деятельности применяет меры юридической ответственности, осуществляемые в рамках определенных процедур и правовой регламентации. Между тем, озвучивая позиции ученых, относящих ФСБ России к правоохранительным органам по причине того, что она осуществляет процессуальную, оперативно-розыскную и иные виды деятельности, присущие правоохранительным органам, отметим следующее. Безусловно следует согласиться с вышеперечисленными учеными в части того, что ФСБ России выполняет определенные функции, по своей сути идентичные правоохранительным органам, а именно при осуществлении своей деятельности руководствуется «общими» нормативными правовыми актами такими, например, как Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и др. Кроме того, существуют статьи Уголовного кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относящиеся к подведомственности ФСБ России, а согласно Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» отдельные ее подразделения осуществляют оперативно-розыскную деятельность. Между тем, несмотря на определенное сходство во мнениях, анализ нормативных правовых актов, регламентирующих полномочия ФСБ России, позволяет утверждать, что рассматриваемый нами орган исполнительной власти является специальной службой и его деятельность связана с обеспечением безопасности государства [См. приложение]. Аналогичной позиции придерживаются