Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время в мире стратегии и методы постоянно меняются, и проблемы этого исследования по-прежнему актуальны.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что анализ темы становление системы российского законодательства весьма актуален и представляет научно-практический интерес.
Для характеристики степени научной проработки проблем становления системы российского законодательства следует отметить, что эта тема уже анализировалась разными авторами в различных изданиях: учебниках, монографиях, журналах и другое. Однако при изучении литературы и источников недостаточно полных и явных исследований на тему становления системы российского законодательства.
Практическое значение темы становления системы российского законодательства заключается в анализе временных и пространственных проблем.
С одной стороны, исследовательская тема приобретает интерес в научных кругах, с другой стороны, как было показано, есть недостаточное развитие и нерешенные проблемы.
Определенная значимость и недостаточная научная проработка проблемы становления системы российского законодательства определяет научную новизну.
Объектом курсовой работы были общественные отношения, возникающие в сфере совершенствования и становления современной системы российского законодательства, а также в ходе ее исторического развития.
Предметом работы является рассмотрение действующего законодательства, влияющего на формирование системы российского законодательства.
Целью данной работы является анализ становления системы российского законодательства.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть сущность системы законодательства;
- выделить структурный состав системы законодательства;
- изучить понятие системы права и ее структуру;
- проанализировать проблемы соотношения системы законодательства и системы права;
- определить систему права и систему законодательства как единую функциональную систему.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, пяти объединяющих параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Законодательство как системное явление
1.1 Сущность системы законодательства
Прежде чем рассматривать законодательную систему, необходимо, на определить такие понятия, как "законодательство", "законодательная система".
Несмотря на то, что термин "законодательство" часто используется в законодательстве и изучается многими учеными, сегодня нет четкого однозначного определения.
Так, Ю.А. Тихомиров понимает законодательство как упорядоченная совокупность законов . В.М. Левченко считает, что законодательство – это форма существования, прежде всего правовых форм, средство придания им определенности и объективности, их организации и определения в конкретных правовых актах .
Иногда термин "законодательство" относится к законам и другим нормативным актам законодательного органа.
Л.Б. Тиунова считает, что в настоящее время существует очень острая проблема практической недопустимости объединения под общим термином законодательство не только законов, но и указов и актов исполнительной власти. Это подрывает авторитет закона и заменяет его правительственными актами. Однако отказ от использования термина "законодательство" в этом широком смысле вызывает другой вопрос: какой термин следует использовать для обозначения ряда различных видов нормативных правовых актов?
Если рассматривать законодательство как систему только законов, то можно говорить о нарушении построения системы нормативных правовых актов.
По мнению С.С. Алексеева, помимо законов допускается включение в законодательство нормативных правовых актов, например, президентских указов, изданных в порядке передачи законодательных полномочий, то есть переданных ему законодательным органом, или на условиях, при которых верховное представительство этого не делает.
Иногда по законодательству, как понимает А.С. Пиголкин, осуществляется деятельность верховной государственной власти по принятию законов. Законодательство в этом смысле является важнейшей формой законодания .
По мнению С.В. Поленина, чаще всего термин законодательство используется для обозначения всего ряда нормативных правовых актов определенного уровня: федерального, регионального. Такое толкование вытекает из анализа положений Конституции Российской Федерации, многих федеральных законов и законов регионального уровня. В широком смысле этого слова термин законодательство обычно используется в отраслевой литературе.
Понимание законодательства как совокупности всех нормативных правовых актов сегодня является оптимальным. Кроме того, он традиционен в юриспруденции и соответствует практике правотворчества и правоприменения.
Широкое понимание законодательства в отличие от узкого понимания позволяет рассматривать законы в единстве, взаимосвязи и взаимодействии с подзаконными актами. Только такой подход может дать реальную картину состояния правового регулирования общественных отношений. Это особенно важно с точки зрения предмета исследования. Ведь нельзя регулировать конкретные отношения на региональном уровне только законами субъектов Российской Федерации. Нужны различные акты, которые создают механизм реализации норм законов и только вместе (законы и акты) образуют единое целое.
Необходимо различать правовую систему и законодательную систему. Законодательная система, в отличие от правовой системы как совокупности правовых норм, представляет собой совокупность источников права. Если правовая система отражает внутреннюю правовую структуру, то правовая система – это внешняя форма выражения правовой системы. Вышеупомянутая правовая система объективна. В законодательной системе значительное место занимает субъективный фактор. Основой построения правовой системы является предмет и метод правопорядка, а основой правовой системы является правовая сила нормативных правовых актов и, как следствие, их иерархии .
В последние годы Российская Федерация переживает быстрое и всестороннее развитие законодательства, направленного на реализацию принципов верховенства права и осуществление фундаментальных изменений в различных сферах общественной жизни. Возрастающая роль закона сделала его главным регулятором общественных отношений, а законодательства в собственном смысле слова – основой всей правовой системы государства. Существенные изменения происходят в структуре федерального законодательства, которое в последние десятилетия характеризовалось едиными особенностями .
1.2 Понятие системы права и ее структура
Система права – объективно существующая внутренняя структура права, определяемая экономическим и социальным строем, выражающаяся одновременно в единстве юридических норм и их разделении на отдельные отрасли, связанные между собой.
Правовая система определяется характером регулируемых общественных отношений. Правовая система, отражающая реальность, определяется экономической и социальной структурой общества, что, в свою
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Указ Президента РФ от 15.03.2000 N 511 (ред. от 28.06.2005) "О классификаторе правовых актов"
2. Устав Содружества Независимых Государств 22 января 1993 года
3. Байтин М.И., Петров Д.Е. Соотношение отрасли права и отрасли законодательства // Правоведение. 2014. № 4. С. 30
4. Гошуляк В.В. Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации. М., 2015. С. 8-9.
5. Дмитриева, Ю.А. Теория государства и права: юридическая литература под ред. А.С. Пиголкина. М., 2017.
6. Калина, В. Ф. История государства и права России : учебник для вузов / В. Ф. Калина, Г. Ю. Курскова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 367 с.
7. Карташов, В. Н. Теория правовой системы общества : учебник для бакалавриата и магистратуры / В. Н. Карташов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 283 с.
8. Калина, В. Ф. История отечественного государства и права : учебник и практикум для вузов / В. Ф. Калина, Г. Ю. Курскова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 436 с.
9. Казимирчук В.П. Концепция стабильности закона / отв. ред. В.П. Казимирчук. М., 2015. 75 с.
10. Лебедев В.А. Проблемы организации и деятельности законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. М., 2016. С. 206
11. Малиновский А.А. Злоупотребление субъективным правом: (теоретико – правовое исследование). М., 2017.
12. Марченко, М.Н. Источники права: юридическая литература. М., 2016.
13. Мухеев Р.Т. Теория государства и права. М., 2016. С. 328 – 329.
14. Марченко М.Н. Общая теория государстваиправа: Академ. курс: В 2 т. / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 2. Теория права. М., 2012. С. 237.
15. Пшеничнов М.А. К вопросу об аргументации гармонизации законодательства // Юридическая техника. Третьи Бабаевские чтения: Юридическая аргументация: теория, практика, техника. 2017. №7. Ч. 1. 2013. С. 303–305
16. Сапун В.А. Уровни преемственности в праве // Юридическая техника. Вторые Бабаевские чтения: «Преемственность в праве: доктрина, российская и зарубежная практика, техника», 2015. №5. С. 416–420
17. Субочев, В.В. Законные интересы: монография под ред. А.В. Малько, М., Норма, 2018.
18. Сырых В. М. История государства и права России. Учебник. В 2 томах. Том 2. М.: Инфра-М, Норма, 2016. 400 с.
19. Тихомиров Ю.А. Юридическая коллизия. М., 2013. С. 33
20. Хижняк В.С. Конституция Российской Федерации и проблемы взаимодействия национального и международного права // Конституция Российской Федерации и современное законодательство: проблемы реализации и тенденции развития (к 10-летию Конституции России): междунар. науч.-практ. конф. (Саратов, 1–3 окт. 2013): в 3 ч. / под ред. А.И. Демидова, В.Т. Кабышева. Саратов, 2013. Ч. 1. С. 80–82
21. Эбзеев, Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности: монография. М., 2015.
22. Юридический энциклопедический словарь. М., 1989. С. 102