Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Выражением государственных функций является государственное управление. Государственное управление является целенаправленной деятельностью со стороны государства, осуществляемой его органами и должностными лицами, направленная на упорядочивание общественных отношений в разных сферах общественной жизни.
В отношении общества государство исполняет функцию субъекта управления.
Осуществление государственного управления происходит для того, чтобы решать две взаимосвязанные цели, первая из которых заключается в обеспечении стабильности, сохранения общества, прочного закрепления достигнутого уровня общественных отношений.
Глава 1. История становления функций государства
1.1 История развития функций государства
На государственные функции оказывают влияние не только собственно государственные изменения, но и изменения условий существования самого государства, т.е. изменения, происходящие во внешних условиях, во внешней среде, в пределах которой происходит жизнь и деятельность государства.
Для того, чтобы определять подобное влияние, теория государства пользуется понятием эволюции государственных функций, которое представлено развитием и изменением функций, что вызвано содержательными и формальными характеристиками государства, а также развивающейся внешней средой.
Принимая во внимание первый процесс, необходимо уточнить, что для появления тех или иных новых функций в пределах различных этапов развития государственности не отличается строго предопределенным, причинно-следственным характером. Одновременно с этим, на основании такой более-менее причинной зависимости происходит характеристика тех функций государства, которые рассматриваются в качестве наиболее важных направлений государственной деятельности в наиболее важных сферах – социальной, политической, экономической и т.п. .
В некотором аспекте можно говорить о том, на государственные функции влияние оказывают стабильные этнокультурные пласты общественной жизни, национальные, территориальные особенности, традиции и т.п. Поэтому на основании нового типа государств, который появился в развитии конкретного государственно-организованного общества, представляется возможным сохранение и даже развитие в явной или скрытой форме некоторых старых функций.
Уже со стороны ранних городов-государств, которые выступали в качестве первоначальной государственной организации общества, сформировавшейся на излете присваивающей экономики в качестве необходимой реакции на кризисное состояние человечества, перенимаются общезначимые социальные функции, в т.ч. функцию обеспечения производящей экономики, в результате чего происходит демонстрация социальной ценности государственной общественной организации. Именно в результате такой организации человечество было спасено от вымирания в качестве биологического вида, и перешло на социальную фазу развития, эволюцию, происходит формирование цивилизации.
На основании общесоциального содержания функций, сохранявшегося на протяжении всей истории государственности, происходило придание большой социальной ценности для государства, хотя для него было характерно различных, в т.ч. и причудливых форм.
Очень важно акцентировать внимание на том, что именно на основании общесоциальных функций осуществляется характеристика в наибольшей степени деятельной стороны государства. В результате того, что такие функции не исполнялись или же исполнялись некачественно, государство ослабевало, а иногда и вовсе могло распадаться, разрушаться и даже исчезать с карты мира.
Перечень наиболее изменчивых, жестко связанных с социальным назначением и формой конкретного государства представлен классовыми функциями – направлениями государственной деятельности, посредством которых происходит наиболее полное, яркое выражение классовых интересов, воли того класса, который отличается господством в пределах данного общества. Еще Платоном было отмечено существование классовой борьбы в обществе. Им же она была привязана к различным формам, степени ожесточенности и т.п. И теоретическая мысль на протяжении многих веков является отражением классовых функций в государственности многочисленных народов .
Классовые функции представлены, в первую очередь, подавлением со стороны господствующего класса при помощи государства собственных классовых противников. При этом в ходе первоначальных этапов развития для подавления используется внешнеэкономическое принуждение: происходит присваивание результатов чужого труда, чужого имущества, классовые противники могут быть устранены от того, чтобы принимать участие в политической, духовной жизни, использование в их отношении судебного и внесудебного преследования, переселение их в регионы, имеющие тяжелые экономические условия, а иногда и физическое уничтожение классовых противников.
1.2 Эволюция и особенности функций Российского государства
Для любых государств, которые располагаются на одном этапе развития, характерно наличие одинаковых функций, хотя допускаются различные их содержания, формы и методы реализации. Кроме того, в результате эволюции происходит формирование новых функций, существующие же могут меняться и наполняться новым содержанием.
В соответствии с Л.А. Морозовой происходит рассмотрение возникновения государственных функций после того, как на определенном этапе у государства появились задачи и необходимость в достижении определенных целей .
Начало деятельности большевиков привело к формированию системы внутренних и внешних функций советского государства. Основная цель заключалась в том, чтобы обеспечить завоевания революции, заменить капитализм социализмом. Достижение поставленных целей и задач требует от государства изменения старых функций и приобретения новых.
Перечень внутренних задач:
В результате того, что происходила национализация земель, которые принадлежали фабрикам, заводам, банкам, в руки народа переходили основные средства производства, в результате чего происходило формирование предпосылок для того, чтобы появлялись и развивались новые формы хозяйствования.
В результате индустриализации появлялась возможность вывода страны из кризиса, и сделать ее передовым, развитым промышленным государством.
преимуществ коллективного труда, развития общего интереса, принимая во внимание частный интерес.
В результате осуществления культурной революции решалась задача, связанная с ликвидацией неграмотности, происходило формирование новой интеллигенции.
Внешняя задача российского государства заключалась в том, чтобы обеспечить мирные условия развития государства.
Важным видится существование функции, связанной с подавлением сопротивления со стороны свергнутых классов, значение которой в скором времени было утрачено, поскольку отмечается прекращение классового сопротивления.
Глава 2. Понятие и система функций государства
2.1 Понятие, признаки, структура функции государства
Государство является особой организацией политической власти, для которой характерно наличие специального аппарата управления обществом, с целью обеспечить его нормальную деятельность.
В историческом плане государство рассматривается в качестве социальной организации, для которой характерно наличие конечной власти над всеми людьми, которые проживают в его пределах, а также основная цель которой заключается в том, чтобы решить общие проблемы и обеспечить общее благо, сохраняя, в первую очередь, порядок.
Если рассматривать государство со структурной точки зрения, то оно представлено разветвленной сетью организаций и учреждений, которые являются олицетворением трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной.
Необходимо отметить суверенность государственной власти, т.е. она является верховной в отношении любой организации и лиц внутри страны, а также отмечается ее независимость и самостоятельность в отношении иных государств. Государство является официальным представителем всего общества, граждан.
Также отмечается направление взимаемых с населения налогов и полученных от него займов для того, чтобы содержать государственный аппарат власти.
2.2 Система (классификация) функции государства
В связи с тем, что государство выполняет множество функций, содержание которых весьма разнообразно, существует их классификация, которая имеет своей непосредственной целью создание условий для их более глубокого и разностороннего изучения и более эффективного применения.
Функции государства пытаются подразделять в зависимости от продолжительности их существования и деятельности (постоянные, присущие государству на всех этапах его развития, и временные); от их социальной значимости (выражающие преимущественно интересы правящих классов, слоев и групп или представляющие, концентрирующие в себе интересы всего общества); от сфер осуществления (политические, идеологические, социальные, экономические); от форм их реализации (правотворческие, правоохранительные, правоприменительные) и др.
Классификация функций государства проводится также на основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются. В федеративном государстве - это функция федерации в целом и субъектов федерации. В унитарном государстве - это функция, осуществляемая на территории единого, лишь в административно-территориальном плане делимого государства. В конфедерации - это координирующие функции всего сообщества (союза) государств и функции, которые реализуются на территории каждого из участников этого союза государств.
Заключение
Таким образом, обратимся к понятию самой функции. Общепризнанным является понимание под функциями внешних проявлений, свойств какого-либо объекта в определенной системе отношений. Кроме того, «функция» как понятие не является ни правовой, ни политической.
Сам термин «функция» (functio) в переводе с латинского языка означает как исполнение, осуществление, так и деятельность, работу. В энциклопедической литературе «функция» определяется как «деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление какого-либо объекта в данной системе отношений; роль; назначение»; «отправление, деятельность: 1) обязанность, круг деятельности, 2) назначение, роль» и т.д. Вопрос о функциях государства в современной юридической науке представляет наибольший интерес, поскольку непосредственно связан с теорией и практикой государственно-правовой жизни.