Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что роль земельного налога в большинстве стран мира поистине огромна. С фискальной точки зрения земля, так же как и имущество, указывает на платежеспособность ее собственника, а главное - обладает свойством дорожать.
Земля как объект обложения использовалась еще с древнейших времен в виде десятины. В ранневизантийскую эпоху до VII в. включительно появился и развивался поземельный налог, выступавший в двух формах - десятины и налога на доход. В России для определения размера прямых налогов служило "сошное" письмо, которое предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, а затем перевод полученных данных в условные единицы "сохи" и определение на этой основе налогов .
Глава 1. Общая характеристика земельного налога
1.1 Понятие и правовые основы регулирования земельного налога
Налоговым законодательством определено, что земельный налог является местным налогом, то есть устанавливается НК РФ (глава 31) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В зависимости от действия в пространстве нормы налогового права, регулирующие взимание земельного налога, относятся к местным налогово-правовым нормам, то есть устанавливаются правовыми актами муниципальных образований, и действующие на территории отдельного конкретного муниципального образования (к таким относятся нормы, регулирующие налоговые ставки, порядок и сроки уплаты земельного налога, налоговые льготы, основания и порядок их применения) .
Земельный налог в полном объеме распределяется в местный бюджет. Поступления земельного налога в консолидированные бюджеты субъектов РФ в 2020 г. составили 190,1 млрд руб. (16% всех поступлений имущественных налогов), что на 0,9% больше, чем в 2019 г .
Земельный налог является местным прямым (поимущественным) налогом. Он урегулирован гл. 31 НК РФ, которая действует с 1 января 2005 г. Ранее земельный налог уплачивался на основании Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" (в настоящее время утратил силу в соответствующей части), а в предшествующем периоде - в силу в том числе разд. IV Указа Президиума ВС СССР от 26 января 1981 г. N 3819-X "О местных налогах и сборах" (утратил силу) .
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 НК РФ. В отношении налогоплательщиков-организаций представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога (п. 2 ст. 387 НК РФ).
1.2 Основные элементы земельного налога: налогоплательщики, объекты, налоговая база
Налогоплательщиками налога признаются:
- организации;
- физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения на праве:
1) собственности;
2) постоянного (бессрочного) пользования;
3) пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено налоговым законодательством.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды.
Таким образом, если рассматривать налоговые нормы, регулирующие взимание земельного налога по кругу лиц, то такие нормы распространяют свое действие на всех налогоплательщиков (как физических, так и юридических лиц).
Верховный Суд РФ пришел к выводу, что плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРН) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок . Таким образом, именно обязывающие нормы земельного, налогового и гражданского законодательства определяют статус плательщика земельного налога через режим правообладания на земельный участок и указывают на обязательную государственную регистрацию прав на земельный участок. Покупатель платит земельный налог лишь после регистрации права на участок.
Земельный участок относится к объекту недвижимости: "...к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки." (ст. 130 ГК РФ ). Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
Таким образом, при определении круга налогоплательщиков земельного налога необходимым условием является наличие государственной регистрации права на земельный участок. И здесь наблюдается тесная взаимосвязь норм налогового и гражданского законодательства, сочетание публичных и частных интересов, прав и обязательств сторон.
Однако плательщиками земельного налога являются не только зарегистрированные в ЕГРН собственники земли, но и те, записи в ЕГРН о которых отсутствуют. Речь идет об участках, полученных в собственность (постоянное (бессрочное) пользование или наследуемое владение) до 31 января 1998 г. В настоящее время в таком случае предусмотрен упрощенный порядок.
На практике вызывает интерес установление налогоплательщика земельного налога в ситуации, когда земельный участок поступает в общую долевую собственность продавца и покупателя. Так, ВС РФ дает следующие пояснения. Если при отчуждении помещений в здании невозможен выдел земельного участка, расположенного под данными помещениями, земельный участок поступает в общую долевую собственность продавца и покупателя. Право собственности на долю в праве на земельный участок возникает у покупателя помещений в силу закона с момента государственной регистрации перехода к нему права собственности на помещения в здании. В связи с приобретением компанией доли в праве на земельный участок она обязана уплачивать земельный налог. В случае если после возникновения долевой собственности земельный налог был полностью уплачен обществом, оно вправе требовать возмещения расходов на уплату земельного налога второго собственника по правилам о неосновательном обогащении .
Глава 2. Земельный налог как механизм регулирования местного бюджета
2.1 Способы управления земельными ресурсами с целью развития местных территорий
Управление земельными ресурсами является сложным процессом, который требует учета специфики объекта и совершенной законодательной базы. Повышение эффективности управления земельными ресурсами предполагает увеличение оборота земельного рынка, использование финансово-экономического и инвестиционного потенциала земли, совершенствование механизмов управления, сочетание различных видов прав на землю. На основе исследований современного состояния земельного фонда нами были выявлены проблемы, влияющие на развитие законодательной базы и экономики муниципальных образований .
Во-первых, заявительный характер государственного кадастрового учета. Земельно-ресурсный потенциал не поставлен на государственный баланс и балансы предприятий в качестве земельного капитала. По данным Росреестра на 01.01.2016 г., разграничение земель по формам собственности и принадлежности с установлением точных границ проведено на 40% сельскохозяйственных земель, а на кадастровый учет с отражением границ и площадей земельных участков поставлено по разным данным от 15 до 20% от общего числа.
Считаем, что изменить это положение позволит введение обязательной постановки недвижимости на кадастровый учет и проведение сплошного землеустройства. Без этого невозможно принимать объективные управленческие решения и обеспечить защиту прав на землю.
Во-вторых, неудовлетворительное состояние и темпы развития инфраструктуры земельного рынка. Отсутствуют приоритетные направления земельной политики в части соотношения конкурентных и неконкурентных способов предоставления участков. Часть государственных и муниципальных земельных участков не вовлечены в экономический оборот.
2.2 Установление и взимание земельного налога на примере Краснодарского края
В рамках оценки действующего механизма управления земельными ресурсами проанализируем динамику поступлений земельного налога в бюджет муниципального образования, поскольку она является основой эффективной деятельности органов местного самоуправления
На первом этапе изучим состояние структуры земельных угодий Краснодарского края (КК) за 2016-2018 гг. (табл.3).
Общая площадь земельного фонда в границах КК, согласно данным таблицы 1, составляет 7548,5 тыс. га. Земли населенных пунктов занимают 8,5%, земли промышленности –1,9%, земли особо охраняемых природных территорий 5%, земли лесного фонда –16,0%, земли водного фонда –4,3%, земли запаса –1,9%, земли сельскохозяйственного назначения –62,4% . Нестабильная динамика состава земельных угодий на протяжении исследуемого периода свидетельствует о снижении сельскохозяйственных площадей на фоне расширения населенных пунктов, организации природоохранных зон. На втором этапе, исследуем общее количество плательщиков земельного налога в КК согласно данным статистической налоговой отчетности за 2016-2018 гг. (табл. 4).
Заключение
Анализ изученного теоретического и аналитического материала позволил определить значение налога на землю в формировании местного бюджета. Сегодня усиление роли данного налога в бюджетах субфедерального уровня является первоочередной задачей местных образований. В целях реализации обозначенной задачи разумно внести определенные коррективы в налоговое законодательство в части налоговых ставок для конкретных налогоплательщиков; легализовать использование имеющихся объектов имущества; создать эффективный институт налогового администрирования; расширить возможности субъектов по принятию решений; создать оптимальную местную налоговую политику, учитывающую специфику конкретного муниципального образования.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994.
2. Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" // "Российская газета", N 148-149, 06.08.1998.
3. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 17.02.2021) // "Парламентская газета", N 151-152, 10.08.2000.
4. "Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // "Российская газета", N 49, 11.03.2015.
5. Закон РФ от 11.10.1991 N 1738-1 (ред. от 26.06.2007) "О плате за землю" // "Ведомости СНД и ВС РФ", 31.10.1991, N 44, ст. 1424. (утратил силу)
6. Указ Президиума ВС СССР от 26.01.1981 N 3819-X "О местных налогах и сборах" // "Ведомости ВС СССР", 1981, N 5, ст. 121
7. Закон г. Москвы от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге" // "Тверская, 13", N 143, 30.11.2004.
8. Постановление Городской Думы г. Н.Новгорода от 28.10.2005 N 76 "О земельном налоге" // "Нижегородский рабочий", N 213/15873, 25.11.2005
9. Постановление Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" // СПС "КонсультантПлюс".
10. Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018) // СПС "КонсультантПлюс".
11. Определение Верховного Суда РФ от 23 ноября 2017 г. по делу N 307-ЭС17-5707, А56-33380/2016 // СПС "КонсультантПлюс".
12. Анисина К.Т. Правовое регулирование земельного налога: вопросы теории и практики // Финансовое право. 2019. N 9. С. 12 - 17.
13. Аралбаева Г.Г. Методическое обеспечение управления земельными ресурсами и контроля за их использованием и охраной. М.,2019. 497c.
14. Малыхин И.С., Анисимов И.О., Тугуз Н.С. Земельный налог как инструмент управления земельными ресурсами краснодарского края // Студенческие научные работы землеустроительного факультета: сб. ст. по материалам Междунар.студ. науч.-практ. конф. / отв. за вып. И.В. Соколова. –Краснодар: КубГАУ, 2020. С. 3-7.
15. Куев А.И., Тугуз Н.С. Проблемы оптимизаций размеров фермер-ских хозяйств//Вестник науки Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований имени Т.М. Керашева. 2017. No11(35). С.179-186.
16. Лисуненко К.Э., Соколова И.В. Нововведения 2018 года в земель-ном законодательстве. В сборнике: студенческие научные работы земле-устроительного факультета: Сборник статей по материалам Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Ответственный за вы-пуск И.В. Соколова. 2018. С. 67-71.
17. Налоговое право: Учебник для бакалавров / А.С. Бурова, Е.Г. Васильева, Е.С. Губенко и др.; под ред. И.А. Цинделиани. 2-е изд. М.: Проспект, 2016. 528 с.
18. Поляков С.А. Инвентаризация земли как один из способов воздействия пополнения бюджета в виде земельного налога // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2018. С. 80-83.
19. Подколзин О.А., Соколова И.В., Перов А.Ю., Кильдюшкин В.М., Давиденко Г.А. Инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения как элемент системы управления земельными ресурсами // Успехи современного естествознания. 2018. No 9. С. 72-77.Региональный доклад «О состоянии и использовании земель Краснодарского края в 2018 году» // Краснодар. 2018. 66 с.
20. Ульянова Е.В. Земельный налог в Российской Федерации и оценка его роли в формировании доходов местных бюджетов /Наука молодых –будущее России: сб.научных статей 2-й Междунар.научной конференции перспективных разработок молодых ученых. В 5-ти томах. Отв.редактор А.А. Горохов. 2017. С. 402−404.
21. Цинделиани И.А. Налоговые споры. Особенности рассмотрения в судах общей юрисдикции: Научно-практическое пособие / И.А. Цинделиани, А.В. Чуряев. Москва: Проспект, 2017. 419 с.
22. Щербатова Т.А., Щербатов И.В. К вопросу об управлении земельными ресурсами // «Вестник АГУ, сер. «Экономика». Выпуск № 3 (225). 2018. С. 159-163.
23. Официальный сайт Федеральной налоговой службы // URL: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения: 17.04.2021 г.)