Фрагмент для ознакомления
2
Понятие звуковой культуры речи входит лишь эффективное произношение звука, но и отчетливое произношение звуков, слов, словосочетаний, хорошая быстрота речи, ее громкость и речевой слух.
Формирование звуковой стороны речи на ранних стадиях формирования зависит, в первую очередь , от степени сформированности кинестетического и фонематического восприятия, а также от их взаимного нетворкинга в практике речи.
В данной связи будет не лишним сослаться на итоги исследования, который проведён А.И. Максаковым. Ученый обнаружил, что всевозможных дошкольников можно распределить на четыре группы.
Первая группа - нормально воспринимает все пробелы в произношении как в своей, так и в чей-то речи. Традиционно это дети, у которых дефекты произношения ограничиваются неправильным произношением одного-двух звуков (чаще звука, выражающегося в замещении).
Вторая группа - это те, кто улавливает все неправильно произнесенные звуки в чей-то и в собственной речи, но не сразу, в момент разговора, а слушая запись на магнитофоне. У них имеется проблемы произнесения одной из групп звуков по характеру отсутствия и замены звуков, реже - искажения.
В третью группу входят дети, у которых есть нарушения звукового произношения, но они четко не воспринимают все нарушенные ими звуки в собственной речи и в чужой речи как во время произношения, так и при прослушивании магнитофонной записи. Они неправильно произносят несколько звуков из разных фонематических групп.
Четвертая группа - это дети, которые не замечают пробелов ни в своей речи, ни в речи кого-то другого. У них есть дефекты произношения, чаще всего выражающиеся в искажении, при этом количество нарушенных звуков различно.
Другие исследования показали, что дети из первой и второй дифференцированных групп, относительно собственных ровесников из третьей и четвертой групп, достигают более высоких результатов обучения не лишь по разделу «воспитание здоровой культуры речи», но и по «грамотности».
Например, А. Максаков доказал, что дети, не замечающие слабых мест произношения на родном и чужом языке (когда они отсутствуют и заменены), также испытывают сложности с анализом слов, которые содержат гибридные звуки. Стерн разделил языковые проблемы на три категории. К первой относятся те, присущие всем детям этого возраста и обусловлены их степенью развития; Ко второй категории относятся нарушения в развитии языковых механизмов, а к третьей категории относятся нарушения в образовательной работе.
Относительно пробелов в речи первой категории Стерн говорит следующее:
«Каждое слово, усвоенное посредством подражания, должно восприниматься на слух, осознанность, память должна произноситься и сохраняться». Таким образом, можно выделить четыре источника речевых ошибок:
1) сенсорные ошибки, оправданные тем, что восприятие ребенка еще недостаточно разнообразно, и поэтому тонкие различия в звуке не замечаются; ассимилируется только очень расплывчатое;
2) когнитивные ошибки: слабое и неустойчивое внимание ребенка вызывает его неодинаковое отношение к разным частям слышимого в целом, особенно к частям отдельных слов;
3) двигательные ошибки: артикуляция и строение речевого органа ребенка не развиты, чтобы правильно произносить определенные звуки или сочетания звуков;
4) репродуктивные ошибки: способность ребенка запоминать не соответствует интенсивности восприятия речи, что вызывает неизбежные ошибки памяти при произнесении ранее услышанных слов.
Речевые рефлексы у ребенка приобретаются в результате одновременной работы слухового, зрительного, двигательного, кинестетического, кожного и вибрационного анализаторов. Такую уравновешенную систему внутренних процессов И.П. Павлов назвал динамическим стереотипом.
Обучение детей правильному произношению включает развитие и закрепление верных динамических речевых стереотипов, что требует существенного напряжения нервных клеток коры головного мозга. Функционирование над правильным произношением обязана осуществляться рядом с обучением звуковому анализу слова, так как готовность научиться читать и писать определяется, среди прочего, способностью ребенка понимать звуковую структуру языка. С помощью переключения внимания с семантики слова на его звуковой состав, то имеется способность слышать отдельные звуки слова и понимать, что они взаимодействуют в некой последовательности.
Звуковой анализ - это высший уровень фонематического восприятия, способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Эта способность развивается у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребенок начинает реагировать на любые звуки со второй по четвертую неделю жизни, в семь-одиннадцать месяцев он уже реагирует на слово, но только рядом с интонацией, а не на рассматриваемое значение. Это называется периодом развития доконематической речи.
В конце первого года жизни словарь становится средством общения, когда ребенок начинает реагировать на его звуковую оболочку - включенные в нее фонемы (Н.Х. Швачкин). Кроме того, фонематическое развитие происходит раньше, чем у ребенка появляются артикуляционные навыки. Н.Х. Швачкин вспоминает, что к концу второго года жизни ребенок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.
Дети в два и даже в три года заменяют акустически или артикуляционные сходные звуки [ш] на [с], [р] на [л], [ч] на [ть], [щ] на [сь], и наоборот, они не замечают своего неправильного произношения, путают слова, близкие по звуку, искажают слоговую структуру многосложных слов, с трудом воспроизводят скороговорки, что свидетельствует о незавершенности процесса формирования фонематического восприятия, продолжающегося улучшать параллельно с нормализацией произношения до его окончательного завершения. Правильное произношение не всегда является показателем сформированности фонематического восприятия.
В пять лет ребенок может, чисто произносить все звуки речи. Но задания на повтор трех сложных по звучанию слов (бак – бык; миска – мишка, мышка), слоговых рядов с согласными звуками, оппозиционными по звонкости-глухости или мягкости-твердости (па-ба-па, ша-жа-ша, ро-рё-ро), слов со сложной слоговой структурой (велосипедисты, мотоциклисты, трактористы, транспорт, фотографироваться), выполняет с многочисленными ошибками.
Это свидетельствует о том, что при внешне положительном образе формирование фонематического восприятия не соответствует возрастной норме. Эта задержка проявляется в произношении. Но только в сложных фонематических сочетаниях, которые редко встречаются в независимых инструкциях. При произнесении слов с чередующимися слуховыми и артикулирующими близкими фонемами: шоссе, раскладушка, учитель, смеющаяся девушка, балерина, фортепиано. Если у ребенка нет специальной подготовки, он в будущем не сможет правильно писать и читать.