Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Для современного русского языка характерен стремительный рост международного использования грамматических видов, очень в языке культурных людей, по причине изменившегося отношения к норме в сознании носителей языка, что, потом , связано с отказом от нее диктата историзма. Гендерная категория существительного очень интересна в этом отношении, потому что диахрония накопила широкий спектр вариантов для выражения родовых коррелятов, что, потом , явно влияет на гендерную категорию в синхронном разрезе.
Актуальность темы данной работы определяется необходимостью знания основ существительных на научном уровне в меняющихся условиях создания грамматической предприятия русского языка.
ГЛАВА 1. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
1.1 Система частей речи. Определение имени существительного
Все слова в языке объединены в лексический и грамматический классы - сегменты речи. В сегодняшней грамматике за базу взята система элементов речи, которая разработана Виноградовым В.В. (Русский язык. Обучение грамматике на речи). Слова сегменты речи имеют общее грамматическое значение, равные морфологические свойства (грамматические категории и парадигмы) и синтаксические функции.
В сегодняшней морфологии неоспоримо различимы 10 элементов речи. Необходимо обратить внимание на присвоение самостоятельной и служебной элементов речи.
В чем их отличительные черты? Независимые слова обозначают понятия: именуют предметы, знаки, процесса, количества или обозначают их (местоимение); выступают участниками предложения. Служебные слова лексически зависимы, у них нет номинативной функции, их значение обнаруживается лишь в предложении, у них нет морфологических форм, они не выступают членами предложения.
1.2 Собственные и нарицательные имена существительные
Имена собственные - это имена, являющиеся именами определённых объектов. К ним относятся: имена, фамилии, прозвища и фамилии людей (Петр, Людмила, Ваня, Заяц, Гора, Кузьмич, Чайковский, Медведев. Гейне), клички животных (Барсик, Белобровый), названия географических объектов (Волга, Киев, Украина). Байкал, Эльбрус, Болгария), астрономические названия (Марс, Сатурн), названия техники (эсминец Brave, крейсер Аврора), учреждения, компании, компании, ассоциации (завод Калибр, издательство Прогресс, агентство ИТАР-ТАСС, компания "Динамо", кинотеатр «Родина»), органы печати (газета «Труд», журнал «Огонек»), литературные и художественные произведения (роман «Разрыв», фильм «Свадьба»), эпохи и исторические события (Возрождение, Реформация), праздники (Рождество, Пасха. ) и чуть-чуть других групп наименований, в том числе которое значимо место занимают фирменные названия продукции (автомобиль Lada, туристическое радио) и кодовые названия (самолет Ил-62).
Существительные собственные выделяют вызываемые ими объекты из круга других однотипных объектов. Когда обычно говорят в единственном числе, имена собственные могут также использоваться во множественном числе. ч. обозначить группу людей или одноименных предметов: семья Звонаревых, разговор о трех Тунгусках - притоках Енисея.
Существительные собственные пишутся с очень большой буквы. Индивидуальные, мифологические и географические имена, употребляющиеся абстрактно в разговорной речи, могут быть написаны строчными буквами (Дон Кихот, Камчатка, Панама), но могут содержать заглавную букву (Плюшкин, Аполлон, Мекка, Вандея, Хиросима). Нарицательные существительные, возникающие вследствие передвижения по окрестностям , обычно пишутся строчными буквами.
1.3 Одушевленные/неодушевленные имена существительные
Разделение существительных на одушевленное и неживое, конечно, находится в зависимости от смыслового фактора. Но в грамматике отсутствует тождество понятий «одушевленное - неодушевленное» и «живое - неодушевленное». Биологически живые объекты не изредка воспринимаются грамматически неодушевленными, к примеру, дуб, береза, ель. А биологически неодушевленные объекты не изредка рассматриваются как грамматически одушевленные объекты, такие как который умер человек, труп, кукла, робот, идол и одни другие. Кроме того, одушевленная и неодушевленная грамматика свойственна только отдельным существительным, которые могут меняться в числах.
Нужно отметить, что основным фактором при расчете одушевленного или неодушевленного числа в русском языке представляет собой грамматический фактор, а именно схождение окончаний в именительном и винительном падеже множественного числа для неодушевленных существительных и именительного и родительного падежа множественного числа для одушевленных существительных. Нужно отметить, что данный метод оценки грамматики живого / неживого представляет собой на практике универсальным и не представляет трудностей для учащихся.
1.4 Конкретные и вещественные имена существительные
Определённые существительные - это наименования материальных объектов или явлений в действительном мире. Они сочетаются с количественными числами (два брата, пять книг) и изменениями чисел (братья - братья, книги - книги), за исключением существительных, которые расходуются лишь во множественном числе (ножницы, санки, ворота).
Абстрактные (отвлечённые) существительные обозначают такие термины, как свойство, уровень качества, действие, состояние и т. Д. (Гибкость, доверчивость, урожай, сонливость, белизна). Грамматически эта группа существительных различается тем, что не имеет множественного числа и не связана с количественными числами. Дабы быть более конкретным, одни существительные могут быть во множественном числе и сочетаться с количественными числами (разные лоты; разум хорош, но два более лучше) глаголы (подписка, ходьба, желание, сомнение).
Вещественные существительные - это наименования веществ, однотипных по собственному составу, поддающихся делению, измерению, но не считая (кусок сахара, литр молока). К ним относятся наименования пищевых продуктов (хлеб, соль, сметана), минералов (нефть, железо, уголь), химических элементов и их соединений (кислород, водород), аграрных цивилизаций (овес, картофель, горох), строительных материалов (плитки, железобетон), препараты (стрептоцид, анальгин) и др.
Существительные данной группы не способны сочетаться с количественными числительными и изменяться по числам. Они имеют форму лишь единственного (алюминий, вино, клубника) или лишь множественного числа (опилки, белила).Собирательные существительные обозначают комплекс однотипных живых существ или предметов как неделимое целое (студенчество, родня, листва). Они имеют форму лишь единственного числа и не сочетаются с количественными числительными.
ГЛАВА 2. ГРАММАТИЧЕСКИЕ РАЗРЯДЫ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
2.1 Категория рода, ее значение и грамматическое выражение
Очень характерным морфологическим признаком существительного представляет собой родовая категория.
«Гендерная категория не представляет собой флективной, синтагматически идентифицируемой морфологической категорией, которая выражается в способности существительного в формах единственного числа и выборочно относится к родовым формам словоформы, которая согласована (в сказуемом, согласована) с ней: письменный стол."
Все существительные, за небольшими исключениями, принадлежат к одному из трех родов: мужского, женского и среднего рода.
Среди слов в -а (-я) имеется существительные со значением человека, которые в зависимости от пола можно отнести либо к мужскому, либо к женскому роду: Данный мастер - одаренный самоучка; Эта ткачиха - одаренная женщина-самоучка. Эти слова относятся к всеобщему роду.
Морфологически род существительных определяется характером ядра и окончания.
Синтаксически род существительного определяется согласованной с ним формой прилагательного: зеленый куст, зеленая трава, зеленое растение.
Существительные мужского рода включают:
- все существительные с базой на -й и твердый согласный (на -ж и -ш могут быть также слова женского рода) с нулевым окончанием в
именительном падеже единственного числа;
- существительные с базой на мягкий согласный, а также на -ж и -ш, которые имели в родительном падеже единственного числа окончание -а (-я);
- существительные с суффиксом -ушк-, -ишк-, -ищ- и окончаниями -а, -о, -е, образованные от существительных мужского рода: наш парнишка, небольшой возишко, Из Горького выйдет большущий писателище (А. П.Чехов);
- к мужскому роду, относятся и слова подмастерье (производное от слова мастер), путь.
К существительным женского рода относятся:
- большая часть слов с окончанием -а (-я) в именительном падеже единственного числа;
имена существительные с базой на мягкий согласный и на -ж, -ш, у которых в родительном падеже единственного числа окончания -и (исключение представляет слово путь – мужского рода).
К существительным среднего рода относятся:
существительные с окончанием -о (-е) в именительном падеже единственного числа;
десять слов на -мя: имя, время, племя, знамя, бремя, семя, стремя, темя, вымя и пламя; слово дитя.
К существительным совокупного рода относятся существительные (со значением лица) на -а (-я): брюзга, задира, егоза, невежа, недотрога, скряга, растрёпа и др. Род таких существительных определяется в зависимости от определенного употребления их в речи.
2.2 Категория числа. Грамматическое выражение категории числа
Морфологическая числовая категория существительного - это флективная категория, выраженная в системе двух противоположных рядов форм - единственного и множественного числа.
Большинство имен обозначают счетные элементы и могут сочетаться с количественными числами. Такие имена имеют соотносительные формы единственного (для обозначения объекта) и множественного числа (для обозначения нескольких или более объектов): дом – дома, книга – книги, озеро – озера. В некоторых случаях, наряду с формами множественного числа, формы единственного числа могут также использоваться для выражения множественности (с добавлением нюанса коллективности): враг много жил в тот день, что означает дерзкое русское сражение (Лермонтов); В саду горничные на грядах собирали с кустов ягоды (Пушкин).
Иногда множественное число не указывает на множественность предметов, а только вводит коннотацию коллективности: вологодские кружева, веселые времена (ср. вологодское кружево, веселое время). Некоторые существительные имеют формы единственного и множественного числа, но в основном используются во множественном числе (которое в данном случае больше не противопоставляется единственному числу): поводья, лыжи, сплетня.
2.3 Категория падежа. Система падежей в современном русском языке
Типы склонений имен существительных.
“Категория падежа – это словоизменительная категория имени, выражающаяся в системе противопоставленных друг другу рядов форм и обозначающая отношение имени к другому слову (словоформе) в составе сочетания или предложения ”.
Падеж является грамматической категорией, которая показывает синтаксическую роль существительного и его связи в предложении с другими словами.
Категории дел не чужды ценности содержания. «Однако значимая особенность не содержится в самой словоформе (в отличие от большинства случаев с числом), но является результатом взаимодействия словоформы существительного со словоформой, которую она« подчиняет ». На самом деле между изолированными словоформами рука, рука, рука существенных различий нет, только разница в синтагматических возможностях. Тем не менее, во фразах, в которых били пощечины, били пощечины, били пощечины, эти различия между словоформами приобретают значимое значение ".
Изменение одного и того же слова в падежах и цифрах называется склонением.
В современном русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, инструментальный, пропозициональный. Все падежи, за исключением именительного падежа, называются косвенными. Косвенные падежи могут использоваться с предлогом или без него (кроме предложного падежа, который не используется без предлога). Предлоги служат для разъяснения значения падежей.
Именительный падеж - это первоначальная форма словесного падежа. В этой форме существительное используется для обозначения людей, предметов, явлений. В этом случае всегда есть проблемы.
Родительный падеж употребляется как после глаголов, так и после существительных. Прилагательное в родительном падеже указывает на объект в ряде случаев:
• если у переходного глагола есть отрицание: не косить траву, не говорить правду;
• если действие распространяется не на весь предмет, а на его часть (родительный падеж или родительный падеж): пить воду, есть хлеб, рубить дрова.
Этот случай также имеет значение отсутствия, лишения, удаления, боязни чего-либо: потерял родителей в раннем детстве (Чехов); Эти главы не избежали общей участи. Гоголь курил их в разное время (Короленко); смыслы стремления к достижению: желаю славы (Пушкин); Я хочу свободы, независимости (Гончаров).
2.4 Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные
К числу разносклоняемых имён существительных относятся десять существительных на –мя: бремя, время, знамя, имя, темя и т.д., которые склоняются по особому. Разносклоняемые являются и существительные путь и дитя.
К несклоняемым именам существительным относятся такие, которые не изменяются по падежам. Большую часть разносклоняемых существительных составляют иноязычные заимствования:
• имена нарицательные мужского, женского и среднего рода, оканчивающиеся на гласные –у, -и, -е, -о и ударяемое –а: жалюзи, бюро, рагу, буржуа и т.д.;
• географические наименования: Чикаго, Тбилиси, Осло;
• имена лиц: Хозе, Мэри и др.
• существительные женского рода, оканчивающиеся на твёрдый согласный (и нарицательные и собственные): мадам, Ирэн и т.д.
Несклоняемыми существительными являются некоторые фамилии на –ово, -яго, -ых, -их: Дурново, Черных, Сухих, Дубяго и др. Фамилии на –ко: (вне зависимости от ударения) относятся к числу несклоняемых: Шевченко, Франко.
2.5 Лексико-грамматические разряды имен существительных по значению
В зависимости от лексико-семантических и отчасти грамматических (морфологических) признаков имена существительные делятся на несколько лексико-грамматических разрядов:
1) нарицательные и собственные;
2) конкретные и отвлеченные;
3) собирательные;
4) вещественные;
5) единичные.
Нарицательные существительные - это наименования однотипных предметов, поступков или состояний: человека, мамы, острова, реки, книги, праздника, радости, грусти, сна, верховой езды. Семантически они противопоставляются именам собственным, которые представляют собой наименования уникальных объектов, которые отделены от нескольких подобных: индивидуальные имена, фамилии, географические, административно-территориальные имена, наименования литературных произведений, астрономические имена, наименования исторических эпох и событий, движений. известные, знаменательные даты и др .: Дмитрий, Петров, Европа, Рязань, «Война и мир», Марс, Возрождение, Вторая международная война, День Победы. Официально грамматическая характеристика имен своих заключается в том, что они имеют лишь одну-единственную форму. Возникновение множественного числа сопряжено с использованием слова в ином значении, поданному форма множественного числа в этом случае не коррелирует по значению с формой единственного числа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предметом изучения данной курсовой работы стала имени существительного в русском языке. В ходе исследования были изучены вопросы о значимости этой категории, а также отзывы различных ученых по этому предлогу. Значимое внимание было уделено изучению средств выражения категории рода в существительных в устной и письменной форме, их функциям. Учтены существительные и их систематизация.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева И. А. Русский язык. Методика и практика преподавания. - Рн/Д.: Феникс, 2002. - 320 с
2. Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы). - М.: Академия, 2010. - 448 с.
3. Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка. Коммуникативно - деятельностный подход. - М.: КноРус, 2007. - 464 с.
4. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2-х частях. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. -М.: Просвещение, 2011.- 111с.
5. Аристова Т.А. Использование фонематического принципа при обучении грамотному письму.// «Начальная школа» №1, 1999.-с.64
6. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник. - М.: Логос, 2002. - 528 с.
7. Валгина Н.С., Светлышева Н.В. Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения - 2-е изд. испр. - М.: Неолит. Большая медведица, 2002. - 416с.
8. Виноградов В. В. Русский язык (грамматическое учение о слове) / Под ред. Г. А. Золотовой. - 4-е изд. - М.: Рус. яз., 2001. - 720 с.
9. Введенская Л. А., Колесников Н.П. От собственных имен к нарицательным: Книга для учащихся ст. классов сред. шк. - 2-е изд. исправ. и доп. - М.: Просвещение, 1989 - 143с., илл.
10. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Азбука. 1 кл. в 2-х ч.- М.: Просещение, 2013.- 240 с.
11. Гугучкина Е. Е. Русский язык. 4 класс. Поурочные планы по учебнику Т. Г. Рамзаевой «Русский язык: Учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы». Волгоград: Учитель, 2006. - 280 с.
12. Канакина В. П. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 кл.: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2012
13. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе/ В.П.Канакина, В.Г. Горецкий.- 3-е изд.- М.: Просещение, 2012.- 144 с.
14. Канакина В.П. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.2/ В.П.Канакина, В.Г. Горецкий.- 3-е изд.- М.: Просещение, 2013.- 144 с.
15. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс в 2-х частях-3-е изд.- М.: Просещение, 2013.- 159 с.
16. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс в 2-х частях- М.: Просещение, 2013.
17. Львов М. Р. Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Академия, 2008. - 464 с.
18. Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр Академия, 2002.-248с.
19. Львов М. Основы обучения правописанию в начальной школе: Учеб. Пособие для слушателей ФПК., М., 1988.
20. Львов М. Р. Словарь - справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
21. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник. - М.: Академия, 2005. - 368 с.
22. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: Академия, 2000. - 472 с.
23. Методика грамматики и орфографии в начальных классах / Под ред. Н.С. Рождественского. М., "Просвещение", 1979.
24. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. М.: "Просвещение", 1987.
25. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Уч. пособие./ Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов, М.: "Просвещение", 1979.
26. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Уч. пособие для пединститутов./ М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. - М.: "Просвещение", 1987.
27. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи/ сост. Т.П. Сальникова. -М.: Творческий центр «Сфера», 2000
28. Педагогическая риторика: Учебное пособие. / Под. ред. Н.А. Ипполитовой. - М.: МПГУ кафедра риторики и культуры речи, 2001-387с.
29. Поздняков Н. С. Методика преподавания русского языка. Учебное пособие для педагогических институтов. - М.: Академия, 2002. - 304 с.
30. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. - М., Просвещение, 2011
31. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 2009.
32. Рахманова Л.И. Современный русский язык: Лексика. Фразеология. Морфология: Учеб. пособие. - М.: Изд-во МГУ, Изд-во «ЧеРо», 2003. - 480 с.
33. Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник. - М.: Логос, 2001
34. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б, Теленкова М.А. Современный русский язык. М. - Рольф, 2001. - 448 с.
35. Русский язык: Энциклопедия / Под ред. Ю.Н. Караулова. М., 2003.
36. Русский язык : метод. пособие к комплекту «Русский язык» для 3 кл. нач. шк. / В. П. Канакина, Г. А. Фомичева. - 2е изд., дораб. - М. : Просвещение, 2006
37. Русский язык: метод. пособие к комплекту «Русский язык» для 4 кл. нач. шк. / В. П. Канакина. - М.: Просвещение, 2005
38. Русский язык: Учеб. для студ. высш. Пед. учеб. заведений / Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, Л.П. Крысин и др.; Под ред. Л.Л. Касаткина. - М.: Издательский центр ,,Академия, 2001. - 768с.
39. Русский язык. Учебник. 1 класс. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.-М.: Просвещение, 2011
40. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2-х частях. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.- М.: Просвещение, 2012
41. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2-х частях. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.- М.: Просвещение, 2012
42. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2-х частях. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.- М.: Просвещение, 2013
43. Современный русский язык: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / Под общей ред. Л.А. Новикова. - СПб.: Изд-во «Лань», 2004. - 864 с.
44. Современный русский язык. В трёх частях. - Ч. 2: Словообразование. Морфология / Шанский Н.М., Тихонов А.Н. - М.: Просвещение, 2002. - 256 с.
45. Современный русский литературный яэык: Учеб для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология» / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; Под ред. П.А. Леканта. - М.; Дрофа, 2000. - 560 с.
46. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений: В 2 ч. 1980.- Ч. 2: Морфология. Синтаксис / В.В. Бабайцева, Н.А. Николина, Л.Д. Чеснокова и др. ; под ред. Е.И. Дибровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 704 с.
47. Современный русский язык: Учебник для филол.спец.ун-тов/ В.А. Белошапкова, Е.А. Брызгунова, Е.А.Земская и др.; Под ред В.А.Белошапковой.- 2-е изд., -М.: Высш. шк., 1989 - 800с.
48. Современный русский язык: Учебник / В.А. Белошапкова, Е.А. Земская, И.Г. Милославский, М.В. Панов; Под ред. В.А. Белошапковой - М.: Высш. шк., 1981 - 560с.
49. Титов В. А. Методика преподавания русского языка. Конспект лекций. - М.: Приор - Издат, 2008. - 174 с.
50. Узорова О. В. Полная энциклопедия для начальной школы. Русский язык. Математика. 1-4 классы. - М.: АСТ, 2009. - 160 с.
51. Узорова О. В. Преподавание русского языка во втором классе. - М.: Академия, 2004. - 144 с.
52. Шанский Н.М., Тихонов А. Н.. Современный русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов. В 3 ч. Ч. 2. Словообразование. Морфология / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение,1987. - 256 с.