Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования вытекает из существующего запроса на инновационные подходы в образовании со стороны государства, общества и работодателей, требований своевременной адаптации образовательной системы к новым условиям . Не менее остро стоит проблема уровня подготовки абитуриентов в школе и связи школьного и университетского образования.
Ретроспективный анализ эволюции педагогической теории и практики, ее применения в системе инженерно-технического образования может способствовать их адекватному решению .
История различных педагогических инициатив, успешно реализованных в пореформенной России, а также исследование представлений о целях образования и его ценностях, доминировавших среди интеллектуальной элиты страны и специалистов, достаточно часто попадают в фокус внимания исследователей.
Конец XIX — начало XX в. отмечены крупнейшими событиями в социально- экономическом развитии России. Реформы 1860-х гг. были обусловлены прежде всего поисками выхода из кризиса, связанного с поражением в Крымской войне и стагнацией общества в конце правления Николая I. В реформируемой России развитие науки долго определялось не столько деятельностью «шестидесятников», вышедших на сцену в период реформ, сколько предыдущим поколением, вошедшим в науку еще при Николае I. В пореформенной России сложились взгляды и интересы того поколения российских ученых, с которым связывают начало «золотого века» российской науки, закончившегося репрессиями 1930-х гг.
В николаевское время были заложены основы структуры Императорской Академии наук, которая встретила Первую мировую войну.
От периода реформ 1860-х гг. до начала XX в. Россия характеризовалась устойчивым ростом науки. Множились научные общества, возникали новые журналы.
Постоянное увеличение числа научных изданий и научных публикаций считается одним из параметров, отражающих положительную динамику науки.
В России этот рост шел экспоненциально, причем провинциальные центры (вне Петербурга и Москвы) вносили значительный вклад в развитие русской науки. В то же время среди студентов столичных вузов, где воспитывался основной контингент будущих ученых, всё сильнее сказывались революционные настроения, создавались подпольные кружки, вспыхивали несанкционированные митинги, забастовки и волнения, вынашивались планы свержения правительства.
Убийство Александра II прервало нормальный ход реформ, что резко увеличило число недовольных среди интеллигенции и привело к формированию оппозиционных настроений среди значительной части уже научного сообщества и профессуры.
Политическая реакция при Александре III повлекла отмену в 1884 г. университетской автономии (введенной в 1863 г.), но по существу мало сказалась на положении науки. Более того, национальная риторика в эту эпоху использовалась учеными в политических сражениях вокруг Академии наук, что привело к избранию в ее члены преимущественно русских ученых.
Начиналось противостояние науки и власти. Государственная машина вольно или невольно подавляла активность людей, уповавших на государство. Но российские ученые в те десятилетия всё сильнее ощущали себя не только государственными служащими, но и членами международного научного сообщества.
Они входили в самые престижные зарубежные общества и академии, их труды печатались в ведущих журналах и получали широкое признание. Российская наука была неотъемлемой частью европейской, и ее развитие шло в унисон с основными направлениями научных исследований во всем мире.
Постоянно шел обмен людьми и идеями между Россией и ведущими научными державами мира. Русские ученые проводили по несколько лет в университетах и лабораториях Великобритании, Германии, Франции, Италии, и многое из форм организации научной деятельности, сложившихся на Западе, включая взаимоотношения между учеными и властями, они стремились перенести на отечественную почву. Прежде всего это касалось германской модели организации науки. Как и в Германии, основной институциональной базой для развития науки становилась система государственных (императорских) университетов и специализированных вузов.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса зарождения коммерческого образования в России.
Задачи:
- описать факторы формирования коммерческого образования в России;
- рассмотреть вклад Н. А. Найденова, А. В. Летникова в развитие коммерческого образования в России;
- проанализировать особенности коммерческих училищ начала XX века;
- изучить инновационное образование глазами научно-технической элиты начала XX в.: Петербургское восьмиклассное коммерческое училище в Лесном;
- рассмотреть коммерческое образование в высшей школе: ситуацию перед войной.
Глава 1 Появление коммерческого образования в России
1.1 Зарождение коммерческого образования в России
Коммерческое образование, предшественник современного бизнес образования, родилось в России в конце XVIII столетия, когда стараниями известного русского просветителя И.И.Бецкого и представителя знаменитой династии промышленников П. А. Демидова в 1772 г. в Москве было открыто первое Коммерческое училище.
Программа первого Коммерческого училища выгодно отличалась от программ родственных учебных заведений на Западе. Собственно говоря, их даже трудно сравнивать, т.к. существовавшие в то время в Европе коммерческие школы, по сути, были курсами по подготовке бухгалтеров или счетоводов, другого низшего персонала для фирм и торговых домов. Обучение в них было кратким – не более 2-3 лет .
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Аксенов А. И. Генеалогия московского купечества ХVIII в. Из истории формирования русской буржуазии. – М. : Наука, 1988. – 188 с.
2) Асратян Э. А. Иван Петрович Павлов. М.: Наука, 1981.
3) Баева О.Н. Взаимодействие между системой профессионального образования и рынком труда малых и средних предприятий на региональном уровне / О.Н. Баева // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2010. — № 4. — С. 266–271. — URL: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=11957
4) Бастракова М. С. Становление советской системы организации науки (1917–1922). М.: Наука, 1973
5) Бессолицын А., С. Витте и создание системы коммерческого образования в России // Вопросы экономики. — 2018. — N 7. — С. 140-147.
6) Бессолицын А. А., Общественные организации России: интеллектуальный вклад в экономическую модернизацию (вторая половина XIX - начало XX в.) : монография. — Москва : РУСАЙНС, 2020. — 223 с
7) Бобров Р. В., «Криворучки и недоучки» - беда всенародная // Лесное хозяйство. — 2018. — N 4. — С. 19-20.
8) Брэдли Дж. Общественные организации и развитие гражданского общества в дореволюционной России // Общественные науки и современность. 1994. № 5. С. 79-85
9) Бурышкин П. А. Москва купеческая. – М. : Высшая школа, 1991.
10) Бутягин А. С., Салтанов Ю. А. Университетское образование в СССР. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1957
11) Вахромеева О. Б., Женское коммерческое образование в Санкт-Петербурге в конце XIX - начале XX вв. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2, История. — 2018. — Вып. 2. — С. 148-154.
12) Веременко В.А. Выращивание революционера: концепция «свободного воспитания» в элитных школах России конца XIX - начала XX века // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. № 1(22). С. 165-171
13) Вернадский В. И. Начало и вечность жизни. М.: Советская Россия, 1989. С. 282
14) Витте С.Ю. Об учреждении Политехнического института в С.-Петербурге [Электронный ресурс]: [представление] от 23 ноября 1900 г. № 31403. URL: http://elib.spbstu.ru/dl/2/ed-12_100012_0000440648br.pdf (дата обращения: 17.04.2021)
15) Гурина И. А., Идея развития познавательной самостоятельности в российском дореволюционном образовании // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2018. — N 3. — С. 47-55.
16) Елина О. Ю. Сельскохозяйственные опытные станции в начале 1920-х гг.: Советский вариант реформы // На переломе: Советская биология в 20-х — 30-х годах. Вып. 1. СПб.: СПбФ ИИЕТ РАН, 1997. С. 27–85
17) Жидкова Е. А., К проблеме престижа внебюджетного и коммерческого высшего образования в России // Философия образования. — 2018. — N 3 (20). — С. 258-261
18) Жолобова Г. А., Правовое регулирование в сфере коммерческого образования в пореформенной России на рубеже ХIХ - ХХ веков // История государства и права. — 2018. — N 2. — С. 11-14.
19) Журавлева Л.С. Тенишевы и русская школа // Советская педагогика. 1991. № 12. С. 106-111.
20) Ильюхов А.А., Костриков С.П. Государственный университет управления. 1919–2009. М., 2009.
21) Калинина Н. Н., Коммерческое образование в России: традиции и современность // Экономика в школе. — 2018. — № 2. — С. 66-73 :
22) Калинина Н. Н., Эффективная национальная система финансового просвещения: продолжение традиций коммерческого образования в России // Экономика в школе. — 2018. — N 1. — С. 4-7.
23) Князев В. Г., Век во благо России // Финансы. — 2018. — N 2. — С. 23-25.
24) Костриков С.П. История управленческого образования в России. Часть первая. XVIII- начало ХХ в./ Учебное пособие. М., 2018.
25) Костриков С. П., Положение о коммерческих учебных заведениях 1896 г. // Власть. — 2018. — N 7. — С. 52-55.
26) Мандрик М.В. Коммерческое училище в Лесном: обзор нового фонда в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН // Миллеровские чтения: К 285-летию Архива Российской Академии наук. СПб., 2013. С. 351-357.
27) Морей Э. А., Глобализация и появление коммерческого высшего образования // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2019. — N 12. — С. 32-33.
28) Разманова Н., Коммерческие училища России : опыт финансирования, который не устарел // Обозреватель-Observer. — 2018. — N 11/12. — С. 93-99.
29) Санкт-Петербургский государственный технический университет. СПб.: СПбГТУ, 1998
30) Свешникова Е. Е., Развитие коммерческого образования в провинциальной России на рубеже XIX-XX веков (на примере г. Орла) // Федерализм. — 2018. — N 2. — С. 204-211
31) Ульянова С.Б. Истоки формирования политехнического стиля образования // Труды Санкт-Петербургского государственного технического университета. 2011. № 513. С. 23-34