Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что имеются негативные изменения в состоянии в состоянии здоровья школьников, оптимизацией учебной, психической и физической нагрузкой за счет повышения удельного веса и качества занятий физической культуры.
В современной педагогической и спортивной методической литературе представлены разнообразные методы и средства контроля за воздействием физических нагрузок на школьников разных половозрастных групп. В то же время в научной литературе мало представлены приемы и методы для регулирования физических нагрузок, которые в общей сложности могли бы обеспечить существенное влияние на повышение у уровня физической подготовленности.
1. Теоретические аспекты способов регулирования нагрузки на уроках физической культуры
1.1 Виды физических нагрузок их интенсивность
Физическая нагрузка - это степень воздействия на человека, которая связана с повышенным, по сравнению с состоянием покоя, уровнем функционирования организма.
Различают внутреннюю и внешнюю нагрузку. Внутренний стресс характеризуется морфофункциональными изменениями в организме под влиянием стресса. Внешнее определяется количественной характеристикой выполняемой работы (интенсивность и объем). Нагрузка может быть стандартной или переменной. Первый в любое время одинаков по своим внешним параметрам, второй меняется в ходе выполнения упражнения. Общая нагрузка нескольких физических упражнений (или упражнений в целом) может быть определена интегральными свойствами их объема и интенсивности в отдельных упражнениях (или видах деятельности). Между измерениями объема и интенсивности нагрузки существует обратно пропорциональная зависимость .
Нагрузка может иметь непрерывный и прерывистый (прерывистый) характер. В первом случае во время выполнения упражнения не бывает периодов отдыха, во втором - периодов отдыха между повторениями упражнения, которые обеспечивают восстановление уровня работоспособности человека. В зависимости от фазы восстановления работоспособности выполняется следующее упражнение.
Все виды физических нагрузок разделены:
1. В зависимости от величины нагрузки - большая (предельная), значительная (почти предельная), средняя, малая;
2. В соответствии с их характером - на тренировках и соревнованиях, специфических и неспецифических;
3. В характере тренировок и соревнований, в характере специфических, неспецифических тренировок и соревнований; в направлении индивидуальных двигательных умений (скорость, сила, координация, выносливость, гибкость) или их компонентов, улучшающих координацию движений, компонентов умственной подготовки или тактических умений и т.д.;
4. В координационной сложности: выполняется в стереотипных условиях, не требующих значительной мобилизации дополнительных координационных навыков и связанных с движениями с высокой координационной сложностью;
5. Психическим напряжением - в более напряженном и менее напряженном состоянии, в зависимости от требований, предъявляемых к умственным способностям спортсменов .
Одной из основных проблем физической подготовки является выбор соответствующей оптимальной нагрузки. Они могут быть определены следующими факторами:
1. Реабилитация после всех видов заболеваний, в том числе и хронических;
2. Восстановительные и релаксационные мероприятия для снятия психического и физического стресса после работы;
3. Поддержание существующих уровней фитнеса;
4. Улучшение физической формы. Развитие функциональных возможностей организма.
Объём и интенсивность – важнейшими параметрами физической нагрузки являются ее интенсивность, продолжительность и частота, которые в совокупности определяют объем тренировочной нагрузки. Каждый из этих параметров играет самостоятельную роль в определении эффективности тренировки, но их взаимосвязь и взаимное влияние одинаково важны.
Влияние нагрузки определяется ее объемом и интенсивностью. Объем нагрузки - это продолжительность воздействия нагрузки на организм человека. Интенсивность - это сила воздействия нагрузки, характеризующаяся напряжением функций, единичным усилием и т.д.
Наиболее важным фактором, влияющим на эффективность тренировки, является интенсивность нагрузки. Если учитывать этот параметр и начальный уровень функциональной готовности, то влияние длительности и частоты тренировок может не играть значительной роли в некоторых пограничных районах. Кроме того, важность индивидуальных параметров тренировки в значительной степени зависит от выбора параметров, по которым оценивается эффективность тренировки .
1.2 Отдых как компонент спортивной тренировки
Отдых может быть активным, пассивным или комбинацией:
1. Пассивный отдых - это относительный отдых, отсутствие активной двигательной активности.
2. Активный отдых - это выполнение в перерывах между одними и теми же или другими упражнениями пониженной интенсивности. Активный отдых при определенных условиях дает лучший восстановительный эффект, чем пассивный.
3. Комбинированный отдых - это сочетание в перерыве активного и пассивного отдыха его организации .
Интервалы между занятиями зависят от уровня тренировочной нагрузки. Они предназначены для обеспечения полного восстановления производительности до исходного уровня или до фазы суперкомпенсации (перекомпенсации). Тренировки в фазе неполного восстановления не допускаются для спортсменов-любителей, поскольку адаптивные возможности человека ограничены. Чем больше тренировочная нагрузка, тем дольше должны быть периоды отдыха. Для тренировки 3_нагрузки при средних нагрузках (30-60 мин) интервал отдыха 48 часов обеспечивает полное восстановление функций. При низких нагрузках (15_30 мин) восстановление завершается в течение нескольких часов, так что тренировки можно проводить 5-6 раз в неделю. Однако ежедневный запуск с малыми интервалами нагрузки, например, менее эффективен, так как вызывает значительно меньше функциональных сдвигов в организме.
Возможны три типа интервалов: ординарный, жесткий и экстремальный. Эффект, полученный с тем или иным интервалом, не является постоянным. Он изменяется в зависимости от общей нагрузки, заданной определенным методом. С другой стороны, в зависимости от характеристик установленных интервалов отдыха, влияние как одиночной нагрузки, так и всего упражнения в целом значительно варьируется.
Как известно, отдых также является частью тренировочного процесса. Но отдых может считаться по-настоящему органичной частью обучения только в том случае, если он организован в соответствии с его законами. Слишком короткий или, наоборот, слишком длинный отдых нарушает структуру тренировочного занятия и в таких случаях превращается из его неотъемлемой части в фактор переподготовки или отстранения от занятий (detraining factor). В связи с этим возникает проблема оптимального, регламентированного восстановления в спортивной тренировке.
1.3 Физическая нагрузка на уроке физической культуры, методы ее дозирования и определения
Для урока физической культуры характерным является строгая регламентация деятельности занимающихся и дозирование нагрузки. Этим частично достигается оздоровительная направленность урока. Малые нагрузки не дают необходимого эффекта, слишком высокие могут принести вред здоровью детей. Четкая регламентация необходима и для выполнения образовательной функции занятия. Усвоение каждого упражнения требует определенного количества повторений. Наконец, воспитание физических качеств невозможно без предъявления высоких требований к организму, что достигается правильной дозировкой нагрузки.
1. Физическая нагрузка – это определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся.
2. Дозирование нагрузки – изменение ее объема и интенсивности.
3. Объем нагрузки определяется количеством выполненных упражнений, весом отягощений, длиной преодоленной дистанции и др.
4. Интенсивность нагрузки характеризуется временем, затраченным на выполнение конкретного объема работы.
Названные характеристики – это внешнее проявление нагрузки. Они используются при подготовке учителя к уроку. Действием нагрузки является реакция организма на выполненную работу. Интегральным показателем реакции величина частоты сердечных сокращений (ЧСС). Верхняя граница ЧСС после интенсивной нагрузки для учащихся основной медицинской группы – 170-180 уд/мин (возможны случаи для хорошо подготовленных учащихся – и до 200 уд/мин.) .
Работой средней интенсивности следует считать такую, которая вызывает ЧСС 140-160уд/мин, и низкой –110-130 уд/мин. В каждое занятие рекомендуется включать 2-3 коротких «пика» нагрузки продолжительностью до 2 мин при ЧСС 90-100% от максимальной.
В процессе урока, особенно тренировочного, для решения задач воспитания выносливости, быстроты, силы учитель должен контролировать частоту пульса учащихся. Он должен быть внимателен и к появлению первых внешних признаков утомления. Регламентировать нагрузку необходимо индивидуально в зависимости от реакции организма занимающегося.
2. Экспериментальное исследование способов регулирования нагрузки на уроках физической культуры
2.1 Методика регулирования физической нагрузки учащихся
Одним из важных условий, при наблюдении за состоянием и динамикой показателей двигательной подготовленности учащихся, достигаемой ими в ходе учебного года, является постоянное, систематическое наблюдение (педагогическая диагностика и мониторинг). В этих целях программой по физическому воспитанию предусмотрены специальные тесты. Они более объективно отражают степень развития у учащихся основных физических качеств и функциональных возможностей в сочетании с состоянием их физического развития (Приложение 1) .
В своей практике я применяю индивидуально – дифференцированный подход по нескольким направлениям: состояние здоровья (группа здоровья, диагноз); возраст; уровень двигательного развития; половой признак.
При нормировании нагрузок учитываю пять компонентов: продолжительность упражнения; интенсивность; продолжительность интервалов отдыха между упражнениями; характер отдыха; число повторений упражнений.
Учащиеся, отнесенные к основной медицинской группе, имеют хорошее и среднее физическое развитие и в основном обладающие высоким уровнем развития двигательных качеств. Хотя у одних лучше развита выносливость, у других – сила, у третьих – скоростно-силовые качества. На это нужно обращать внимание во время проведения урока, и той группе учащихся, у которой наиболее развиты силовые качества, можно давать упражнения с отягощением и увеличивать число их повторений; той группе учащихся, у которой слабо развита общая выносливость, следует давать домашнее задание по длительному бегу и т. д.
Среди учащихся основной группы есть мальчике и девочки, которые физической подготовкой занимаются не регулярно, хотя они и не имеют отклонения в состоянии своего здоровья. Таким ученикам дают определенные домашние задания, стараюсь приучать их к самостоятельным занятиям. Иногда, к этим детям, можно снижать требования на уроках. Когда такие учащиеся выполняют упражнения, которые требуют проявления смелости, то нужно условия их выполнения облегчить. Например, снизить высоту снаряда (козёл, бревно), поддержать ученика, при лазании по канату долезать до середины.
2.2 Апробация методики регулирования физической нагрузки учащихся
Индивидуальный подход к ученикам - один из важнейших принципов современного урока физической культуры и здоровья. Его суть состоит в том, чтобы изучить особенности каждого ученика и найти подходящие методы обучения и воспитания.
Дети одного возраста различаются по весу, росту, двигательным и функциональным навыкам. Кроме того, существует явное несоответствие между календарным и биологическим возрастом в среднем школьном возрасте.
По результатам тестирования в начале учебного года (сентябрь) учащихся 6-х классов были получены следующие результаты: 10% учеников имеют низкий уровень подготовки, 12% ниже среднего, 35% в среднем, 29 % выше среднего, 14% учеников имеют высокий уровень.
По результатам теста определяю, какие качества лучше у школьников, а какие опаздывают. Результаты должны быть сообщены ученикам сразу или после всех тестов и занесены в рабочую тетрадь. После теста я делю класс на группы (отделы), чтобы вести отдельный учет по мере того, как все менее подготовленные ученикы (Приложение 3).
Планируя занятие, важно помнить о соблюдении принципов постепенности и последовательности нагрузок. Под воздействием физических упражнений в первую очередь увеличиваются возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Сердце начинает работать с большей силой. Один из наиболее доступных методов контроля объема нагрузки - это мониторинг частоты сердечных сокращений (ЧСС).
На занятиях в оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд./мин. Следовательно, наибольший общеукрепляющий оздоровительный эффект на занятиях с учащимися подросткового и юношеского возраста достигается упражнениями аэробной направленности (кислород является единственным и достаточным источником энергии) средней и большой интенсивности (с помощью подвижных игр, эстафет, спортивных игр, бега, ходьбы на лыжах и др.). Диапазон нагрузок средней интенсивности составляет 130–160 уд./мин и большой интенсивности — 161–175 уд./мин. Строгое регулирование физических нагрузок и их чередование с отдыхом обеспечивают нужное воздействие физических упражнений на функциональную активность органов и структур организма детей школьного возраста.
Заключение
Таким образом, можно сформулировать следующие выводы.
Физическое развитие человека создает условия для полноценной умственной работы. Физически здоровый человек лучше проявляет себя в продуктивной работе, справляется с тяжелыми нагрузками, меньше устает. Помимо осуществления физического развития, физическое воспитание должно пробуждать в человеке потребность и интерес к физической активности и спорту, способствовать более глубокому пониманию психофизиологических основ физического развития и укрепления здоровья, а также духовного, нравственного и эстетического развития. В этом смысле физическое воспитание функционирует как многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности, направленной на усиление потребности в занятиях физической культурой и спортом, понимание их психофизиологических основ, развитие физической силы и здоровья, а также развитие гигиенических навыков, привычек и здорового образа жизни.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Беспалова, Т.А. Принципы занятий физическими упражнениями: учеб.-метод. пособие для учеников Института физической культуры и спорта./ Т.А. Беспалова. – Саратов, 2019. – 61 с.
2. Бондарева, Л. Программа тренировок по Шейко Б. И. Развитие силы и набор массы / Л. Бондарева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nicksergeyev.com/trenirovki/trenirovochnye-programmy-i-kompleksy-uprazhnenij/pauerlifting/programma-trenirovok-po-sheyko-razvitie-sily-i-massy
3. Бурухин, С. Ф. Методика обучения физической культуре. Гимнастика. / С.Ф. Бурхин. – М.: Юрайт, 2019. – 174 с.
4. Гаврилова, Н.Б. Технология продукта для спортивного питания / Н.Б. Гаврилова, Е.И. Петрова // Молочная промышленность. – 2015. – № 9. – С. 82–83.
5. Государственное бюджетное учреждение Костромской области «Спортивная школа олимпийского резерва имени Олимпийского чемпиона Александра Вячеславовича Голубева» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://shkola-golubeva.ru/
6. Дудкова, А.В. Физическое воспитание в средней общеобразовательной школе / А. В. Дудкова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы IX Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 16 апр. 2017 г.) / О. Н. Широков. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — С. 290–293.
7. Кожуркин, А.Н. Теория и методика подтягиваний (части 1–3). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sport. wikireading.ru/6989
8. Копылов, Ю. А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях] / Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская. – М.: Арсенал образования, 2018. – 393 c.
9. Кочетов, С.В. Физическая культура в жизни ученика / С.В. Кочетов, Д.Н. Прянишникова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 4–1. – С. 83–85.
10. Ловягина, А.Е. Психология физической культуры и спорта: учебник и практикум для академического бакалавриата / А.Е. Ловягина, Н.Л. Ильина, Д.Н. Волков; под ред. А.Е. Ловягиной. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 531 с.
11. Министерство здравоохранения Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rosminzdrav.ru/
12. Мирахмедов, Ф. Т. Организационно–методические особенности подготовки спортсменов в спортивных школах / Ф.Т. Мирахмедов // Молодой ученый. – 2017. – №12. – С. 581–583.
13. Подготовка педагога дополнительного образования в области физической культуры: психологическое сопровождение в детско-юношеском спорте: учебник для среднего профессионального образования / А.В. Родионов [и др.]; под общ. ред. А.В. Родионова. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 251 с.
14. Потякина, И.А. Эстетическое воспитание средствами тренировок и спорта / И.А. Потякина // Научное сообщество спортсменов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24(35). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sibac.info/archive/meghdis/24(35).pdf
15. Саяпина, С.Г. Актуальные проблемы исследований в области физической культуры и спорта / С.Г. Саяпина // РЭУ имени Г.В. Плеханова Кемеровский институт (филиал). Форум молодых ученных. – 2017. — С. 162-167
16. Смурыгина, Л. В., Моисеева М. И. Содержание многолетней подготовки толкателей ядра массовых разрядов / Л.В. Смурыгина // Молодой ученый. – 2017. – №25. – С. 215–217.
17. Физические упражнения и режимы индивидуальных нагрузок для самостоятельных занятий по развитию выносливости. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// vuzlit.ru/772440/fizicheskie_uprazhneniya_rezhimy_ individualnyh_nagruzok_samostoyatelnyh_zanyatiy_razvitiyu_ vynoslivosti#431
18. Фирсин, С.А. Физическая культура и спорт в системе ценностей спортсменов /С.А. Фирсин// Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта № 1 (119) – 2015. – С. 184–187.
19. Фирсин, С. А. Оценка содержания уроков тренировок /С.А. Фирсин// Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта № 5 (123) – 2015. – С. 190–194.
20. Фирсин, С.А. Основные показатели отношения спортсменов к физическому воспитанию, урокам физкультуры, физкультурно-спортивной деятельности / С.А. Фирсин //Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций / – М.: АСОУ, 2015. – С. 2656 – 2659.
21. Фирсин, С.А. Система физического воспитания в досуговой деятельности образовательного учреждения как основа формирования духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи /С.А. Фирсин // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал.– Нижний Новгород, 2016. – №1. – С. 144- 148.
22. Шомуратов, А.А. Содержание и структура многолетней подготовки спортсменов / А.А. Шомуратов // Молодой ученый. – 2017. – №12. – С. 592–596.
23. Шоюсупова, Х. Б. Факторы, определяющие изменения динамики умственной работоспособности спортсменов в течение учебного дня / Х.Б. Шоюсупова // Молодой ученый. — 2017. — №1.2. — С. 55-57.
24. Эрдонов О. Л. Массовая физическая культура и спорт как базис здорового образа жизни учащейся молодёжи / О.Л. Эрдонов// Молодой ученый. - 2015. - №6. - С. 753-757.