Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Восприятие термина "иллюстрация" возможно и в широком, и в узком смысле этого слова. В широком значении иллюстрация представляет собой всякое изображение, поясняющее текст.
В узком, строгом смысле иллюстрацию рассматривают как произведение, которое предназначено для восприятия в определенном единстве с текстом, то есть расположенное в книге и принимающее участие в ее восприятии в процессе чтения.
Вместе с литературным произведением иллюстрации к нему воспринимаются и представляют собой единое целое. Изъятые из текста книжные иллюстрации порой могут стать малопонятными и невыразительными. Иллюстрации не являются самостоятельными и по сюжету, они находятся в соответствии с содержанием литературного произведения. обладают способностью его обогащения.
Книжная иллюстрация является особым видом изобразительного искусства, она развивает эстетическую восприимчивость, оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, что выражается, в первую очередь, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях.
Иллюстрация в детской книге часто представляет собой первое знакомство детей с миром изобразительного искусства. Пробуждая в ребенке те чувства и эмоции, которые вызывает в нас истинно художественное произведение, дополняя и углубляя содержание книги, и, наконец, обогащая и развивая его зрительное восприятие, книжная иллюстрация выполняет эстетическую функцию.
Важным в искусстве оформления книги является художественное слово, иллюстрации и отведенное для каждой из них место, шрифт, титульный лист, первый лист. Существуют строгие правила оформления книг, необходимость которых объясняет В. А. Фаворский в своем труде «Об искусстве, о книге, о гравюре» в разделе «О художественности, о пластической цельности и о форме»: «Когда мы перелистываем книгу с левой и правой страницами, мы как бы видим правую страницу, ведущую нас в глубь книги, и левая страница оказывается для нас несколько неожиданной, и мы на нее как бы оглядываемся. Поэтому все титульные листы, спуски (т. е. начальные страницы, где текст печатается не с самого верха), заставки ставятся на правой странице — они ведут нас в глубь книги. А большая страничная картинка на правой странице будет мешать нашему движению в книгу, она увлечет, захватит нас изображенным на ней пространством, поведет в свою собственную глубину. . . Эти разные качества и свойства страниц делают книгу разнообразной и сложной» .
Особенно важным является то, что В.А. Фаворский впервые обратил внимание на условность языка гравюры, на особенности творческого мышления художника-гравера. Ему принадлежит принципиальное мнение о важности материала для художественно-выразительного языка графики; он подчеркивал, что по-настоящему творческими и неотъемлемы от общего процесса создания гравюры являются все этапы ее создания: от замысла, эскиза, обработки материала и гравирования до печати.
В.А.Фаворский определил гравюру как искусство «черного и белого», в котором равно важны и взаимосвязаны и тот и другой цвет. Необходимо подчеркнуть, что сам В.А. Фаворский предпочитал работать в черно-белой гравюре, и в своих теоретических исследованиях не концентрировал внимание на цветном эстампе. Более всего среди техник эстампа художника привлекала классическая торцовая ксилография; он считал суррогатом гравирование по картону или другого рода «заменителях».
Целью работы является изучение графики как основы книжного искусства.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
‒ рассмотреть книжную иллюстрацию как жанр графического искусства;
‒ изучить технологии выполнения иллюстраций;
‒ изучить представления В.А. Фаворского о книжной графике.
Объект исследования: книжная графика.
Предмет исследования: представления В.А. Фаворского о книжной графике.
ГЛАВА 1 КНИЖНАЯ ГРАФИКА
1.1. Книжная иллюстрация как жанр графического искусства
История книжной иллюстрации не может рассматриваться только как прямое и последовательное художественное совершенствование. В ней были моменты создания шедевров, но можно выделить и периоды упадка, утраты художественного мастерства.
Литературные произведения вдохновляли и продолжают вдохновлять многих художников. Большая роль в искусстве прошлого принадлежала произведениям Овидия, Гомера, Вергилия и других античных авторов, Библии, Евангелию, произведениям Шекспира, Сервантеса. Были самыми разнообразными жанры, в которых художниками отражалось их содержание – станковая живопись, фреска, роспись на вазах, гобелены, графика в отдельных листах, эстампах и т.п. И конечно, особое место принадлежит книге.
В книжной графике действительность отражается через образное, наглядное воспроизведение ее зримых форм, передачу облика предметов и явлений окружающего мира, все многообразие воспринимаемых зрением событий. В свою очередь, книжную графику можно рассматривать как составную часть книжного издания. В состав книги включается литература, графика, искусство шрифта и полиграфическое искусство.
Художниками книги разрабатываются типы издания, конструкции книги, ее декоративное оформление, иллюстрационный цикл. Конструкция книги традиционна, она включает в себя книжный блок, обложку, переплет, суперобложку, форзац, титульный лист, шмуцтитулы, иллюстрации (фронтиспис, полосы, заставки, концовки, инициалы и т.д.), шрифты. Подчиняясь законам композиции, эти элементы объединяются в единый ансамбль.
История книги начинается с папирусных свитков (с III тыс. до н.э. в Древнем Египте), в первых веках н.э. появляются пергаментные кодексы (тип современной книги), которые были украшены рисунками и миниатюрами. Эта система оформления богато и сложно разрабатывается в бумажной книге средних веков Европы и Азии. Изобретение в середине XV века книгопечатания создало классическую европейскую книгу с сочетанием шрифта и гравюр (сначала на дереве, с XVII века на металле).
В XIX – начале XX вв. быстрое развитие репродукционной техники создало профессию художника книги, иллюстратора, сблизило книжную графику с полиграфией.
По способу исполнения и возможностям воспроизведения (тиражирования) графику можно разделить на два вида:
- уникальную, которая создает произведение в единственном экземпляре: рисунок, акварель, гуашь
- печатную. Печатная графика (гравюра) позволяет получить тираж художественных произведений, оттиски которых являются авторскими произведениями.
Современными типами графики является компьютерная графика, которая формируется в электронных системах. Соответственно целям, преследуемым изображением, иллюстрации подразделяются на научно-познавательные (планы, карты, чертежи, схемы и т.п.); художественно-образные (истолкование средствами книжной графики литературного произведения).
В зависимости от размера места, куда в книге помещена иллюстрация, в книге выделяются иллюстрации: фронтиспис; заставка; полосная иллюстрация (во всю страницу); полуполосная; разворотная (на двух страницах); оборонная (небольшой рисунок, окруженный текстом);
Фронтиспис представляет собой иллюстрацию в книге, которая размещается на левой стороне разворота титульного листа. В качестве фронтисписа может быть помещен портрет автора книги или того человека, о ком рассказывает данная книга; это может быть отражающий основное содержание произведения рисунок, иллюстрация к узловому эпизоду повествования. Обычно печать фронтисписа осуществляется отдельно, на более плотной или мелованной бумаге, и приклеивается к первой тетради книжного блока. Иллюстрации-заставки можно видеть в начале части или главы книги на спусковой полосе вместе с текстом, они маркируют начало одной из частей повествования, обычно расположены вверху страницы и отделяются белым полем от текста.
Иллюстрации-заставки способствуют сосредоточению внимания читателя на новом материале, создают эмоциональное настроение на него. Заставки могут изображать описанную в начале главы сцену; говорить о главной теме части или главы; показывать место действия или пейзаж, который должен вызвать соответствующее настроение у читателя.
Заставки могут быть также предметно-декоративными или символическими. Иллюстрации во многом определяют архитектонику книги, поэтому необходимо обращать внимание на равномерную насыщенность ими всего текста и их ритмичное чередование.
Иллюстрации-концовки находятся в конце частей, глав или всей книги. Они так же, как и заставки, могут быть орнаментально-декоративными, сюжетно-тематическими или символическими. Заставки и концовки выполняются в одном стиле, так как они взаимосвязаны и часто находятся рядом на книжном развороте.
Изобразительный язык иллюстрации определяется временем ее создания. Определяющими являются и те обстоятельства, при которых выпускается книга. Украшалась и иллюстрировалась лучшими мастерами рукописная и малотиражная книга. Книга конца XIX века, становясь ходовым товаром, нередко оказывается в руках иллюстраторов-ремесленников.
Однако, оценивать художественное качество иллюстрации нельзя только на том основании, что она нравится или не нравится. Такая оценка может быть обусловлена недостаточным знакомством с художественными произведениями, неразвитой еще способностью анализировать. Отрицательные эмоции могут быть обусловлены встречей с непривычным, неожиданным способом изображения, хотя самим литературным произведением этот способ диктуется.
Обязательны и необходимы для верного понимания художественной иллюстрации общая культура и эстетическое воспитание.
1.2. Технология выполнения иллюстраций
Композиция является важнейшим организующим компонентом художественной формы, который придает единство и цельность произведению, соподчиняет его элементы друг другу и всему замыслу художника. Слово "композиция" можно перевести как "соединение", а также "приведение в порядок".
"Компоновать" значит объединять отдельные части в целостное произведение. Задачей композиции является связь отдельных элементов, из которых состоит общая картина, между собой, соединение их в одно неразрывное целое. Ни одна часть в хорошо скомпонованной картине или рисунке не может быть удалена, и без того, чтобы не нарушилось художественное качество, ничто не может быть добавлено.
И наоборот, если иллюстрация скомпонована плохо, то из нее без ущерба можно удалить ту или иную часть и также без ущерба добавить новую.
В огромной степени эмоциональное содержание рисунка определяется выбором графических средств, требует соответствия их друг другу.
В графической смешанной технике, применяемой для иллюстрирования, иллюстрации выполняются с помощью акварели, черной туши и пера, на акварельной бумаге. Рассмотрим отдельно техники работы с данными материалами, так как при постановке и решении творческих задач необходимо знать о возможностях графических материалов, чувствовать, понимать гармоническую взаимосвязь сюжета и техники исполнения, т. е связь творческих задач с материалами рисунка.
Тонкие линии, контурные линии рисуются при помощи пера, пером же выполняется и штриховка. Чтобы рисунок не был монотонным, возможно варьирование толщины линий, дополнение рисунка черточками, мелкими штрихами, точками и т.д. Работа становится богаче и динамичнее.
Заметное место среди различных техник рисования принадлежит рисованию с помощью туши - изготовленной из сажи чёрной краски. Среди разновидностей её можно упомянуть жидкую, концентрированную и сухую в форме плиток или палочек. Высококачественная тушь имеет насыщенный чёрный цвет. Существует также разноцветная тушь, однако в работе она используется в исключительных случаях.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адамов Е. Б. Иллюстрация в художественной литературе. — М.: Искусство, 1959. — 88 е.
2. Бенуа А. Н. Задачи графики // Искусство и печатное дело. — 1910. № 2—3. — С. 44—45.
3. Воспоминания о художнике. В.А. Фаворский /сост.Г.А. Загянская, Е.С. Левитин. М., Книга, 1990.
4. Гончаров А.Д. А.В.Фаворский - художник книги. / Исследование и материалы. Сб. 11. СПб., Пигмалион, 1965. С.140-155.
5. Добкин С. Ф. Редактору и автору об оформлении книги. — М.: Книга, 1971. —272 е
6. Елекоев М. Л. Фаворский Владимир Андреевич. Альманах «Русскiй Антикварiатъ», 31 мая, 2002.
7. Загянская Г. Творческий поиск и философия художника./Искусство. 1986.- №4.-с.40
8. Загянская Г.А. Владимир Андреевич Фаворский – мыслитель и художник. // Обсерватория культуры № 2, 2005. С. 84 – 90.
9. Загянская Г.А. Фаворский. Обстоятельства места и времени. М., Гиттис, 2006
10. Книга о Владимире Фаворском./сост. Молок Ю.М. М., Прогресс, 1968.
11. Кравцов Г.А. В.А.Фаворский. М., Искусство, 1969.
12. Левитин Е. О гравюрах Фаворского // Книга Руфь. Мастер книжной иллюстрации В. Фаворский, М.,: Фортуна Лимитед, 2002 – 82 С.
13. Розанова Н.Н. Московская книжная ксилография 1920-1930 годов. М., Прогресс, 1982.
14. Фаворский В.А. Воспоминания современников. Письма художника. Стенограммы выступлений. М., 1991.
15. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре /сост. Е.С.Левитина. М., Книга, 1986.
16. Халаминский Ю. В.А. Фаворский. М., Искусство, 1964.
17. Эфрос А. Владимир Фаворский и современная ксилография.//Русское искусство. М., №1, 1923. с.37-54.