Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 5
1.1. Понятие сердечного ритма 5
1.2. Закономерности изменения сердечного ритма в зависимости от физической нагрузки 7
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 10
2.1. Задачи исследования 10
2.2. Методы исследования 10
2.3. Организация исследования 11
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 12
3.1. Особенности сердечного ритма до начала тренировочного занятия 12
3.2. Особенности сердечного ритма в процессе тренировочного занятия 13
3.3. Особенности сердечного ритма после окончания тренировочного занятия 13
3.4. Сравнительная характеристика динамики сердечного ритма 14
ВЫВОДЫ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Сердце – это один из самых важных органов в организме человека, который отвечает за прокачку крови через сосудистую систему. Этой функции в сердце подчиняется все его строение, особенности функционирования.
От того, каково физическое состояние конкретного человека зависит работа его сердца. В том числе отличается работа сердца у тренированных спортсменов и нетренированных людей. Эти отличия многочисленны, в том числе касаются и ритма сердца.
Под ритмом сердца понимается ряд циклических изменений, которые происходят с определенной периодичностью. Число, характер протекания таких сердечных циклов за определенный период времени позволяет сделать вывод о функциональном состоянии организма человека.
В спорте анализ особенностей изменения сердечного ритма крайне важен, т.к. позволяет оценить состояние организма спортсмена, эффективность нагрузок, которые он получает, динамически изменять подходы к планированию тренировочного процесса. Важностью анализа особенностей изменения сердечного ритма в спорте определяется актуальность данного исследования.
Цель исследования состоит в выявлении особенностей изменения сердечного ритма в течение тренировочного занятия у юношей 18-22 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности изменения сердечного ритма в процессе выполнения физической работы у юношей 18-22 лет.
2. Выявить особенности сердечного до начала, в процессе и после окончания тренировочного занятия у юношей 18-22 лет.
3. Сравнить полученные результаты
Объект исследования: юноши 18-22 лет.
Предмет исследования: особенности изменения сердечного ритма в течение тренировочного занятия у юношей 18-22 лет.
Методы исследования:
1. Теоретические – анализ литературы по проблеме исследования.
2. Практические – пульсометрия, математические методы анализа полученных данных.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Понятие сердечного ритма
Сердце человека начинает сокращаться еще во внутриутробном периоде развития и прекращает со смертью человека. Сердечный ритм состоит из многократно повторяющихся циклов, в которых участвуют все структуры, составляющие данный орган [1, 8].
Сердце предназначено для осуществления движения крови по сосудам, т.е. выступает в роли мышечного насоса [13].
В процессе работы сердца происходит последовательное механическое сокращение его отделов, что называется сердечным циклом. Сердечный цикл длится от начала одного сокращения до начала другого. Свое начало звено цикла берет в синусно-предсердном узле с генерации потенциала действия. Электрический импульс последователь передается на оба предсердия, вызывает их сокращение, которое носит название систолы. Далее возбуждение через атриовентрикулярный узел атриовентрикулярной задержки распространяется на желудочки, также вызывая их систолу (рисунок 1) [15].
Таким образом, можно выделить следующие фазы сердечного цикла:
– Систола предсердий, которая длится в среднем 0,1 с. Клетки синусного узла деполяризуются, возбуждение распространяется по миокарду предсердий, предсердия сокращаются. При том в них повышается давление, что вызывает дополнительное поступление крови в желудочки. Митральный клапан открыт, аортальный клапан – закрыт [17].
– Систола желудочков (0,33 с). волна возбуждения проходит через атриовентрикулярный узел , пучок Гиса, волокна Пуркинье, достигает клеток миокарда желудочков. Желудочки сокращаются. В начале сокращения происходит повышение внутрижелудочкового давления, предсердно-желудочковый клапан закрывается. Сразу после начала сокращения желудочков давление в них повышается. В течение 0,02-0,03 с происходит рост давления на полулунные клапаны аорты, легочной артерии, которое достаточно для их открытия. Как только давление становится достаточным (около 80 мм рт.ст.), клапаны открываются, кровь изгоняется их желудочков.
Рисунок 1 – Сердечный цикл [6]
– Диастола [9, 18].
При выслушивании сердца (аускультации) можно слышать два тона:
– I тон связана с закрытием атриовентрикулярного клапана в начале систолы. Его продолжительность составляет 0,14 с.
– II тон связан с закрытием полулунных клапанов аорты и легочной артерии в конце систолы. Его продолжительность составляет 0,11 с, он имеет более высокую частоту [4, 5].
Тоны сердца возникают как следствие напряжения клапанов сразу после закрытия, а также по причине вибрации прилегающих сосудов, стенки сердца, крупных сосудов в области сердца [10, 14].
В состоянии покоя сердце перекачивает около 4-6 л крови, при физической нагрузке – 8-10 л крови. Деятельность сердца внешне проявляется следующим образом:
– Электрические проявления (ЭКГ).
– Звуковые проявления (тоны сердца).
– Механические (верхушечный толчок, пульсовая волна) [11, 16].
Таким образом, сердце представляет собой орган, которые обладают способностью к автономному сокращению, что позволяет поддерживаться адекватный уровень кровотока в организме.
1.2. Закономерности изменения сердечного ритма в зависимости от физической нагрузки
В норме частота сердечных сокращений составляет 60-80 ударов в минуту. При работе выделяются следующие этапы увеличения пульса:
– Покой – 60-80 ударов в минуту.
– Разминочный – 50% от максимального показателя пульса.
– Аэробный (кислородный) режим нагрузки – 50-70 от максимального показателя пульса.
– Аэробно-анаэробный режим нагрузки – 70-80% от максимального показателя пульса.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анатомия и физиология человека: иллюстрированный учебник / И.В. Гайворонский, А.И. Гайворонский, В.Н. Николенко, Г.И. Ничипорук; под ред. проф. И.В. Гайворонского. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 664 с.
2. Афнагель А.В. Особенности показателей вариабельности середнячка ритма высококвалифицированных спортсменов, занимающихся греблей на байдарке / А.Д. Афнагель, А.А. Каркач, Ю.А. Новикова // Forcipe, 2019. – № Приложение. – С. 879-880.
3. Дмитриев Д.А. Нелинейные показатели вариабельности сердечного ритма при различных функциональных состояниях: монография / Д.А. Дмитриев, Е.В. Саперова, О.С. Индейкина. – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2019. – 171 с.
4. Журавлев В.Л. Физиология сердечно-сосудистой системы: учебник / В.Л. Журавлев,Т.А. Сафонова. – СПб.: изд. дом. Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2011. – 143 с.
5. Замчий Т.П. Физиология физкультурно-спортивной деятельности / Т.П. Замчий. – Омск: изд-во СибГУФК, 2016. – 113 с.
6. Зильбернагль С. Наглядная физиология / С. Зильбернагль, А. Деспопулос; пер. с англ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 408 с
7. Мельников Д.С. Методы физиологический исследований: учебное пособие / Д.С. Мельников, Ю.А. Поварещенкова, В.В. Селиверстова, Н.В. Кудрявцева. – СПб.: Национальный государственный университет физической культуры, спорта т здоровья им. П.Ф. Лесгафта, 2018. – 85 с.
8. Нормальная физиология: учеб. для студ. учреждений высшего проф. образования / В.Б. Брин и др.; под ред. Б.И. Ткаченко. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 687 с.
9. Нормальная физиология: учебник для высшего проф. образования / Л.З. Тель и др.; под ред. Л.З. Теля, Н.А. Агаджаняна. – М.: Литтерра, 2015. – 831 с.
10. Нормальная физиология: учебник для высшего профессионального образования / Л.З. Тель, Н.А. Агаджанян, К.М. ХАмчиев; под ред. Л.З. Теля, Н.А. Агаджаняна. – М.: Литтерра, 2021. – 831 с.
11. Нормальная физиология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / К.В. Судаков и др.; под ред. К.В. Судакова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 875 с.
12. Сидоренко Т.А. Анализ гендерных различий показателей сердечного ритма у спортсменов, занимающихся циклическими видами спорта / Т.А. Сидоренко, А.В. Калашников, Ю.Ю. Николаевич, Е.Г. Шурманов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2015. – № 5 (123). – С. 164-168.
13. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник для высш. учеб. заведений физической культуры / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2012. – 618 с.
14. Физиология нервной и сердечной деятельности: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / С.Ю. Завалишина, М.А. Гришан, Н.В. Воробьева, И.Н. Медведева. – Курск: Бескровный А.А., 2018. – 136 с.
15. Физиология человека с основами патофизиологии: в 2 т. Т. 2 / под ред. Р.Ф. Шмидта, Ф. Ланга, М. Хекманна; пер. с нем. под ред. М.А. Каменской и др. – М.: Лаборатория знаний, 2019. – 494 с
16. Физиология: учебник для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов / под ред. В.М. Смирнова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2016. – 576 с.
17. Филатова О.В. Физиология сердечно-сосудистой системы: учебное пособие / О.В. Филатова. – Барнаул: изд-во Алтайского гос. ун-та, 2013. – 191 с.
18. Швырев А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии / А.А. Швырев; под общ. ред. Р.Ф. Морозовой. – 2-е изд., стер. – Ростов н/Дону: Феникс, 2015. – 411 с.
19. Шилович Л.Л. Перспективы диагностического применения метода анализа вариабельности сердечного ритма в спорте (обзор литературы) / Л.Л. Шилович // Проблемы здоровья и экологии, 2012. – № 3 (33). – С. 59-63.
20. Edmonds R, Egan-Shuttler J, Ives SJ. Heart Rate Variability Responses to a Training Cycle in Female Youth Rowers. Int J Environ Res Public Health. 2020. 17 (22). 8391.