Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Мультикультурализм как один из типов политики национального характера в странах с населением с огромным культурным многообразием сейчас активно обсуждается в кругах науки в нашей стране, средствах массовой информации, среди общественно-политических деятелей и на многочисленных сайтах в Интернет.
Специалисты часто говорят о том, что мультикультурализм связан с Канадой – крупным многоэтничным государством, который обладает схожими чертами с Россией. Именно политика Канады в сфере мультикультурализм на сегодня – одна их наиболее успешных примеров стратегии урегулирования противоречий между этносами и нациями. Мультикультурализм является одним из самых популярных брендов Канады . Осуществление данной политики дало возможность не только снижать межэтническую напряженность, но и помогало гармонизации социальных коммуникаций, стало гарантом стабильности социального развития. Все это актуализировало тему возможности адаптаций Канады в обстоятельствах других стран, в том числе и в отношении нашей страны.
Но опыт стран Европы (Германии, Великобритании) показал, что мультикультурализм – не панацея в сфере разрешения межнациональных конфликтов. Несмотря на то, что социум и правительства стран предпринимали усилия, мультикультурализм в западных странах не только помог преодолеть имеющиеся сложности, но и инициировал новые.
Это закономерно вызвало сомнения в универсальности политики мультикультурализма и привело к критическому переосознанию базовых положений.
На сегодняшний день все чаще говорится, что мультикультурализм – это специфический феномен именно Канады, который связан с историей страны, ее географией и демографическими особенностями.
Объектом исследования является канадский мультикультурализм. Предмет исследования – современная точка зрения на мультикультурализм в Канаде.
Хронологические рамки исследования – 70-е годы прошлого столетия – настоящее время.
Целью данной работы является оценка влияния проблемы межпровинциальных торговых барьеров на экономику Канады и определение перспектив развития канадской внутренней торговли в будущем.
Задачи:
- рассмотреть сущность мультикультурализма;
- описать эволюцию канадского мультикультурализма;
- изучить специфику современного мультикультурализма в Канаде;
- проанализировать влияние мультикультурализма на различные сферы жизни в Канаде;
- ответить на вопрос: Канада – постнациональное государство?
Обзор источников и литературы
Для рассмотрения выбранной нами темы, прежде всего, необходимо обратиться к сущности самого понятия «мультикультурализм».
Первыми исследователями мультикультурализма на Западе были Г. Маркузе и И. Берлин. Они впервые ввели термин «мультикультурализм » в научный оборот.
В монографии «Американский мультикультурализм» отмечается, что термин «мультикультурализм» появился в Канаде в 60-е годы XX в. в ходе поисков путей разрешения ситуации и управления бикультурной (англофранцузской) страной .
Изучая историю возникновения данного понятия, В. Антонова в работе «Мультикультурализм: идеология, политика и культурный код» пишет, что впервые термин «мультикультурализм» появился в докладе Канадского правительства «Промежуточный отчёт Королевской комиссии по вопросам двуязычия и бикультурализма», опубликованном в 1965 г. Однако, автор отмечает, что остаётся неясным, каким было определение этого понятия в данном документе. Согласно В. Антоновой, мультикультурализм в Канаде - это, прежде всего, политический термин, ассоциирующийся с государственной политикой . По мнению доктора политических наук, политолога и эксперта Российского Совета по Международным Делам В. Малахова, мультикультурализм отождествляется с этническим, языковым, конфессиональным и жизненно - стилевым разнообразием того или иного общества. Он же указывает на то, что мультикультурализм - это некая доктрина, мировоззрение, устойчивая система взглядов, т.е. идеология. Автор также отмечает, что референтом мультикультурализма является определённая система мер, предпринимаемых государством с целью поддержания культурного разнообразия.
Проблемы мультикультурализма рассматриваются в ряде диссертационных работ, в которых представлены различные варианты толкования этого термина. Так, Н.С. Пригода в своём диссертационном исследовании на соискание учёной степени кандидата философских наук «Мультикультурализм как фактор формирования современного общества» (2009 г.) указывает, что понятие «мультикультурализм» означает сохранение культурной идентичности и реализацию идей толерантности в многонациональном государстве. В результате проведённого исследования, автор определяет это понятие как базовую категорию философии культуры, характеризующую бесконфликтное сосуществование и взаимодействие множества культур на одной территории в условиях равноправия и свободы самоутверждения каждого представителя национальной культуры .
Суконкина Т.Н. в диссертационной работе «Феномен мультикультура-лизма в современном обществе» (2011 г.) определяет мультикультурализм как наиболее эффективный способ мирного сосуществования различных этнокультурных групп на территории одной страны.
Наше исследование показало, что отечественные учёные рассматривают данное понятие, в основном, через категории «идеология», «политика» и «сосуществование» . Кирабаев Н.С. характеризует мультикультурализм как теорию, практику и политику неконфликтного сосуществования в одном жизненном пространстве множества разнородных культурных групп. Исследователь К.В. Акопян определяет мультикультурализм как комплекс разнообразных процессов развития, в ходе которых раскрываются многие культуры в противовес единой национальной культуре, что ставит под сомнение существование национальной идентичности. Сиванандан А. отмечает двойственную характеристику изучаемого понятия: с одной стороны, мультикультурализм, как положительное явление, означает культурное разнообразие и приводит к интеграции. С другой стороны, мультикультурализм, как отрицательное явление, приводит к сепаратизму . В этой связи считаем возможным согласиться с мнением этого исследователя, что именно общественно-политический контекст определяет, в каком направлении развивается мультикультурализм. Из вышесказанного следует, что в отечественной и зарубежной справочно-энциклопедической и научной литературе на данный момент ещё не выработана единая общепризнанная трактовка понятия «мульткультурализм», а многообразие его определений обуславливается разнообразием сущностных сторон рассматриваемого явления.
На основе вышеизложенного, определим понятие «мультикультурализм» как обеспечение на территории одного государства возможности равноправного сосуществования представителей различных национальных культур, основанного на принципах свободы, терпимости, уважения чести и достоинства личности.
Глава 1 Теоретические основы мультикультурализма. Канадский мультикультурализм: исторический аспект
1.1 Сущность мультикультурализма
Мультикультурализм является прежде всего философской проблемой, и его интерпретация в этом аспекте способствует формированию рациональной, гуманистической культурной политики: «В принципе мультикультурализм – это отношение как к иным (гетерогенным) основаниям своей культуры, так и отношение в целом к другим культурам.
Он предполагает признание множественности оснований любой культуры и признает значимость для него культурного взаимодействия и диалога» .
Таким образом, мультикультурализм является культурным явлением как объект философских исследований, и в широком смысле является неотъемлемой частью культурной политики.
Исходя из всего этого, следует отметить, что политика демократической культуры в конечном итоге приводит к формированию национально-культурной и гражданской идентичности, корпоративного мультикультурализма.
Именно поэтому стратегия мультикультурализма основана на следующих принципах культурной политики:
– многообразие культур отражает культурное разнообразие общества, и каждый гражданин может сохранять и развивать свое культурное наследие в таких социумах;
– мирное сосуществование различных культур создает потенциал стабильности для будущего обществ;
– политика культурного разнообразия создает благоприятные условия для реализации прав всех коренных народов и национальных меньшинств в любом государстве.
Следы восточной культуры, исторически существующей на Западе, объясняются его рациональными и плюралистическими ценностями. Различные интеллектуальные методы, появившиеся на Востоке, также включены в различные новые культурные парадигмы, формирующиеся на Западе .
Толерантность Запада, формирование среды межкультурного и межрелигиозного диалога, демократическая культурная политика являются основными факторами возникновения многокультурного общества. Как известно, среди экономических, законодательных и концептуальных показателей культурной политики аспект философской ценности входит в содержание последней. Существуют либеральные, просвещающие, государственно-бюрократические, рыночные модели, а также модель этнической свободы культурной политики. Мультикультурализация политики в области культуры также играет важную роль. В этой связи заслуживает внимания проявление принципов мультикультурализма на этнокультурном, гражданском, религиозном и региональном уровнях.
Появление политики мультикультурализма в дискурсах о толерантности и плюрализме, которые являются основой либеральной демократии, также представляет большой научный интерес.
В западных странах мультикультурализм изучается как социокультурный феномен и культурная концепция, характеризующая разнообразие культур. Термин «мультикультурализм» относится к постмодернистским парадигмам мышления, которые требуют свободы выбора культурной идентичности перед лицом всех форм насилия. Термин впервые появился в политическом лексиконе в 60-х и 70-х годах двадцатого века, а позже был использован в качестве научной концепции в 1990-х годах. «Несмотря на различие трактовок, можно выделить две значения данного термина:
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Антонова В. Мультикультаризм. - М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2012. - 118 с.
2) Арутюнян К. С., Мультикультурализм как социокультурный феномен полиэтнического общества // Вопросы философии. — 2018. — № 8. — С. 26-33.
3) Атаян В. В., Ценностные векторы западного и незападного мультикультурализма // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2020. — № 1. — С. 35-38.
4) Багдасарьян Н. Г., Националистический поворот: от консолидации к конфликту // Социальная политика и социология. — 2019. — Т. 18, № 2. — С. 172-179.
5) Бородулина А. С., К определению мультикультурализма // Вестник Московского университета. Сер. 8, История. — 2017. — № 3. — С. 63-80.
6) Грудзинский В.В. На повороте судьбы: Великая Британия и имперский федерализм (последняя треть XIX–первая четверть XX веков). Челябинск, 1996. C. 282–283.
7) Дубров Д. И., Современные исследования межгрупповых идеологий: ассимиляционизм, этнический дальтонизм, мультикультурализм, поликультурализм // Общественные науки и современность. — 2019. — № 1. — С. 143-156
8) Еременко К.С. Эволюция отношения канадцев к экономическому и военному сотрудничеству с США в 1950-е гг. // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2014. № 1 (27). С. 117–126.
9) Иванов А.Г. Канадский опыт формирования имиджа страны и строительства институтов Soft Power // Дискурс-Пи. 2014. Т. 11. № 2–3. С. 123–128.
10) Ильинская, С. Г. Толерантность как принцип политического действия: история, теория, практика. М. : Праксис., 2007.
11) Канада 1918–1945 / под ред. Л.В. Поздеевой. М., 1976.C. 113
12) Конституция Соединенных Штатов Америки // Конституции зарубежных государств. М.: Бек, 1996.
13) Королев В. К., «Декоронация» глобализации и этномультикультурализм в посткризисной экономике // Философия хозяйства. — 2020. — № 3 (129). — С. 44-59.
14) Мамед-заде И. О философии мультикультурализма // Вопросы философии, 2016. №10. С. 203-208.
15) Миронов В. В., Мультикультурализм: толерантность или признание? // Вопросы философии. — 2017. — № 6. — С. 16-28.
16) Нарочницкая Е.А. Мультикультурализм как философско-политическая концепция//www.perspektivy.info/print.php?ID=259962 (дата обращения: 22.04.2021)
17) Некрасов С.И., Некрасова Н.А., Платошина В.В. Американский мультикультурализм [Электронный ресурс]. - Из-во «Академия Естествознания», 2011. - Режим доступа: http://www.rae.ru/monographs/127
18) Нохрин И.М. Межэтнические отношения и национальная идеология в Канаде в Новое время. Челябинск, 2016.
19) Нохрин И.М. Прощание с Империей: национальная политика в Канаде в «либеральную эпоху» Уильяма Лайона Маккензи Кинга // Pax Britannica: история Британской империи и созданного ею мира. Челябинск, 2016.
20) Нохрин И.М . Мультикультурализм как форма национализма: канадский опыт конструиро-вания национальной идентичности на основе идеи культурного многообразия во II половине XX века // Magistra Vitae. 2017. № 2. С. 87–88
21) Осколков П. В., Мультикультурализм и европейские правые: в поисках Другого // Современная Европа. — 2019. — № 3. — С. 83-91.
22) Полетаева М. А., Философские основания европейской культурной политики: от мультикультурализма к гражданской интеграции : (на примере Германии) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2019. — № 6. — С. 6-14.
23) Пригода, Н. С. Мультикультурализм как фактор формирования современного общества: дисс. ... кандидата философских наук: 24.00.01 / Пригода Нина Сергеевна. - Омск, 2009. - 155 с.
24) Розин В. М., От традиционного понятия культуры к концепции пост(мета)культуры // Вопросы культурологии. — 2019. — № 3 (март). — С. 25-37.
25) Смирнов А., Баг мультикультурализма // Эксперт. — 2020. — № 24. — С. 13-19
26) Социокультурная антропология : история, теория и методология : энциклопедический словарь. — Москва. — Киров : Культура : Академический проект : Константа, 2012. — 998 с.
27) Степанов А. М., Транснациональный подход в современных миграционных исследованиях // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. — 2018. — № 1. — С. 116-127.
28) Табаринцева-Романова К. М., Конструирование общеевропейского культурного пространства: концепция мультикультурализма // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. — 2017. — Т. 12, № 4 (170). — С. 92-99.
29) Фейгин А. В., Толерантность: противоречия и перспективы // Конфликтология. — 2019. — Т. 14, № 3. — С. 235-246.
30) Черкасов А.И. Этнокультурная мозаика и межэтнические отношения в Канаде. М., 1999. С. 5.
31) Canadian Multiculturalism Act (R.S.C., 1985, c. 24
32) Morton, W. L. The Canadian Identy. Toronto, 1961
33) Tully J. The illiberal liberal. P. Kelly, ed. Multiculturalism Reconsidered. – Cambridge: Polity, 2002. p. 94-112.