Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня в поле зрения многих исследователей в области лингви-стики, журналистики, социологии, педагогики и других гуманитарных наук объектом изучения является дискурс с учетом его разных типов и ин-ституциональных характеристик.
В фокусе внимания данной статьи находится медийный дискурс (отметим, что в научной литературе синонимично используются понятия массово-информационный дискурс, медиадискурс, массмедиальный дис-курс, дискурс массмедиа). Он относится к институциональному типу, представляющему собой «динамическое, когнитивнокоммуникативное яв-ление; процесс и результат речевой коммуникации в условиях СМИ» [1].
1. Медиатекст как основное понятие массовоинформационного дискурса
1.1. Журналистский текст в цифровой среде:
поляризация и конвергенция функций
Одним из ключевых понятий массовоинформационного дискурса является текст или, точнее, медиатекст. «Большинство исследователей схо-дятся в том, что уровень массовой коммуникации придает понятию “текст” новые смысловые оттенки, обусловленные медийными свойствами того или иного средства массовой информации» [1, с. 47]. Как отмечает М. Ю. Ка-зак, смысловое наполнение термина медиа «позволяет называть медиатек-стом любой носитель информации, начиная от наскальных рисунков, тра-диционных книг, произведений искусства и заканчивая суперсовременны-ми феноменами технического прогресса. Однако, как обобщающий термин медиатекст закрепился именно за текстами массовой коммуникации» [2]. Медиатекст, далее пишет автор, «можно рассматривать, во-первых, как текст “в универсальном, классическом значении этого понятия” (Б. Я. Ми-сонжников); во-вторых, как уникальный или особый тип текста в отличие от текстов других сфер коммуникации (научных, художественных и др.); в-третьих, как совокупный продукт массовой коммуникации тексты журна-листики, рекламы и PR, каждый из которых имеет свои специфические ха-рактеристики» [2].
«В отличие от линейного толкования текста как объединенной об-щим смыслом последовательности вербальных знаков, текст в массовой коммуникации приобретает черты объемности и многослойности. Это происходит за счет совмещения вербальной части текста с медийными свойствами того или иного средства массовой информации» [1, с. 52]. Т. Г. Добросклонская утверждает, что текст представляет собой сообщение, точнее, «фотографическое отображение действительности»; медиатекст - это уже сообщение плюс канал передачи информации или, по-другому, видеоизображение, а медиадискурс выступает как сообщение в совокупно-сти со всеми остальными компонентами процесса коммуникации, к кото-рым относятся экстралингвистические факторы, связанные с созданием ме-диатекстов, с аудиториями, обратной связью, кодированием и декодиро-ванием информации с учетом культурологического фактора, а также исто-рического, политического, идеологического и иных контекстов» [1, с. 201].
Исследователь М. Ю. Казак полагает, что специфика медиатекста как медиапродукта определяется внешними условиями его существования, такими как 1) особый тип и характер информации; 2) «вторич -ность тек-ста» в текстах массовой коммуникации присутствуют все другие виды тек-стов, которые считаются «первичными»; 3) производство «на поток», од-норазовость, невоспроизводимость или, по-другому, стандартизованность, сиюминутность, быстротечность информации; 4) смысловая незавершен-ность, открытость для многочисленных интерпретаций; 5) специфический характер массмедийной интертекстуальности тексты СМИ ссылаются друг на друга и цитируют друг друга; 6) поликодовость текста его смешение с разными невербальными знаковыми системами; 7) медийность опосредо-ванность текста техническими возможностями передающего канала, зави-симость семиотической организации текста от форматных свойств канала; 8) многофункциональность массовых коммуникаций, которые осуществ-ляют воздействие на аудиторию через информирование, убеждение и воз-действие; 9) коллективное производство текстов (собирательный, коллек-тивно-индивидуальный автор); 10) массовая аудитория; 11) особый харак-тер обратной связи [2]. Автор заключает, что медиатекст это интегратив-ный многоуровневый знак, который объединяет в единое коммуникативное целое разные семиотические коды (вербальные, невербальные, медийные) и демонстрирует открытость текста на содержательносмысловом, компо-зиционно-структурном и знаковом уровнях. В качестве ведущих призна-ков медиатекстов выделяются медийность, как воплощение текста с помо-щью разных медиасредств, его обусловленность форматными и техниче-скими возможностями канала; массовость, и в сфере создания, и в сфере потребления медиапродуктов; интегра -тивность (поликодовость) текста, предполагающая объединение в единое коммуникативное целое различных семиотических кодов, а также открытость текста [2].
Для правильного понимания и восприятия текстов средств массовой коммуникации важным является не только знание языковой системы, но, как отмечает Т. Г. Добросклонская, и владение коммуникативным фоном, под которым понимается «совокупность условий и особенностей произ-водства, распространения и восприятия медиатекста», другими словами того, что стоит за его словесной частью. «Концепция коммуникативного фона охватывает достаточно широкий круг явлений: от особенностей со-циокультурной реконструкции событий и диапазона интерпретации до ка-тегории идеологической модальности, и понятия “метасообщения” в сово-купности с факторами, обуславливающими его восприятие» [1, с. 48].
«В основе концепции медиатекста лежит органичное сочетание еди-ниц вербального и медийного ряда» [1, с. 54]. Медиатекст характеризуется устойчивой системой параметров, включающих а) способ производства текста (авторский или коллегиальный); б) форму создания и в) форму вос-произведения (устную или письменную); г) канал распространения (носи-тель определенного средства массовой информации); д) функционально-жанровый тип текста (новости, комментарий, публицистика и др.); е) тема-тическую доминанту или принадлежность к определенному устойчивому медиатопику (политика, бизнес, культура) [1, с. 55].
1.2 Медиатекст конвергентных средств массовой коммуникации в контексте дискурса
Прежде чем остановиться на понятии медиатекст, следует рассмот-реть онтологические характеристики дефиниции текст. Данный феномен трактуется как цельный, связный и завершенный коммуникативный про-дукт, обладающий смысловым единством, тематической направленностью, определенной структурой. В классическом определении, предложенном И. Р. Гальпериным, текст представляет собой письменное сообщение, реали-зованное в виде документа и состоящее из ряда высказываний, которые объединены разными типами лексической, грамматической и логической связи, имеющее определенный моральный характер, прагматическую установку и литературно обработанное [5]. Как справедливо указывает В. И. Ивченков, «в ХХ веке ученые не пришли к единому подходу в опреде-лении текста. Тогда как сегодня это понятие требует нового осмысления и четкого разграничения аспектуальных свойств в комплексе всех его прояв-лений» [6, с. 74]. Наряду с лингвистическим подходом к тексту выделяется и культурологический, где он рассматривается в разрезе культуры, эпохи, истории. Каждый текст содержит информацию о периоде времени, когда он появился, т. е. его понимание выходит за рамки лингвистического тол-кования.
С учетом того что сегодня понятие текста расширяется, изменяется, преобразуется, приобретает новые смысловые оттенки, в журналистике используется не просто текст, а медиатекст. Как отмечает М. Ю. Казак, смысловое наполнение термина медиа «позволяет называть медиатекстом любой носитель информации, начиная от наскальных рисунков, традици-онных книг, произведений искусства и заканчивая суперсовременными фе-номенами технического прогресса» [7]. Он используется в коммуникативи-стике, теории журналистики, социологии и других дисциплинах для опи-сания реальности массовой коммуникации и массмедиа в современном об-ществе [8]. Однако как обобщающее понятие медиатекст закрепился имен-но за текстами массовой коммуникации [7].
Появление термина медиатекст обусловлено многими причинами, среди которых О. В. Красноя рова называет новые интернетреалии глоба-лизирующейся массовой коммуникации, а также расширение возможно-стей порождения, умножения, воспроизведения текстов новыми медиа: «Понятие “медиатекст” возникло как отражение взаимоотношений челове-ка с реальностью массмедиа в режимах offline и online, которая является, условно говоря, “вторичным” миром, миром повторяющихся схем, кон-цептов, знаков, образов уже известного, пройденного, закрепленного, маркированного определенными значениями и “старыми” смыслами» [8, с. 92].
Медиатекст «можно рассматривать, во-первых, как текст “в универ-сальном, классическом значении этого понятия” (Б. Я. Мисонжников); во-вторых, как уникальный или особый тип текста в отличие от текстов дру-гих сфер коммуникации (научных, художественных и др.); в-третьих, как совокупный продукт массовой коммуникации тексты журналистики, ре-кламы и PR, каждый из которых имеет свои специфические характеристи-ки» [7]. По утверждению Т. Г. Добросклонской, «в отличие от линейного толкования текста как объединенной общим смыслом последовательности вербальных знаков, текст в массовой коммуникации приобретает черты объемности и многослойности. Это происходит за счет совмещения вер-бальной части текста с медийными свойствами того или иного средства массовой информации» [4, с. 52]. Далее ученый уточняет, что текст пред-ставляет собой сообщение, «фотографическое отображение действительно-сти», медиатекст это уже сообщение плюс канал передачи информации, или, по-другому, видеоизображение, а медиадискурс выступает как сооб-щение в совокупности со всеми остальными компонентами процесса ком-муникации, к которым относятся экстра лингвистические факторы, связан-ные с созданием медиатекстов, аудиториями, обратной связью, кодирова-нием и декодированием информации с учетом культурологического фак-тора, а также исторического, политического, идеологического и иных кон-текстов [4, с. 201].
Глава 2. Жанровые формы медиатекстов в конвергентных сред-ствах массовой коммуникации и особенности восприятия мультиме-дийного продукта
2.1 Изучение медиатекстов
Изучение медиатекстов связано с их типологией, а для этого важно учитывать способы их создания и воспроизведения: например, интервью относится к устному тексту по способу его создания, однако является письменным по способу его воспроизведения. Немаловажное значение в типологическом описании текстов массовой коммуникации имеет способ распространения канал, по которому передается информация, поскольку именно он «определяет форматные свойства и языковые признаки текста» [4, с. 65].
О. В. Красноярова, принимая во внимание соответствующие кри-терии, предлагает свою (условную и не исчерпывающую огромное множе-ство текстов) классификацию типов и видов медиатекстов [8]. С учетом первого параметра медийного способа реализации (или по видам СМИ и СМК) определяются такие типы текстов, как газетножурнальный печат-ный, телевизионный, радиотекст, кинопродукция, текст мобильной комму-никации, интернеттекст, тексты альтернативной коммуникации (слухи, уличные объявления). Видами внутри перечисленных типов медиатекста являются их жанры. На основе второго критерия способа восприятия вы-деляются бумажнопечатный текст, аудиотекст, экранный текст, вебпубли-кация.
2.2 Группы медиатекстов
В дискурсе конвергентных средств массовой коммуникации медиа-текст представлен разными формами и жанрами, которые, как мы полага-ем, можно разделить на несколько групп.
К первой группе относятся медиатексты, содержащие иллюстратив-ный материал: статичная иллюстрация, которая выполняет те же функции, что и фотоиллюстрация в традиционных СМИ (например, отражает суть происходящего, расширяет информацию, а также помогает выстроить ви-зуальный ряд) [13]. В качестве статичной иллюстрации наряду с фотогра-фией может использоваться стоп кадр из видео, превью к инфографике, карикатура и др. Кроме того, это фотоленты, фоторепортажи, фотогале-реи как производные жанра фоторассказа о событии; они могут быть по-строены по тематическому принципу и, таким образом, отражать последо-вательность событий или представлять собой разные иллюстрации на об-щую тематику. Отмечается, что поразному может быть организована и навигация: в одном случае пользователь листает картинку за картинкой, в другом выбирает из превью. В то же время «фотолента может быть само-стоятельной “инфомолекулой”, самодостаточным рассказом, в котором будут только “технические” подписи (кто, где, когда) или минимальные комментарии, а может стать только частью большой мультимедийной ис-тории» [13, с. 132133]. К данной группе относятся слайдшоу, в которых изображение меняется прямо в телеиллюстрации. Важно, чтобы в этом случае все элементы относились к теме заметки, а действие развивалось по-следовательно. Это также карикатура, которая в КСМК может стать ани-мационной, в ней может присутствовать движение, действие и даже звук.
вторую группу составляют жанры и форматы, включающие в свое содержание различные аудиоматериалы. К ним относятся подкасты фраг-менты радийной программы или начитанные тексты сообщений, аудиоил-люстрации, представляющие собой фрагменты аудиозаписей, функция ко-торых заключается в передаче смысловой или эмоциональной нагрузки отдельным частям текста. Наряду с перечисленными жанрами и формата-ми определяются и такие, как аудиоверсия текста (начитанный текст сооб-щения), аудиосюжет, который содержит не только подобный текст, но и цитаты ньюсмейкера, интершум.
Заключение
Таким образом, сегодня медиатекст не только линейная последова-тельность вербальных знаков, а семиотически усложненный, креолизован-ный мультимедийный продукт коммуникации, который наряду с классиче-скими характеристиками, функциями и свойствами текста приобретает но-вые качества и форматы, особенности содержания и воспринимается ауди-торией подругому за счет такого процесса, как конвергенция. Это уже не просто сук цессивное восприятие информации, а многомерное, многовек-торное, симультанное. Читатель сам может выстроить путь получения ин-формации из медиатекста, двигаясь в определенном направлении, и таким образом конструировать собственный текст.