Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня человечество переживает третий этап развития общества – постиндустриальный, который характеризуется высоким уровнем развития информационной культуры и постоянным ростом степени влияния средств массовой информации на социум. И если в доиндустриальном обществе общество решало проблему самоорганизации, в индустриальный период – проблему самообеспечения, то сегодня, в постиндустриальный период, главной целью общественного движения является самоидентификации. Безусловно, самоидентификация предполагает развитие духовной составляющей, а значит, и культуры. То есть, сегодня культура стала локомотивом развития человеческой цивилизации и основой развития бытия и сознания в индивидуальном, групповом, общественном измерении. В настоящий момент культура играет роль стержня человеческого бытия и сознания в индивидуальном, групповом, общественном измерении. Культура выступает в качестве основы, конституирующей не только социальную организацию, но и тип человека . Важной частью этой культуры уже давно является информационная культура. Причем по уровню влияния на социум лидируют средства массовой информации. Именно поэтому в данном исследовании большое внимание уделено синтезу духовной культуры и массовой информации. Этот синтез имеет огромное влияние на формирование социума в целом, и отдельного индивида в целом. В этом синтезе рождаются, формируются, развиваются новые общественные нормы морали, правила поведения.
По мере развития средств коммуникации доступ индивида к информации был значительно облегчен, параллельно выросла и зависимость общества от информации. На заре развития печати первые газеты, а следовательно, и новости доходили до читателя раз в месяц, затем раз в неделю, позже, раз в день, а с появлением утренних и вечерних газет – два раза в день. После изобретения радио, а затем и телевидения, новости стала доступнее, но слушатель и зритель новь зависел от источника их распространения – радио и телевизора. И лишь с появлением персональных компьютеров, информационных сайтов, а затем и смартфонов, информация буквально заполнила нашу жизнь, и образовалась некая зависимость. В обществе появилась некая предвзятость к людям, которые не знают о происходящем в мире. Поэтому большинство стремится быть все время в курсе происходящего, и буквально не выпускают из рук смартфоны. За последние годы индивид, из категории потребитель информации перешел в новую категорию – источник (как участник или свидетель событий), передатчик (через социальные сети), потребитель и создатель информации (в социальных сетях).
Целью данной работы является рассмотрение сущности информационно-коммуникативного общества.
Задачи:
- описать актуальные тенденции в развитии технологий распространения информации и медиа. Трудности в определении сущности и функций Интернет-СМИ;
- рассмотреть сущность «информационной культуры»;
- изучить информацию и ее трансформация в современном обществе. Роботы и искусственный интеллект;
- проанализировать цифровизацию общения и ее влияние на политическую сферу. Боты и цифровые аватары как способ коммуникаций;
- изучить перспективы технологического развития в информационном обществе: концепцию К. Шваба
- описать социальные коммуникации в кризисных ситуациях;
- проанализировать новые формы социальной организации в информационном пространстве.
Объект исследования – информационно-коммуникативное общество. Предмет исследования – особенности коммуникаций в современном обществе и их будущее.
Глава 1 Информационно-коммуникативное общество: сущность, особенности
1.1 Актуальные тенденции в развитии технологий распространения информации и медиа. Трудности в определении сущности и функций Интернет-СМИ
Последние десять лет в сфере медиа говорят о том, что сейчас информационно-коммуникационная среда проходит период глобальных трансформаций, как итог – преимущественно одноканальная система распространения информации становится многомерной структурой, где каждый участник может в любой момент пообщаться с любым другим участником системы или со всеми одновременно.
Происходит глобальное распространение социальных сетей, блогов, индивидуальных масс-медиа и пр.
Эта проблема становится важной для развития мировой экономики и социальной, политической структуры общества. Масс-медиа определяют особенности устройства социума, методы создания в нем сообществ, их коммуникации с институтами государства. Масс-медиа определяют типы организации экономики, особенности занятости населения, образ жизни и социальные установки большей части населения в стране. Но все таки основные формы существования социума, основы управления им, коммуникации, характер современного социума сохранятся .
Растущий масштаб влияния масс медиа на разнообразные сферы общества и страны требует выверенной стратегии управления ситуацией в развитии сферы медиа. Это подчеркивается также тем, что уровень и размах вложений в развитие быстро трансформирующихся технологий становится все более приоритетным, а уровни влияния новых масс медиа все меньше и меньше прогнозируемы.
Даже учитывая то, что в настоящее время увеличиваются показатели потребления информации в сети, концентрация производства информации будет сохраняться за профессиональными СМИ. Но события интерпретируются и доступны практически каждому. То, насколько авторитетен источник информации, определяет уровень доверия к ней. Основной способ передачи первичного новостного контента – беспроводные и проводные интернет и другие сетевые технологии, которые могут передавать огромные объемы информации в режиме реального времени.
Интерактивность становится нормой. Уже привычно, что автор статьи напрямую коммуницирует с аудиторией, обсуждает сложные и важные вопросы.
Актуален вопрос того, какая информация может находиться в доступе общественности (библиотеки, масштабные архивы).
Если же говорить про профессиональный контент, то практически нет отличий в его аудитории. Но есть принципиальное отличие между типами такого контента и способами его доставки читателю. Происходит усиление важности индивидуализации в потреблении контента.
Также есть тенденция дробности потребления. Например, пользователю удобнее прочесть статью вместо газеты, увидеть один сюжет вместо целого выпуска новостей и пр. Следовательно, сама аудитория становится более сегментированной и дробной. Также важно подчеркнуть, что сейчас читателю в Интернет-СМИ важны звук и визуальная картинка. Поскольку онлайн-СМИ влияют непосредственно на общество, он изменяется. Не только в сфере информации, но и в экономике, политике формируются сетевые структуры. Средства массовой информации запускают процессы изменений социума и, соответственно, развиваются сами.
Новые прогрессивные Интернет-СМИ могут существовать только в постоянно меняющихся условиях. Поэтому консервативные методы оценки системы СМИ уже важно пересматривать.
Сложность состоит в том, что часто нет критериев, по которым конкретный сетевой ресурс информации может быть назван областью средств массовой информации. Время от времени в сети мы можем увидеть различные интерпретации и характеристики, что нужно и можно считать за онлайновые СМИ. Онлайн СМИ есть уже более десяти лет, но пока нет общепринятого мнения к и определению. Кто-то утверждает, что Интернет – это просто канал распространения информации, кто-то – что это новая среда для общения, где есть и средства массовой информации в том числе. Последние могут быть самостоятельными. Нет также и методов исследования Интернет-изданий. Поэтому сложно произвести классификацию онлайн-СМИ. Но, так или иначе, в информационном пространстве Интернет-СМИ существуют и это не нуждается в аргументах. И с каждым годом роль Интернет-СМИ все более и более увеличивается. Интернет-СМИ – это целая индустрия, куда, например, перетекают финансовые вложения в рекламу от традиционных СМИ. Интернет-СМИ сливаются с телевизионными, радио СМИ.
Интернет – это способ общения. При помощи СМИ каждый сайт – это средство общения. У многих руководителей и менеджеров, если брать нашу страну, есть Интернет-блог. Каждый день в блогах публикуется более 1,5 млн сообщений.
Интересный факт. Мы можем не знать имена соседей по лестничной площадке, но узнать больше информации из форумов и от блоггеров.
Из недостатков или минусов того, что сейчас так развиты онлайн-СМИ, является то, что страдает качество материалов, которые они предоставляют. Часто федеральные журналисты, взяв информацию из онлайн-СМИ, не проверяют ее, и это может привести к курьезам.
Где больше доверия – к Интернет-СМИ или к официальным источникам? Сложный вопрос. Область Интернет-СМИ специфична, ее предпочитают издатели традиционных СМИ, ведь не просто так большинство газет и журналом имеют сайты с Интернет-версиями. Между традиционными СМИ и Интернет-изданиями идет экономическая конкуренция: бумажные газеты получают около 70 % доходов от рекламы, но сейчас эти поступления замедляются, т. к. бурными темпами растет рекламная выручка Интернет-изданий. Проблема в естественных ограничениях, которые в Интернете не преодолеть. Например, продажи услуг в Сети эффективны, а продажи недвижимости невозможны. По оценкам различных специалистов (журналисты, политологи, социологи и т. п.), будущее Интернет-СМИ в мире одновременно радужно и непредсказуемо. Никто не знает точно, какую роль информация в Сети будет играть через несколько лет.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Аджемов А. С., Цифровой интеллект - эффективный помощник в системе обучения // Вестник связи. — 2020. — № 9. — С. 11-15.
2) Азаров К. В., Критика цифрового разума : коллективная монография. — Санкт-Петербург : Академия исследований культуры, 2020. — 293, [1] с
3) Быков И.А., Халл Т.Э. Цифровое неравенство и политические предпочтения интернет-пользователей в России //Полис. Политические исследования.- 2011. -№5.-С. 151-163.
4) Евдокимов В. А. Массмедиа в социокультурном пространстве. — М.: ИНФРА-М, 2018
5) Знание и мудрость в глобализирующемся мире // Доклад ректора МГУ им. М.В.Ломоносова академика В.А. Садовничего на пленарном заседании IV Российского философского конгресса «Философия и будущее цивилизации» (24 мая 2005 г., Москва)
6) Информационная эпоха: вызовы человеку. — М.: РОССПЭН, 2016
7) Каймин, В.А. Информатика: Учебник для вузов / В.А. Каймин. - М.: ИНФРА-М, 2017
8) Красовская Н. Р., Технологии манипуляции сознанием при использовании дипфейков как инструмента информационной войны в политической сфере // Власть. — 2020. — № 4. — С. 93-98.
9) Лексин В. Н., Человек на рынке искусственного интеллекта // Свободная мысль. — 2020. — № 3 (1681). — С. 29-44.
10) О чем говорят роботы? URL:http://pltf .ru/2019/08/21/o-chem-govorjat-roboty/ (дата обращения: 18.04.2021).
11) Петровская О. В., Принцип достоверности информации и его реализация в информационном обществе: теоретико-правовые проблемы // Право и государство: теория и практика. — 2020. — № 3, Ч. 2. — С. 207-211
12) Президент Рональд Рейган. В поисках мира дорогой свободы. Вашингтон, 1986
13) Рассел С., Норвиг П. Искусственный интеллект. Современный подход. (2-е издание) — М.: Изд-ский дом «Вильямс», 2006
14) Сачмен Л. Реконфигурация отношений человек –машина: планы и ситуативные действия.-Москва: Элементарные формы, 2019
15) Сипко Е.С. Популярность влогов в информационном пространстве России // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Филологические науки. Том 2 (68). № 4. 2016. С.22-28
16) Сотой М. Код креативности. Как искусственный интеллект учится писать, рисовать и думать – М.: Колибри, 384 с.
17) Толкачев С., Концепция отраслевого распространения базисных технологий: новый технологический мегацикл // Экономист. — 2020. — № 1. — С. 25-35.
18) Федорченко С.Н.Феномен искусственного интеллекта: гражданин между цифровым аватаром и политическим интерфейсом //Журнал политических исследований.- 2020. -Т. 4.-№2.-С. 34-57
19) Фурсов К. А., Смещение фокуса в развитии науки и образования как ответ на вызовы современности // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2020. — № 3. — С. 68-72.
20) Хапров С. Цифровой коммунизм [Текст] / – М.: Московский финансово-промышленный ун-т «Синергия», 2013. -183 с
21) Шваб К., Четвертая промышленная революция: перевод с английского - М.: «Эксмо»,2018-288 с.