Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Цифровое искусство, которое принято называть мультимедийным искусством или искусством новых медиа объединяет бесконечное количе-ство произведений, созданных с помощью или под влиянием компьюте-ров, гаджетов, программного обеспечения и коммуникационных сетей.
Они складываются в отдельные направления, и по поводу некото-рых из них есть своя классификация и исследовательская база. Большин-ство же явлений цифрового искусства остаются не вполне изученными и осмысленными из-за их количества. Техническая доступность средств производства и относительная простота создания цифрового искусства изменили и статус произведений, где больше нет категории уникальности, и статус художников, которых все чаще принято описывать определением «content creators», то есть «создатели контента», и рассматривать в одном порядке с авторами текстов в социальных сетях, ведущими инстаграм-блогов, телеграм- и ютьюб-каналов, а также относительно новым классом — тиктокерами. Важным параметром искусства новых медиа является то, что оно существует и развивается (а иногда и умирает) в пространстве ин-тернета и социальных сетей. Отсюда еще одно его определение — online-based art, или онлайн-искусство.
1. Digital art: искусство цифрового пространства
1.1 Предыстория. Нет-арт и ранние эксперименты художников в Сети
Сегодня возможности для творчества и самовыражения поистине безграничны. Новые технологии позволяют создавать всё что угодно из чего угодно, поэтому самым перспективным и активно развивающимся направлением в искусстве становится digital art.
Цифровое искусство (его также называют мультимедийным или ис-кусством новых медиа) объединяет множество форм. Это цифровая живо-пись и иллюстрация, фотография и скульптура, 3D-графика, гейм-арт, ин-терактивные инсталляции и многое другое. Бесчисленные digital-творения объединяет то, что все они создаются при помощи компьютера, смартфона и других гаджетов.
Первые цифровые произведения искусства начали появляться уже в 1960-х годах. Джон Уитни, например, экспериментировал с примитивны-ми аналоговыми ПК, которые собирал самостоятельно. Особенно известна его анимационная заставка к фильму Хичкока «Головокружение». В числе пионеров направления также был Чарльз Сури. Ему удалось сгенериро-вать на компьютере изображение колибри и «отправить» птицу в полёт.
Рисунок 1. Джон Уитни, анимация к фильму «Головокружение», 1958. Источник: Instagram: @johnwhitney
Сам термин digital art начал использоваться в начале 80-х с появле-нием компьютерной программы AARON. Впервые ей воспользовался ху-дожник Гарольд Коэн. Он разместил на полу большой холст и с помощью робота нанёс на него изображение, которое сейчас можно увидеть в лон-донской галерее Тейт.
Рисунок 2. Гарольд Коэн, Untitled Computer Drawing, 1982. Источник: Tate Modern
Цифровое искусство трансформируется вместе с развитием новых технологий. С каждым днём у современных художников появляется всё больше инструментов для создания произведений и площадок для их раз-мещения. Интернет и социальные сети дают полную свободу самым раз-ным художникам – это настоящая революция в арт-пространстве.
Сейчас главной площадкой для ознакомления с любым видом ис-кусства становится Инстаграм. Талантливые авторы создают свои блоги и набирают миллионы подписчиков, задавая популярные тематические направления в digital-искусстве. Американский художник Майк Винкель-ман привлёк аудиторию своими гротескными гиперреальными работами на острую социальную тематику, а также образами из видеоигр и фанта-стических фильмов.
Цифровое искусство трансформируется вместе с развитием новых технологий. С каждым днём у современных художников появляется всё больше инструментов для создания произведений и площадок для их раз-мещения. Интернет и социальные сети дают полную свободу самым раз-ным художникам – это настоящая революция в арт-пространстве.
Сейчас главной площадкой для ознакомления с любым видом ис-кусства становится Инстаграм. Талантливые авторы создают свои блоги и набирают миллионы подписчиков, задавая популярные тематические направления в digital-искусстве. Американский художник Майк Винкель-ман привлёк аудиторию своими гротескными гиперреальными работами на острую социальную тематику, а также образами из видеоигр и фанта-стических фильмов.
Рисунок 3. Майк Винкельман, 2020. Источник: Instagram: @beeple_crap
Интересны работы французского художника Дориана Легрэ (Dorian Legret), на создание цифровых работ его вдохновляет искусство эпохи Возрождения. Яркие коллажи автора доказывают, что digital art тесно связан с шедеврами прошлого, а новое и старое могут взаимно до-полнять друг друга.
Рисунок 4. Дориан Легрэ, Paradis (Рай), 2020. Источник: Instagram: @dorianlegret
Российская художница Елена Шейдлина определяет свой стиль как «сюрвиртуализм». Она работает в жанре арт-фото и цифровой живописи, трансформируя фото и видео с помощью цифровых технологий. Фанта-стические образы Шейдлиной сравнивают с Алисой Льюиса Кэррола. Свои работы
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Гельман М. Художник и Интернет -посланники будущего в стране прошлого // EVA'09. - М., 2019. -- С. 8~1~1-8~1~2.
2. Интернет и российское общество/ Под редакцией И. Семенова; Моск. Центр Карнеги. - М.: Гендальф, август 2019. - 279 с.
3. Ковалев А. К вопросу о невозможности цифрового искусства // EVA'09. - М., 2009. - С. 8~2~1-8~2~2.
4. Куталов-Постоль К. Сойти с «гуманитарного ума» // Независимая газ. -- 2007. - 18 окт.
5. Майстрович Т. В. Библиотеки и музеи в контексте «личных институтов культуры» // EVA'2008. - М., 2018. - С. 7~2~1-7~2~2.
6. Синицына О. Проблема поиска качественных электронных ресурсов по искусству в Интернет // EVA'09. - М., 2019. - С. 7~8~1.
7. «Русский альбом» - от традиционных форм искусства к новейшим
8. Орлова, Е. Музыкальное образование в контексте цифровых искусств // Музыка в школе. Музыка и Электроника. - Объединенный выпуск, №1. - 2019. - С.71-74.
9. Хоффман, Кэти Рай. Технология - Искусство - Коммуникация. 2019
10. Шаманов К. Выставка «Новый отсчёт. Цифровая Россия вместе с Sony». 2020