Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность избранной темы определяется реалиями жизни рос-сийского общества. В современной России происходят масштабные циви-лизационные перемены: трансформация государственного и общественно-го строя сопровождается пересмотром системы идеалов отечественной ци-вилизации; культивирование ценностей и норм поведения западного ан-глосаксонского мира влечет утрату россиянами национальной идентично-сти. В этих условиях проблема сохранения культурно-исторического наследия может быть приравнена к важнейшим вопросам национального жизнеобеспечения, а исследование традиционного жизненного уклада россиян становится одной из приоритетных задач историков.
Заметная часть русских традиций связана с православием. В доре-волюционной России Православная церковь выступала не только как об-щественный институт, но и, в определенной степени, как хранительница национальной культуры. Представители церкви (в первую очередь при-ходские священнослужители) в силу пастырского призвания должны были стремиться к воплощению в своей жизни принципов национально-православного домостроительства, а потому' история их повседневной жизни является одной из самобытных страниц российского прошлого. Особый интерес представляет период в истории российского священства, приходящийся на вторую половину XIX - начало XX в., когда в условиях социальной духовное сословие оказалось частью общества, наиболее по-следовательно сохранявшей отечественные культурно-бытовые традиции. В то же время, особенности жизненного уклада приходских священно-служителей в указанный период до сих пор изучены историками довольно слабо.
Глава 1. Досуговая практика в истории повседневной жизни
1.1 Повседневность понятие
Облик России в первой половине 19го века очень серьезно меняет-ся. С отменой крепостного права происходят кардинальные изменения в социальной структуре русского общества. Во-первых, оно стало свобод-ным, лично по крайней мере оно стало свободным. Все-таки, о граждан-ских свободах здесь говорить не приходится, но это в конце концов, и раз-ные понятия. Но лично свободным русское население стало.
И начинается процесс урбанизации, то есть массового переселения сельского населения в города. В России во второй половине 19 века это был процесс, скажем так, не совсем здоровой или вызванный не вполне здоровыми явлениями. Дело в том, что большинство русского крестьян-ства после освобождения оказалось безземельным, то есть не так уж и мно-го эта реформа об отмене крепостного права русскому крестьянину дала. И люди уезжали в города для того, чтобы, соответственно, каким-то обра-зом улучшить свое материальное положение. Но какими были эти города? Как эти города встречали новое население?
Изменение структуры городов
Города, конечно, изменились. Изменились по отношению к преды-дущей российской истории. Если раньше, после знаменитой жалованной грамоты городам, городское население было тоже такой специфической корпорацией, определенным сословием, то теперь, ввиду того, что вот эти вот городские рамки размываются, и самое главное меняется экономиче-ские условия жизни, вот все это влекло за собой изменение и структуры самого города.
Освещение
Меняется коммунальное хозяйство, то есть появляется городское освещение. То есть, если раньше это освещение было, как правило, свеч-ным, это было только в крупных городах, потом там появляются кероси-новые лампы, потом на смену керосиновым лампам приходит газовое освещение, представьте себе было и такое, то есть специальные газопрово-ды проводили подземные, и этот газ поступал в фонари, и это газовое освещение, соответственно, оно было очень тусклым, но, тем не менее, это было постоянным, ничто не могло этот газ потушить там и так далее.
А вот уже в 70е годы 19 века в Петербурге появляется электриче-ское освещение улиц. А несколько позднее такое освещение появляется и в Москве во второй половине 80х годов. То есть мы видим налицо, все- таки, технические новации.
Общественный транспорт
Появляется общественный транспорт. Да, изначально этот обще-ственный транспорт был все еще, но по нашим с вами представлениям, наверняка, примитивным, Например, в Петербурге появляются конки. Что это такое? Это трамвай, тягловой силой которого были лошади. Пред-ставьте себе, трамвай, впереди которого несколько запряженных лошадей и они по рельсам везут вот этот такой специфический экипаж, но вместе с тем это, все-таки, уже общественный транспорт, и для жителя деревни, ко-торый приезжал в крупный город, открывал для себя иной тип цивилиза-ции — это, конечно, был культурный шок.
Конечно, почта, телеграфное сообщение, несколько позже появляет-ся телефонная связь. То есть мы с вами видим, что жизнь становится тех-нической. Жизнь, в общем, бьёт ключом. И всякие изобретения, которые были сделаны в 19 веке, они, может быть, что-то с большим опозданием, а что-то, наоборот, в общем то, в ногу со временем появляется в том числе и в России. Ну и, безусловно, это прежде всего именно в городах.
Как делилось городское население
Но как делилось городское население по, скажем так, по бытовым условиям, по уровню своего благополучия? Сословное деление России то-гдашнее оно, безусловно, предполагало еще и материальное деление. По-этому центры городов — это, как правило, было средоточие старой рус-ской аристократии, бывших помещиков, богатых заводчиков и предпри-нимателей, то есть тех людей, у которых были средства на то, чтобы стро-ить собственные дома, это были, так называемые нувориши, то есть люди, которые заработали свои состояния не так давно, а исторические здания, построенные в стиле ампира или в стиле классицизма — это, все-таки, бы-ли, конечно, здания, принадлежавшие бывшим русским аристократам ста-рой, что называется, русской аристократической кости.
Но постепенно эта аристократия уступала место новой нарождаю-щейся русской буржуазии, потому что, чем больше развивались экономи-ческие отношения, тем больше появлялось людей с большими состояния-ми. Эти люди могли уже позволить себе построить собственные дома, за-казывая их у лучших тогдашних архитекторов.
Бывшие купцы со своими женами уже имели возможность выезжать за границу на лечение, они ничем не отличались внешне от старой русской аристократии. Они одевались в те же самые одежды, а иногда и намного более дорогие одежды. Они отдыхали на курортах, они нанимали лучших преподавателей, поэтому бывшие купчихи иногда были образованы ни-чуть не хуже, а иногда и лучше, чем представители русской аристократии. То есть мы видим начинается процесс, что называется, смешения сословий, но, все-таки, сословное деление по-прежнему в России еще есть.
Мещане и интеллигенты
Но а что же другие сословия? Конечно, наряду с богатой аристо-кратией, богатым купечеством, в Москве, в Санкт-Петербург да и в других крупных российских городах жили люди и попроще. Это были старые русские мещане, представители мещанского городского населения, это бы-ли купцы, это были представители иных сословий, которые смогли вы-биться в определенную экономическую нишу и, соответственно, занимать домики одно, двухэтажные где-нибудь вблизи от центра, не так далеко, но все-таки жили намного более скромней.
Отдельной частью русских городов тогда были представители рос-сийской интеллигенции. Инженеры, учителя, врачи, представители творче-ских профессий, как правило, своих домов, своих особняков, особенно где-нибудь в центре, не имели. В силу того, что их профессии не приносили таких баснословных доходов, поэтому, соответственно, они не могли их себе позволить.
Но представители интеллектуальных профессий, все-таки, жили вполне прилично. Как правило, они либо арендовали, либо покупали себе большие, но по современным меркам, даже роскошные квартиры, где-нибудь в центре в престижных, таких респектабельных районах, и эти квартиры превращались по содержанию в нечто похожее на барские дома, но все-таки центром этих квартир, как правило, были рабочие кабинеты или богатые библиотеки. Имеется ввиду богатые, все-таки, по количеству книг, по количеству томов, которые были в этих библиотеках.
Интеллигенты очень гордились сколько у кого книг, соответствен-но, какое здание кто мог себе позволить и так далее. Тут нелишне вспом-нить знаменитое высказывание профессора Преображенского в ответ на предложение домкома Швондера, но это уже, правда, в пору гражданской войны, после октябрьской революции, когда ему предложили доброволь-но освободить библиотеку, на что профессор Преображенский сказал: «А где же в таком случае я буду читать, если я освобожу библиотеку? Может быть в ванной? Я себе такого позволить не могу».
Студенчество
В университетских центрах, таких как Москва, как Санкт-Петербург, как Казань, как Киев, жило достаточное большое количество студентов. Студенты — это особенная группа, это, все-таки, такая соци-альная структура, социальная единица, которая отличается от всего дру-гого общества, в силу того, что это молодые люди, это люди, как правило, радикальные. Студенчество всегда и везде имеет какие-о общие черты. Вот русское студенчество семидесятых, вернее даже шестидесятых — это один тип русского студенчества.